Разработка и реализация государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа написана на тему: «Разработка и реализация государственной политики», которая рассматривает такие вопросы как принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики, основное содержание современной Социально-экономической политики, роль и значение ежегодного Послания Президента РФ Парламенту России, а также реализацию государственной политики.
Работа включает 38 страниц машинного текста. При написании проекта было использован 21 источник литературы.

Содержание

Введение 5
1 Принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики 7
2 Основное содержание современной социально-экономической политики 13
3 Роль и значение Послания Президента РФ Парламенту России 21
4 Реализация государственной политики 25
Заключение 36
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

      Перед российским государством и обществом  стоят следующие задачи:

  1. установить новый социальный контракт;
  2. осуществить реформу власти;
  3. провести модернизацию экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПАРЛАМЕНТУ РОССИИ 

      Послание  Президента России Федеральному Собранию – ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

      Является  программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента [6].

        Послание главы государства (президента, монарха) парламенту – исторически сложившаяся форма взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.

      Обращение главы Российского государства  с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. В соответствии с пунктом ст. 84 Конституции Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. 

      С сугубо правовой точки зрения, президентское  Послание не является нормативным правовым актом главы государства и  не обладает юридической силой. Законами не предусмотрена также и форма  реагирования Федерального Собрания на послания Президента [9].

      По  своей конституционной природе  Послание не может рассматриваться  как юридический документ Президента, поскольку Конституцией предусмотрено  только два вида правовых актов главы  государства – его указы и распоряжения. При этом Послание является значимым политическим и программным документом, адресованным, по сути дела, не только парламенту, но и всем другим органам власти в Российской Федерации, обществу в целом. Поэтому справедлива характеристика таких посланий как политических актов с элементами распорядительных функций или как нормативно-политической формы деятельности главы государства [1].

      Палаты  Федерального Собрания по итогам заслушивания президентских посланий нередко  принимают специальные постановления, направленные на реализацию намеченных в посланиях законодательных  мероприятий [3].

      Субъекты  Российской Федерации в развитие положений Послания также принимают свои нормативные акты [6].

      Мы  ждем от государства, чтобы оно повысило уровень нашего благосостояния, чтобы  оно сделало нашу жизнь безопасной и внутри, и вовне, чтобы мы чувствовали  себя частью мировой цивилизации, сохранили  свою национальную и культурную идентичность и чтобы оно, государство, обеспечило будущее наших детей [5 с. 4]. И лишь консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь этих целей. Следовательно, научный анализ Посланий Президента России Федеральному Собранию РФ нужен для объективного понимания перспектив развития правового государства, поможет ученым-обществоведам правильно разъяснять направления и смысл правовой реформы, оградит от траты сил и средств на поиск путей реформирования общества на почве радикализма или консерватизма.

      В форме регламента или федерального закона процедура реализации посланий президента не предусмотрена. Сегодня  эта работа ведется по принципу прецедентного  права. На сегодняшний день формируется технология принятия и реализации политико-правовых решений, которая включает следующие последовательные шаги: определение основных направлений внутренней и внешней политики (ежегодное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию на будущий год), определение задач бюджетной политики на будущий год (бюджетное послание президента Российской Федерации); принятие послания Федеральным Собранием и корректировка планов работы парламента в течение года (в течение месяца после оглашения послания – постановления палат Федерального Собрания), работа совместно с правительством Российской Федерации над финансовым обеспечением объявленных приоритетов (второй–третий квартал) – над проектом федерального бюджета будущего года и с федеральным бюджетом текущего года в целях обеспечения решения неотложных государственных задач, объявленных в качестве таковых в послании.

      В 2005 году Совет Федерации специальным  постановлением о послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию принял «Программу действий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по реализации посланий президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». Программа рассчитана на период 2005-2015 гг. Программа, в частности, предусматривает создание рабочей группы Совета Федерации и организацию комплексной работы по конкретной подпрограмме, включающую организацию взаимодействия между комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также с соответствующими рабочими группами правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации президента Российской Федерации, подведение содержательных итогов работы [21].

      В 2006 году в Госдуме была образована рабочая группа по реализации положений  послания президента РФ Федеральному Собранию. В нее вошли руководители всех думских комитетов, за исключением регламентного, а также по три представителя всех фракций и один представитель независимых депутатов. Группу возглавил первый вице-спикер, единоросс Олег Морозов. Срок полномочий рабочей группы продлится вплоть до завершения работы нынешнего созыва Госдумы.

      Группа  разрабатывает план мероприятий. В  основном это перечень законопроектов, которые необходимо разработать  и принять для реализации положений  послания, а также планируемые в этих же целях круглые столы. В плане также мероприятия, которые обеспечивают координацию этой работы Государственной Думы с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. Госдума представляет отчет о проделанной в рамках реализации президентского послания работе за текущий год.

      Правительство Российской Федерации утверждает свой план мероприятий по реализации основных задач, указанных в ежегодном  послании президента РФ к Федеральному Собранию. При реализации плана мероприятий  органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, которые предоставляют ежеквартальные отчеты их выполнения [18].

      Выполнение  отдельных положений послания регулярно  обсуждается на заседаниях Госсовета  и его президиума.

      Всё сказанное свидетельствует о  значительной роли, которую играют послания Президента не только в политическом, но и в правотворческом процессе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ 

      Часто бывает, что хорошо продуманная и разработанная политика не приносит ожидаемых результатов по причине ее плохого исполнения. Поэтому невозможно отделить разработку государственной политики от ее реализации, так как еще на подготовительном этапе необходимо учитывать и анализировать то, в какой степени планы и программы реализуемы в конкретных условиях. Кроме того, на всех этапах – разработки, реализации, оценки – существуют общие проблемы, которые необходимо изучать и решением которых лучше заниматься. Еще один вывод, следующий из опыта многих стран, состоит в том, что большую роль играет политическая среда, в которой реализуется данная политика, в том числе уровень сотрудничества между политиками и администраторами, центральными и местными структурами; степень поддержки политических лидеров и т.д.

      Из  этого следует, что проведение в  жизнь государственной политики является сложным процессом, объединяющим как политическую, так и административную деятельность. Необходим более широкий  взгляд на происходящие процессы, и  большой ошибкой являются попытки свести реализацию политики к технологическим и административным аспектам.

      Реализация  государственной политики – это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата [13].

      Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:

  1. организационно-управленческих;
  2. нормативно-правовых;
  3. финансово-экономических;
  4. социально-психологических.

      Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.

      Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:

      1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;

      2) наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;

      3) эффективные организационные структуры;

      4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;

      5) развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики, в том числе: исполнительной и законодательной власти; центральной, региональной и местной властей; самих федеральных органов исполнительной власти;

      6) мотивированный и квалифицированный персонал.

      Во-вторых, реализацию можно рассматривать  как комплекс действий различных  государственных структур, связанных  с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида [19].

      В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.

      Так как процесс реализации представляет сложную и разностороннюю деятельность и охватывает различные области, то в него вовлечены многие участники, поэтому возникает вопрос о необходимости их классифицировать и разделить на отдельные группы. Очевидно, что эффективность реализации зависит не только от реалистичности поставленных целей, но и от взаимодействия всех участников и организаторов данного процесса [17].

      В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.

      Уровень управления:

  1. федеральный;
  2. региональный;
  3. местный.

      Характер  организаций:

  1. центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;
  2. законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;
  3. исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;
  4. судебные органы власти: суд, прокуратура;
  5. неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.

Информация о работе Разработка и реализация государственной политики