Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
Курсовая работа написана на тему: «Разработка и реализация государственной политики», которая рассматривает такие вопросы как принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики, основное содержание современной Социально-экономической политики, роль и значение ежегодного Послания Президента РФ Парламенту России, а также реализацию государственной политики.
Работа включает 38 страниц машинного текста. При написании проекта было использован 21 источник литературы.
Введение 5
1 Принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики 7
2 Основное содержание современной социально-экономической политики 13
3 Роль и значение Послания Президента РФ Парламенту России 21
4 Реализация государственной политики 25
Заключение 36
Список использованных источников 37
Перед российским государством и обществом стоят следующие задачи:
3
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ
ПРЕЗИДЕНТА РФ ПАРЛАМЕНТУ
РОССИИ
Послание Президента России Федеральному Собранию – ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента [6].
Послание главы государства (
Обращение главы Российского государства с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. В соответствии с пунктом ст. 84 Конституции Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
С сугубо правовой точки зрения, президентское Послание не является нормативным правовым актом главы государства и не обладает юридической силой. Законами не предусмотрена также и форма реагирования Федерального Собрания на послания Президента [9].
По своей конституционной природе Послание не может рассматриваться как юридический документ Президента, поскольку Конституцией предусмотрено только два вида правовых актов главы государства – его указы и распоряжения. При этом Послание является значимым политическим и программным документом, адресованным, по сути дела, не только парламенту, но и всем другим органам власти в Российской Федерации, обществу в целом. Поэтому справедлива характеристика таких посланий как политических актов с элементами распорядительных функций или как нормативно-политической формы деятельности главы государства [1].
Палаты
Федерального Собрания по итогам заслушивания
президентских посланий нередко
принимают специальные
Субъекты Российской Федерации в развитие положений Послания также принимают свои нормативные акты [6].
Мы ждем от государства, чтобы оно повысило уровень нашего благосостояния, чтобы оно сделало нашу жизнь безопасной и внутри, и вовне, чтобы мы чувствовали себя частью мировой цивилизации, сохранили свою национальную и культурную идентичность и чтобы оно, государство, обеспечило будущее наших детей [5 с. 4]. И лишь консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь этих целей. Следовательно, научный анализ Посланий Президента России Федеральному Собранию РФ нужен для объективного понимания перспектив развития правового государства, поможет ученым-обществоведам правильно разъяснять направления и смысл правовой реформы, оградит от траты сил и средств на поиск путей реформирования общества на почве радикализма или консерватизма.
В форме регламента или федерального закона процедура реализации посланий президента не предусмотрена. Сегодня эта работа ведется по принципу прецедентного права. На сегодняшний день формируется технология принятия и реализации политико-правовых решений, которая включает следующие последовательные шаги: определение основных направлений внутренней и внешней политики (ежегодное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию на будущий год), определение задач бюджетной политики на будущий год (бюджетное послание президента Российской Федерации); принятие послания Федеральным Собранием и корректировка планов работы парламента в течение года (в течение месяца после оглашения послания – постановления палат Федерального Собрания), работа совместно с правительством Российской Федерации над финансовым обеспечением объявленных приоритетов (второй–третий квартал) – над проектом федерального бюджета будущего года и с федеральным бюджетом текущего года в целях обеспечения решения неотложных государственных задач, объявленных в качестве таковых в послании.
В 2005 году Совет Федерации специальным постановлением о послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию принял «Программу действий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по реализации посланий президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». Программа рассчитана на период 2005-2015 гг. Программа, в частности, предусматривает создание рабочей группы Совета Федерации и организацию комплексной работы по конкретной подпрограмме, включающую организацию взаимодействия между комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также с соответствующими рабочими группами правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации президента Российской Федерации, подведение содержательных итогов работы [21].
В 2006 году в Госдуме была образована рабочая группа по реализации положений послания президента РФ Федеральному Собранию. В нее вошли руководители всех думских комитетов, за исключением регламентного, а также по три представителя всех фракций и один представитель независимых депутатов. Группу возглавил первый вице-спикер, единоросс Олег Морозов. Срок полномочий рабочей группы продлится вплоть до завершения работы нынешнего созыва Госдумы.
Группа разрабатывает план мероприятий. В основном это перечень законопроектов, которые необходимо разработать и принять для реализации положений послания, а также планируемые в этих же целях круглые столы. В плане также мероприятия, которые обеспечивают координацию этой работы Государственной Думы с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. Госдума представляет отчет о проделанной в рамках реализации президентского послания работе за текущий год.
Правительство Российской Федерации утверждает свой план мероприятий по реализации основных задач, указанных в ежегодном послании президента РФ к Федеральному Собранию. При реализации плана мероприятий органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, которые предоставляют ежеквартальные отчеты их выполнения [18].
Выполнение отдельных положений послания регулярно обсуждается на заседаниях Госсовета и его президиума.
Всё
сказанное свидетельствует о
значительной роли, которую играют
послания Президента не только в политическом,
но и в правотворческом процессе.
4
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ
Часто бывает, что хорошо продуманная и разработанная политика не приносит ожидаемых результатов по причине ее плохого исполнения. Поэтому невозможно отделить разработку государственной политики от ее реализации, так как еще на подготовительном этапе необходимо учитывать и анализировать то, в какой степени планы и программы реализуемы в конкретных условиях. Кроме того, на всех этапах – разработки, реализации, оценки – существуют общие проблемы, которые необходимо изучать и решением которых лучше заниматься. Еще один вывод, следующий из опыта многих стран, состоит в том, что большую роль играет политическая среда, в которой реализуется данная политика, в том числе уровень сотрудничества между политиками и администраторами, центральными и местными структурами; степень поддержки политических лидеров и т.д.
Из этого следует, что проведение в жизнь государственной политики является сложным процессом, объединяющим как политическую, так и административную деятельность. Необходим более широкий взгляд на происходящие процессы, и большой ошибкой являются попытки свести реализацию политики к технологическим и административным аспектам.
Реализация государственной политики – это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата [13].
Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:
Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.
Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:
1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;
2)
наличие необходимых ресурсов:
3) эффективные организационные структуры;
4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;
5)
развитые коммуникации и
6) мотивированный и
Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида [19].
В-третьих,
реализацию можно представить как
Так как процесс реализации представляет сложную и разностороннюю деятельность и охватывает различные области, то в него вовлечены многие участники, поэтому возникает вопрос о необходимости их классифицировать и разделить на отдельные группы. Очевидно, что эффективность реализации зависит не только от реалистичности поставленных целей, но и от взаимодействия всех участников и организаторов данного процесса [17].
В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.
Уровень управления:
Характер организаций:
Информация о работе Разработка и реализация государственной политики