Разработка и реализация государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа написана на тему: «Разработка и реализация государственной политики», которая рассматривает такие вопросы как принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики, основное содержание современной Социально-экономической политики, роль и значение ежегодного Послания Президента РФ Парламенту России, а также реализацию государственной политики.
Работа включает 38 страниц машинного текста. При написании проекта было использован 21 источник литературы.

Содержание

Введение 5
1 Принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики 7
2 Основное содержание современной социально-экономической политики 13
3 Роль и значение Послания Президента РФ Парламенту России 21
4 Реализация государственной политики 25
Заключение 36
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Кафедра менеджмента 
 

курсовая  работа

по дисциплине «Система государственного управления»

на тему: «Разработка и реализация государственной политики» 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 5

       1 Принципы, идеологические и правовые  основы разработки государственной политики                                                                                     7

       2 Основное содержание современной социально-экономической политики                                                                                                                 13

       3 Роль и значение Послания Президента РФ Парламенту России 21

       4 Реализация государственной политики 25

Заключение 36

Список использованных источников 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  данной работы заключается в том, что стабильность страны во многом зависит от грамотной разработки и реализации государственной политики, благодаря которой страна может занять лидирующее место среди сильных, экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки радикальные экономические, социальные, институциональные преобразования общества. Эти преобразования затрагивают все уровни экономических систем: национальный, региональный, корпоративный.

      В разработке и реализации государственной  политики важную роль играет ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента

      Палаты  Федерального Собрания по итогам заслушивания президентских посланий нередко принимают специальные постановления, направленные на реализацию намеченных в посланиях законодательных мероприятий.

      Федеральные органы исполнительной власти также  реагируют на послания главы государства  принятием соответствующих правовых актов, которыми устанавливаются меры по реализации поставленных Президентом задач.

      Предметом исследования явилось формирование и реализация государственной политики.

      Объектом  исследования выступили принципы влияющие на формировании и реализацию государственной политики.

      Цель  работы состоит в комплексном  исследовании разработки и реализации государственной политики. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выделить принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики;
  2. четко сформулировать содержание современной социально-экономической политики;
  3. определить  роль и значение Послания Президента РФ Парламенту России;
  4. как выражается реализации государственной политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПРИНЦИПЫ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 

      Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той  или иной степени связаны с  разработкой и реализацией государственной  политики. Можно сказать, что смысл  существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни.

      Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

      Общий план действий государственных органов  для решения общественных проблем  включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.

      Основные  цели государственной политики связаны  с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

  1. защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;
  2. обеспечение социальной активности;
  3. создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

      В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.

      Модель  «сверху – вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

      Модель  «снизу – вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.

      «Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

      Однако  при любых моделях и типах  государственной политики ее результативность во многом зависит от того, в какой  степени органы государственного управления следуют основополагающим административным ценностям, характерным для демократических государств, к которым относятся: надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируемость, эффективность.

      Эти принципы должны являться основой деятельности всех государственных институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций: парламента, судебных органов, общественных организаций и граждан.

      Обычно  государственную политику разделяют  по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определённой сфере общественной жизни.

      Например, при составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия  разрабатываются по следующим направлениям:

  1. финансовая, денежная и ценовая политика;
  2. структурная политика;
  3. аграрная политика;
  4. социальная политика;
  5. региональная экономическая политика;
  6. внешнеэкономическая политика.

      Если  перейти на другой уровень, то внутри каждого направления можно выделить большое число направлений государственной политики.

      Например, в рамках общей социальной политики планируются мероприятия в таких  областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование и др. Экономическая  политика в свою очередь делится  на промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную и т.д.

      Однако  возможна классификация и разделение по другим критериям, что позволяет  лучше понять характер отношений, существующих между участниками разработки и  реализации политики, а также определить уровень конфликтности той или иной политики. При данном подходе выделяются такие виды государственной политики, как политика распределительная, перераспределительная, регулирующая, административно-правовая, стратегическая и антикризисная

      Современное государство характеризуется многоэлементностью и многофункциональностью, что определяет принцип системности государственного управления. В эту систему входят различные органы государственной  власти и вовлечено большое количество людских, финансовых и материальных ресурсов. Будучи системой, вся приведенная совокупность находится в состоянии взаимосвязи и взаимодействия. Но система государственного управления не существует сама по себе, она находится в состоянии взаимосвязи и взаимодействия с обществом и его институтами, создавая тем самым макросистему. Столь сложное явление не может существовать и развиваться без четкого плана и принятой всеми концепции. Кроме того, при отсутствии общепринятых политических, правовых, экономических, нравственных, философских принципов крайне сложно добиться единства в действиях органов государственного управления и их сотрудников, так как в них будет доминировать узковедомственный или личный интерес [8].

      Отсутствие  в системе государственного управления единой цели и соответствующей ей совокупности программных документов, определяющих пути и методы ее достижения, чрезвычайно опасно. Это приводит к ложному чувству самодостаточности организационных действий и подменяет собой ту цель, ради которой они предпринимаются. Самой опасной становится ситуация, при которой развитие организационных действий превращается в источник целеполагания и начинает подчинять себе интересы и ресурсы общества и государства. Таким образом, необходимость в выработке концепции, которая являлась бы, по сути, носителем идеологии развития общества, подменяется локальным действом в виде изменения системы государственного управления и его аппарата – системы государственной службы.

      Единство  идеологии позволит максимально  сблизить состояние управления обществом и государством с процессами, происходящими в обществе. Крайне сложно сформулировать идеологическую концепцию в условиях значительного расслоения общества. В этой ситуации цели, принципы и взгляды в различных слоях общества могут быть диаметрально противоположными. Это приводит к невозможности выработать единый для всех курс развития общества, единые политическую, нравственную и философскую платформы [4].

      Основные  положения идеологии будут представлять собой направления и ориентиры  для всех граждан государства, в том числе и занимающих должности в системе государственной службы. Эта категория людей требует особого внимания, так как государственные служащие представляют собой аппарат, предназначенный для обеспечения выполнения государством своих функций. Их профессиональная деятельность связана с выявлением интересов, потребностей, целей и воли государства и общества, их нормативным закреплением в виде различных нормативных правовых актов, проведением последних в жизнь и их защитой. Эта деятельность чрезвычайно важна для общества в целом и каждого человека в отдельности.

      Благодаря идеологии деятельность государственных  служащих будет иметь смысл для  каждого из них, направляя их усилия в единое русло к достижению общей  цели легитимными путями и методами. А нормативное закрепление принципов, составляющих идеологию, создаст правовое поле для всех членов общества, став не только моральным и этическим мерилом поступков, но и юридическим. Идеология стимулирует государственного служащего не на уровне удовлетворения материальных потребностей, а на уровне сопричастности осуществления действий, направленных на достижение конечной цели. Кроме того, соответствие поступков и действий, предпринимаемых служащим, идеологии может служить одним из критериев оценки эффективности их труда [7].

      Любая реформа государственного управления и как следствие государственной  службы представляет собой ничто  иное, как его оптимизацию для  наиболее эффективной реализации единой концепции развития общества и государства.

      Отсутствие  идеологии как базы развития общества и государства весьма пагубно влияет на разработку, принятие и реализацию управленческих решений всех уровней, что связано с отсутствием четко определенных целей и основных направлений и принципов развития общества. Это влияние, в первую очередь, сказывается на стратегическом уровне управления и соответствующих ему управленческих решениях. Ситуация, когда отсутствуют ясные и принятые обществом и государством цели, приводит к отсутствию единой политики и единого мнения по приоритетным проблемам на всех уровнях органов государственной власти и местного самоуправления. Следствием этого являются проблемы с разработкой, принятием и реализацией управленческих решений на остальных уровнях [7, c. 28].

Информация о работе Разработка и реализация государственной политики