Разработка и реализация государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа написана на тему: «Разработка и реализация государственной политики», которая рассматривает такие вопросы как принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики, основное содержание современной Социально-экономической политики, роль и значение ежегодного Послания Президента РФ Парламенту России, а также реализацию государственной политики.
Работа включает 38 страниц машинного текста. При написании проекта было использован 21 источник литературы.

Содержание

Введение 5
1 Принципы, идеологические и правовые основы разработки государственной политики 7
2 Основное содержание современной социально-экономической политики 13
3 Роль и значение Послания Президента РФ Парламенту России 21
4 Реализация государственной политики 25
Заключение 36
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

      Вопрос  формирования идеологии, содержащей в себе основные принципы и направления развития общества и государства, их приоритеты во внутренней и внешней политике, без изучения общества, без учета и согласования интересов всех его слоев, чрезвычайно сложен. Необходимо учитывать историю развития общества, его культуру, формы хозяйствования, менталитет, историю развития сформированного им государства, все предпринимаемые нашими предками шаги в области внутренней и внешней политики, экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 

      К рубежу третьего тысячелетия Россия утратила положение страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться  на периферии формирующегося нового мира. Опасность остаться за рамками  процессов глобализации, становления  открытого сообщества и постиндустриальной, информационной экономики является для России все более реальной.

      Утрата  мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном  разделении труда – это не только проигрыш на уровне страны в целом. Для каждого отдельного гражданина это оборачивается существенным снижением уровня и качества жизни [4].

      Однако  российское общество продемонстрировало желание переломить наметившиеся негативные тенденции и не готово откладывать  далее решение накопившихся проблем.

      В отличие от всех предыдущих периодов, в стране создалась принципиально  иная ситуация, открывающая «окно возможностей» для решения фундаментальных проблем России. Сегодня стабилизировалась политическая ситуация, наблюдается оживление экономики, которого удалось добиться именно благодаря окрепшему частному сектору [3].

      Для того чтобы воспользоваться «окном возможностей», необходимо определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию.

      Основные  направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

      Социальная  политика, цели:

  1. реформирование образования;
  2. стратегия реформирования здравоохранения;
  3. политика в сфере культуры;
  4. стратегия реформирования физической культуры и спорта, туризма и санаторно-курортной сферы;
  5. трудовые отношения и занятость населения;
  6. социальная поддержка населения;
  7. пенсионная реформа в РФ;
  8. стратегия жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства;
  9. социальные аспекты государственной северной политики;
  10. политика в области миграции.

      Модернизация  экономики предполагает:

  1. создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;
  2. макроэкономическая политика;
  3. структурная политика.

      Целью долгосрочной социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.

      В России уже заложен прочный фундамент  продуктивной системы ценностей: общество приняло и поддержало частную  собственность, демократические процедуры, политическую и экономическую свободу. Эта система ценностей эффективно работает только тогда, когда есть доверие –

доверие между гражданином и государством, между работником и работодателем, между хозяйствующими субъектами и  между отдельными людьми. Доверие, в свою очередь, должно стать основой нового общественного договора, согласия активных сил общества по содержанию предлагаемых изменений, взаимным обязательствам общества и власти.

      Масштаб проблем, с которыми столкнулась  Россия, таков, что невозможно надеяться на решение их «сверху» или тем более «сбоку» – какой-то сторонней силой. Эта задача под силу лишь всей стране в целом.

      Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем, в том числе и к вопросу формирования и реализации региональной социально-экономической политики. По вопросам формирования и реализации региональной политики на уровне центральной власти, на уровне Федерации имеется достаточно большое количество специальных исследований. Однако, несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, сколько-нибудь определенного мнения относительно содержания социально-экономической политики на уровне субъекта Федерации в России так и не выработано.  
Формирование и развитие современной региональной социально-экономической политики в стране началось сразу же после образования Российской Федерации. В начале 90-х годов в Российской Федерации региональная политика превращается в самостоятельный раздел государственной экономической политики, становится специальным разделом знаний и проводится двумя уровнями власти (федеральной и региональной) [17, c. 258]. 

      Региональная политика федерального правительства осуществляется во имя общих национальных целей развития страны. В период экономического кризиса преобладают экономические цели, а в период экономического роста – социальные. Политика, проводимая государственной властью на уровне субъекта Федерации, направлена на рационализацию использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечение самостоятельности региона в целях повышения его конкурентоспособности, саморазвития и повышения социального статуса. 

      Объектами государственной региональной политики России становятся социально-экономические процессы, которые происходят на территории субъектов Федерации, территории местного самоуправления, а также механизмы их взаимодействия. Определяющим правовым и методологическим документом, на основе которого формируются главные цели, принципы и механизмы взаимодействия регионов в рамках государственной региональной политики, является Конституция РФ. Этим же целям служат и Постановления Правительства РФ о региональной политике [1, c. 143]. 

      Экономическая политика каждого региона формируется как составная часть экономической политики Федерации, в то же время она обладает относительной самостоятельностью. 

      Если региональная политика центрального правительства по отношению к регионам изучена относительно неплохо, то экономическая политика территорий как самостоятельных субъектов хозяйствования в условиях рыночного механизма исследована слабо. Это объясняется тем, что практика их самостоятельности всегда рассматривалась через призму государственных интересов и государственного финансово-экономического контроля. Естественно, что при этом основное внимание уделялось региональной экономической политике федерального центра, в то время как политика регионов практически полностью находилась в зависимости от первой. Именно по этой причине редко использовалось понятие «экономическая политика регионов» [4, с. 122]. 

      Однако в условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренцией нет прежней патерналистской заботы государства о своих регионах. Теперь необходимо самим на местах решать многие задачи, которые раньше и не предполагались. Перед региональной властью встала проблема сочетания противоречивых аспектов рыночного хозяйства: свободного рынка с его саморегулированием и самонастройкой и необходимость государственного регулирования и администрирования экономических и социальных процессов в регионе. 

      Содержание, формы и цели региональной социально-экономической политики одновременно определяются, формируются как в регионах, так и в федеративном центре. Наблюдается два варианта возникновения региональной социально-экономической политики. В первом случае мы должны обнаружить достаточно серьезные политические силы, считающие данный регион зоной своих интересов и реализующие свои экономические и социальные программы на территории региона. Во втором случае в самом регионе формируются социальные слои и группы, провозглашающие социально-экономическое развитие территории в качестве своих политических целей [8, c. 95]. 

      Федеральная региональная политика имеет своей целью выравнивание экономических различий между регионами на основе подтягивания отстающих до уровня передовых, создание в регионах условий для адаптации к рынку, раскрытие дополнительных возможностей регионов. 

      В рамках региональной политики, проводимой федеративным правительством, регионы разрабатывают и реализуют свою территориальную политику, направленную на мобилизацию ресурсов и обеспечение необходимых условий жизни населения городов и районов, расположенных на территории субъекта Федерации. Цель такой политики – найти компромисс между интересами региона и муниципалитетов. На уровне регионов происходит учет их специфики в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и т.д. политики [15, c. 88]. 

      В настоящее время, когда регионы обрели большую экономическую самостоятельность, экономическая политика регионов становится мощным фактором его социально-экономического развития. Более того, как утверждают регионалисты, от степени ее разработанности и наличия соответствующих механизмов осуществления зависит динамика развития каждого региона и его конкурентоспособность [3, с. 148]. 

      Несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, сколько-нибудь определенного мнения относительно содержания региональной политики в России так и не выработано. Это связано с тем, что у практиков, специалистов, ученых нет единого мнения по основным, принципиальным положениям, из которых состоит данное явление. Считается, что государственная региональная политика формируется на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации и развития форм местного самоуправления [3, с. 124–136]. 

      Таким образом, на уровне федерации принципы формирования региональной политики определены, но их толкование не однозначно, за годы рыночных преобразований эти принципы неоднократно подвергались переосмыслению, что вызывает сложности и трудности в формировании и реализации социально-экономической политики в регионах. 

      Различают региональную политику, проводимую федеративным центром по отношению к регионам, и социально-экономическую политику самих регионов. У регионов страны различный потенциал саморазвития, неодинаковая ментальность людей, резко дифференцированные показатели уровня развития инфраструктуры, разная плотность населения, различный уровень квалификации рабочих и управленцев. Наблюдается также неодинаковая покупательная способность доходов населения, различный уровень бедных семей и одиночек, различия в демографическом потенциале и структуре населения, специализации и структуре хозяйства. Как следствие этих особенностей перед регионами встают проблемы сбыта товаров и предоставления услуг, риска предпринимательской деятельности, неплатежей и бюджетных расходов, возникают специфические проблемы, что требует от местной власти выработки самостоятельной социально-экономической политики. Исходя из понимания содержания региональной политики учеными и экономистами делаются попытки выделить этапы ее формирования. 

      Анализируя формирование и реализацию социально-экономической политики на уровне субъекта Федерации, мы выяснили, что главная проблема области, которая появилась за годы рыночной трансформации, – это уменьшение и качественное ухудшение национального богатства, снижение конкурентоспособности региона при наличии огромного потенциала производства. 

      Целями социально-экономической политики на уровне субъекта Федерации могут быть: изменение статуса региона, создание условий для выполнения регионом своей исторической миссии, достижение экономической самодостаточности и саморазвития. Экономический интерес субъектов и объектов политического процесса может быть одним из инструментов региональной политики по решению проблем социально-экономических преобразований в регионе. 

      Прогресс  достижим только в результате объединения  усилий власти и самого общества в деле создания страны, способной дать достойное существование своим гражданам и тем самым занять достойное место в мировом сообществе. Программа заключается в том, чтобы создать основы для возникновения нового общественного договора как механизма реализации Программы. Только таким образом можно снять преграды на пути общественного развития и создать стимулы для активизации деятельной части населения [11, c. 114].

      Стержень  нового общественного договора –  приоритет гражданина над государством. Человек, его права и интересы – насколько возможно; государство, гарант этих прав – насколько необходимо. Самостоятельный человек, живущий и действующий в соответствии со своими личными убеждениями и одновременно в соответствии с твердыми моральными принципами общества, способный в достатке содержать семью, сможет осуществить необходимую модернизацию страны.

Информация о работе Разработка и реализация государственной политики