Разработка и принятие решений по проектированию организационной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса разработки и принятия решений по проектированию организационной структуры.
В соответствии с поставленной целью выявляются следующие задачи:
Рассмотреть понятие и типы организационных структур.
Выявить основные принципы разработки и принятия решений при проектировании организационной структуры.
Сформулировать этапы разработки управленческого решения по проектированию организационной структуры.
Определить факторы, влияющие на выбор той или иной организационной структуры.
Раскрыть сущность принятия решений при проектировании структуры Правительства и исполнительных органов власти автономного округа.
Проанализировать существующие мнения экспертов по поводу проектирования новой организационной структуры.

Содержание

Введение 3
1. Проектирование организационных структур управления 5
1.1. Понятие и типы организационных структур 5
1.2. Методы проектирования организационных структур 9
1.3. Процесс проектирования организационных структур 14
2. Разработка и принятие решений по проектированию организационных структур (на примере структур Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) 17
2.1. Принятие решений при проектировании новых структур Правительства и исполнительных органов власти автономного округа 17
2.2. Предварительная оценка и мнения экспертов о нововведениях 21
Заключение 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 53.48 Кб (Скачать)
  1. Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу  аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений  и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных  характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством.  Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

  1. Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также  выработать  рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия  или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления:  построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных  функций от оперативного управления, сочетание функционального и програмно -  целевого управления и целый ряд других.

Особое место среди  экспертных методов занимает разработка  графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления,  а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных

структур.

  1. Метод  структуризации целей предусматривает выработку системы   целей организации, включая их количественную и качественную  формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

         А) Разработка системы (дерева) целей, представляющей собой   структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;

         Б) Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной  структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности  целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

         В) Составление  карт  прав  и  ответственности  за  достижение  целей   для отдельных подразделений, так и по комплексным меж функциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности  (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация,  производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).

  1. Метод организационного моделирования представляет собой   разработку формализованных математических, графических, машинных и    других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно  назвать несколько основных типов организационных моделей:

         А) Математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде   систем математических уравнений и неравенств;

         Б) Графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и   графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями.

         В) Натурные модели организационных структур и процессов,  заключающиеся в оценке их функционирования в реальных  организационных  условиях. К ним относиться организационные эксперименты  –  заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных  организациях; лабораторные эксперименты – искусственно созданные ситуации  принятия решений и организационного поведения; управленческие  игры – действия практических работников;

         Г) Математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

Выбор метода решения той  или иной организационной проблемы зависит то её характера, а также возможностей для проведения соответствующего исследования.

Таким образом, методы проектирования организационных структур сочетают в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи.

Процесс проектирования организационной  структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

    1. Процесс проектирования организационных структур

 

Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно  организовать по трем крупным стадиям:

  1. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть  осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
  2. Разработка состава основных подразделений и связей между  ними – заключается в том, что предусматривается реализация  организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления,  распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро,  управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно - функциональные и программно – целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
  3. Регламентация организационной структуры –предусматривает  разработку количественных характеристик аппарата управления и    процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и  должностей);  определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности   аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называется – органиграммами.

Органиграмма представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки  и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение   органиграммы, позволяет  увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач  и  функций.

Они фиксируют лишь организацию  управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

Таким образом, процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

 

  1. Разработка  и принятие решений по проектированию организационных структур (на примере  структур Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

    1. Принятие  решений при проектировании новых  структур Правительства и исполнительных органов власти автономного округа

Согласно схеме новой  структуры власти Югры у Губернатора  есть девять заместителей, двое из которых обладают статусом первых. Пакет документов, которые подписала Губернатор, состоит из трех постановлений: №67, №68, №124-рг. Данные документы по инициативе губернатора Югры были подготовлены и разработаны аппаратом правительства округа. Изменения  предполагают ликвидацию поста председателя правительства округа, упразднение должностей заместителей председателя правительства и его аппарата. Вместе с тем, принятые поправки сохраняют пост губернатора как высшего должностного лица региона, вводят новые должности заместителей губернатора в количестве девяти человек, организуют аппарат (вместо администрации) губернатора, департаменты и службы.

Один из первых заместителей Губернатора курирует работу департаментов общественных связей и внутренней политики. В его же ведении находится четыре службы по контролю и надзору в сфере образования, в сфере здравоохранения, жилищного и строительного надзора, ветеринарная служба.

Большинство из подчиненных  первому заместителю Губернатора  не только обрели новое название, но и существенно усилили аппаратный вес путем присоединения других структур. К примеру, департамент общественных связей образован из департамента информационной политики путем присоединения к нему комитета по внешним связям. Кроме того, в эту же структуру вошли комитет социально-психологического анализа и общественных связей и пресс-служба Губернатора.

Департамент внутренней политики является новой структурой, которой  переданы полномочия Управления по вопросам местного самоуправления, Управления по вопросам кадровой политики, отдела по взаимодействию с административными  и правоохранительными органами Администрации Губернатора. К этой же структуре присоединен отдел  по защите прав потребителей и управление ЗАГС. Переданы некоторые функции  и департамента по вопросам юстиции (в сфере нотариата, обеспечения  оказания гражданам бесплатной нотариальной и юридической помощи, обеспечение  права граждан на проведение публичных  мероприятий, административного и  административно-процессуального законодательства).

В ведение другого первого  заместителя попадает весь экономический блок. В частности, он курирует работу департаментов экономического развития; государственного заказа; инвестиций и инноваций; по недропользованию; природных ресурсов и несырьевого сектора экономики; информационных технологий; труда и занятости, а также деятельность региональной службы по тарифам.

Департамент экономического развития был создан на основе департамента экономической политики. К нему также присоединились департамент развития Приполярного Урала, комитет информационного мониторинга и лицензионная палата Югры. А департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики был создан путем слияния четырех структур – управления агропромышленного комплекса, комитета по использованию лесных ресурсов, комитета по туризму, управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов.

Управление государственного заказа был переименован в Департамент государственного заказа. Переименован и Департамент инвестиций, науки и технологий в Департамент инвестиций и инноваций.

Департамент по недропользованию образован на базе Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам. Департамент информационных технологий является вновь образованным, ему  переданы функции Департамента транспорта и связи в сфере связи и  функции Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора.

В статусе первого заместителя  имеется чиновник, курирующий вопросы коренных малочисленных народов Севера.

Информация о работе Разработка и принятие решений по проектированию организационной структуры