Разработка и принятие решений по проектированию организационной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса разработки и принятия решений по проектированию организационной структуры.
В соответствии с поставленной целью выявляются следующие задачи:
Рассмотреть понятие и типы организационных структур.
Выявить основные принципы разработки и принятия решений при проектировании организационной структуры.
Сформулировать этапы разработки управленческого решения по проектированию организационной структуры.
Определить факторы, влияющие на выбор той или иной организационной структуры.
Раскрыть сущность принятия решений при проектировании структуры Правительства и исполнительных органов власти автономного округа.
Проанализировать существующие мнения экспертов по поводу проектирования новой организационной структуры.

Содержание

Введение 3
1. Проектирование организационных структур управления 5
1.1. Понятие и типы организационных структур 5
1.2. Методы проектирования организационных структур 9
1.3. Процесс проектирования организационных структур 14
2. Разработка и принятие решений по проектированию организационных структур (на примере структур Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) 17
2.1. Принятие решений при проектировании новых структур Правительства и исполнительных органов власти автономного округа 17
2.2. Предварительная оценка и мнения экспертов о нововведениях 21
Заключение 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 53.48 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

ГОУ ВПО Югорский Государственный  Университет

Институт менеджмента  и экономики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Разработка и принятие решений по проектированию организационной структуры»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса группы 4772

Лешуков Вячеслав

Проверила:

доц. Горбунова С. В.

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск

2011 г.

 

Содержание

 

Введение 3

1. Проектирование организационных структур управления 5

1.1. Понятие и типы организационных структур 5

1.2. Методы проектирования организационных структур 9

1.3. Процесс проектирования организационных структур 14

2. Разработка и принятие решений по проектированию организационных структур (на примере структур Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) 17

2.1. Принятие решений при проектировании новых структур Правительства и исполнительных органов власти автономного округа 17

2.2. Предварительная оценка и мнения экспертов о нововведениях 21

Заключение 25

 

 

Введение

 

Организационная структура  представляет собой состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что формирование  структуры организации во многом определяет дальнейшую эффективность  ее функционирования. Разработка решения  по проектирования организационной  структуры является важным компонентом  в управленческой деятельности.

Научно обоснованное принятие решений по проектированию организационной  структуры – актуальная задача на современном этапе функционирования организации, поэтому в новых  условиях необходимо широко использовать принципы и методы организационного проектирования.

 Целью работы является изучение процесса разработки и принятия решений по проектированию организационной структуры.

В соответствии с поставленной целью выявляются следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и типы организационных структур.
  2. Выявить основные принципы разработки и принятия решений при проектировании организационной структуры.
  3. Сформулировать этапы разработки управленческого решения по проектированию организационной структуры.
  4. Определить факторы, влияющие на выбор той или иной организационной структуры.
  5. Раскрыть сущность принятия решений при проектировании структуры Правительства и исполнительных органов власти автономного округа.
  6. Проанализировать существующие мнения экспертов по поводу проектирования новой организационной структуры.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения. В первой главе «Проектирование организационных структур управления» освещаются основные типы организационных структур, методы разработки управленческого решения при проектировании организационной структуры, процесс разработки управленческого решения.

Во второй главе «Разработка и принятие решений по проектированию организационных структур (на примере структур Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)» рассматривается структура Правительства и органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Выявляются закономерности построения организационных структур, освещаются основные мнения и экспертные оценки.

Информационная база представляет собой использование учебников  и монографий, таких ученых, как  Алиев В.Г., Карданская Н.Л., Мильнер  Б.З., Орлов А.И., Пужаев А.В., Румянцева  З.П. и других. Использованы интернет порталы: официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт экспертного информационного канала ФедералПресс, сайт российского информационного агентства «Ura.ru». 

  1. Проектирование  организационных структур управления

    1. Понятие и  типы организационных структур

 

Организационная структура — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

Выделяют следующие организационные  структуры:

  1. Линейная организационная структура.

Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип  построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

  1. Линейно - штабная организационная структура.

Такой вид организационной структуры  является развитием линейной и призван  ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев  стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в  себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами  принятия решений и руководства  какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.

  1. Дивизионная структура управления.

Уже к концу 20-х годов стала  ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная  с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т.п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы.

Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие  производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как  правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные  структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме  создания производственных объединений.

  1. Органический тип структур управления.

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться  примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко  обострило конкуренцию среди  предприятий и жизнь потребовала  от предприятий высокой эффективности  и качества работы и быстрой реакции  на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность  структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством  управленческих структур органического  типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.

  1. Бригадная (кросс - функциональная) структура управления.

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим  группам (бригадам). Форма бригадной  организации работ - достаточно древняя  организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной  иерархическому типу структур. Основными  принципами такой организации управления являются:

         А) Автономная работа рабочих групп (бригад);

         Б) самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

         В) замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

         Г) привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое  распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим  и управленческим службам, которые  образуют изолированные системы  со своими целевыми установками и  интересами.

В организации, построенной  по этим принципам, могут как сохраняться  функциональные подразделения так отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс - функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

  1. Проектная структура управления.

Основным принципом построения проектной структуры является концепция  проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение  в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых  технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия  рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых  имеет фиксированное начало и  окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т.д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс - функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

  1. Матричная (программно - целевая) структура управления.

Такая структура представляет собой  сетевую структуру, построенную  на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному  руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта  или целевой программы, который  наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами  проектной группы и с другими  работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая  имеет четко выраженное начало и  окончание, формируют проекты, для  постоянной деятельности - целевые  программы. В организации и проекты, и целевые программы могут  сосуществовать.

Таким образом, существует множество структур управления, данный перечень не является исчерпывающим. Для настоящего времени характерно использование различных сочетаний описанных структур. На низовых уровнях управления применяется линейная структура, на средних – смешанная линейно-штабная и функциональная, а на верхних – матричная.

    1. Методы проектирования организационных структур

 

Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры  по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших   вариантов организационных решений.

Процесс организационного проектирования состоит  в  последовательности приближения к модели рациональной структуры  управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Существуют взаимодополняющие  методы:

Информация о работе Разработка и принятие решений по проектированию организационной структуры