Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории развития
менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в
эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и
зарубежных ученых.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13
II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19
III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Он выделил совокупность общих принципов управления:
властью с бременем ответственности за последствия применения им властных функций.
работе, уважения руководителей, выполнения условий принятых соглашений между предприятием и работником.
работника распоряжениям одного руководителя, предотвращение дуализма, двойственности распорядительства.
программы всех действий, преследующих общую цель.
организации над интересами ее отдельных членов групп.
поощряющая усердие.
управления в едином центре в сочетании с делегированием части
управленческих полномочий на нижестоящие уровни.
образующее цепь, в которой каждый нижестоящий уровень подчинен вышестоящему.
вещь находится на своем месте, и социального порядка, согласно которому определенное рабочее место положено каждому работнику и каждое лицо должно находится в назначенном ему месте, т.е. определенное место для
каждого на своем, соответствующем его знаниям, опыту работы месте.
руководящего персонала и служащих, предотвращение текучести
кадров, долговременные соглашения, контракты с работниками.
осуществлять собственные планы действий по достижению целей
организации
и в ее интересах, свобода предложения
и личной
инициативы.
гармония
помыслов, корпоративный дух, предотвращение
разделения персонала на враждебные группы.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
• четкое функциональное разделение труда;
• передача команд и распоряжений сверху вниз;
• единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
• соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
В
целом же для классической школы менеджмента
характерно игнорирование человека и
его потребностей. За это представители
школы подвергаются справедливой критике.
3.3.
Школа психологии и
человеческих отношений
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая
попытка применить
В 20 — 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним
из главных отличий школы
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Главный теоретический вывод вывод Элтона Мэйо заключается в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.
Представители
школы «человеческих отношений»
рекомендовали уделять
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Наиболее
последовательно концепция
3.4.
Школа науки управления
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации,под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе
направление школы науки
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801 — 1877).
Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).
Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономикоматематической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.
Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук В.С. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким
образом, 50-е гг. XX в. характеризуются
формированием нового этапа в развитии
управленческой мысли. На основе синтеза
идей, выдвинутых в предшествующие периоды,
исследователи пришли к пониманию необходимости
комплексного подхода к управлению. Кроме
того, была сформулирована идея о том,
что управление — это не только
наука, но и искусство.
Наглядно
четыре школы менеджмента можно
рассмотреть в таблице 3.1. (Приложение
2).
Заключение
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы: