Разнообразие моделей менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории развития
менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в
эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и
зарубежных ученых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13

II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19
III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

      Заслуга Файоля заключается в том, что  он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Он выделил совокупность общих принципов управления:

  • Разделение труда посредством специализации работ.
  • Власть — ответственность, т.е. сочетание наделение руководителя

властью с бременем ответственности за последствия  применения им властных функций.

  • Дисциплина — обязанность повиновения, проявления усердия в

работе, уважения руководителей, выполнения условий принятых соглашений между предприятием и работником.

  • Единство распорядительства (единоначалие) — подчинение

работника распоряжениям одного руководителя, предотвращение дуализма, двойственности распорядительства.

  • Единство руководства — наличие единого руководителя и единой

программы всех действий, преследующих общую цель.

  • Подчинение частных интересов общим — приоритет интересов

организации над интересами ее отдельных членов групп.

  • Вознаграждение персонала — справедливая оплата труда,

поощряющая усердие.

  • Централизация — сосредоточение, концентрация ключевых функций

управления  в едином центре в сочетании с  делегированием части 

управленческих  полномочий на нижестоящие уровни.

  • Иерархия — служебная лестница, многоуровневое управление,

образующее  цепь, в которой каждый нижестоящий  уровень подчинен вышестоящему.

  • Порядок — соединение материального порядка, при котором каждая

вещь  находится на своем месте, и социального  порядка, согласно которому определенное рабочее место положено каждому работнику и каждое лицо должно находится в назначенном ему месте, т.е. определенное место для

каждого на своем, соответствующем его знаниям, опыту работы месте.

  • Справедливость — сочетание благожелательного отношения к персоналу с правосудием, законностью.
  • Постоянство состава персонала — устойчивость состава

руководящего  персонала и служащих, предотвращение текучести 

кадров, долговременные соглашения, контракты  с работниками.

  • Инициатива — предоставление работникам возможности создавать и

осуществлять собственные планы действий по достижению целей

организации и в ее интересах, свобода предложения  и личной  
инициативы.

  • Единение персонала, характеризуемое девизом: «в единении сила»,

гармония  помыслов, корпоративный дух, предотвращение разделения персонала на враждебные группы.  

      Последователями Файоля, развившими и углубившими  основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.

      На  основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

      •   четкое функциональное разделение труда;

      •   передача команд и распоряжений сверху вниз;

      •   единство распорядительства («никто не работает более чем на                      одного босса»);

      •  соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

           Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

      В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.3. Школа психологии и человеческих отношений 

      Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

      Первая  попытка применить психологический  анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.

      В 20 — 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

      Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

      Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Главный теоретический вывод вывод Элтона Мэйо заключается в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

      Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное  внимание изменению неформальной структуры  при перестройке формальной структуры  организации. Формальный менеджер должен стреми к тому, чтобы стать и  неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».

      К недостаткам школы психологии и  человеческих отношений можно отнести  игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в  производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

      Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

      Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших  этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера,       Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

      Наиболее  последовательно концепция мотивации  развита видным представителем школы  психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента  Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Теория «Х» и теория «У»,— это две модели поведения руководителей. Он отмечал, что «успех Менеджмента в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение». Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.  
 
 
 
 
 

3.4. Школа науки управления 

      Становление школы науки управления связано  с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

      Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

  • Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
  • Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

      Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую  организацию), имеет свои определенные цели.

      Процессный  подход основывается на положении о  том, что все функции управления зависят друг от друга.

      Ситуационный  подход непосредственно связан с  системным и процессным подходами  и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации,под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

      Заслуга школы науки управления заключается  в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

      Второе  направление школы науки управления связано с развитием точных наук  и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

      Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801 — 1877).

      Возможность использования математики для решения  экономических проблем вызвала  большой интерес в России.

      Ряд крупных специалистов, таких как  В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

      Особое  место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономикоматематической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

      Первая  в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук В.С. Немчиновым.

      В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

      Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают  особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных  ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

      Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только  
наука, но и искусство.

      Наглядно  четыре школы менеджмента можно  рассмотреть в таблице  3.1.  (Приложение 2).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение 

           В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Разнообразие моделей менеджмента