Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории развития
менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в
эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и
зарубежных ученых.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13
II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19
III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34
Американские
ученые продолжают ставить и разрабатывать
реальные проблемы менеджмента. Американская
практика подбора руководящих работников
делает главный акцент на хорошие организаторские
способности, а не на знания специалиста.
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.
Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.
Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей.
В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.
До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты.
В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.
Однако
не все методы управления, используемые
в Японии, приживаются на американской
земле. Нельзя переносить одну модель
менеджмента в экономику другой
страны без учета ее специфических условий
и, прежде всего, психологических и социально-культурных
факторов.
Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р.Фэлк и Л.Урвик занимались разработкой принципов управления.
Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.
Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.
Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкий. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.
В
Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и
других странах Запада широко прорабатывались
также вопросы привлечения
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.
В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:
хозяйствования.
Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Большинство исследователей считают, что управление в США достигло значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие менеджмента: с позиций выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный.
Далее рассмотрим развитие менеджмента
с позиции различных школ.
III. Возникновение, формирование и управление
различных
школ управления
3.1.
Школа научного управления
Возникновение современной науки управления
относится к началу ХХ в. и связано с именами
Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и
Генри Гантта. Важной заслугой этой школы
было положение о том, что
управлять можно «научно», опираясь на
экономический, технический и
социальный эксперимент, а также на научный
анализ явлений и фактов управленческого
процесса и их обобщение.
Этот
метод исследования впервые был применен
к отдельно взятому
предприятию американским инженером Ф.У.
Тейлором, которого следует
считать основоположником научного управления
производством.
Термин
«научное управление» впервые был предложен
в 1910 г. Л.Брайдейсом. После
смерти Тейлора это название получило
всеобщее
признание применительно к его концепции.
Метод
исследования Тейлора заключался в расчленении
процесса
физического труда и его организации на
составные части (труд
исполнительский и труд распорядительский)и
последующем анализе этих
частей. Целью Тейлора было создание системы
научной организации
труда, базирующейся на основе экспериментальных
данных и анализе
процессов физического труда и его организации.
Создавая
свою систему, Тейлор не ограничивался
только вопросами
рационализации труда рабочих. Значительное
внимание Тейлор уделял
лучшему использованию производственных
фондов предприятия. Требование рационализации
распространялось также и на планировку
предприятия и цехов.
Функции
осуществления взаимодействия элементов
производства
были возложены на плановое или распределительное
бюро предприятия,
которому в системе Тейлора отводилось
центральное место.
Важным
вкладом Тейлора было признание
того, что работа по
управлению — это определенная специальность.
Основной задачей
предложенной им системы Тейлор считал
сближение интересов всего
персонала предприятия.
Философскую
основу системы Тейлора составила
концепция так
называемого экономического человека,
получившая в тот период широкое
распространение. В основе этой концепции
лежало утверждение о том, что
единственным движущим стимулом людей
являются их потребности. Тейлор считал,
что с помощью соответствующей системы
оплаты труда
можно добиться максимальной производительности
труда. Другой ложный
принцип системы Тейлора заключался в
провозглашении единства
экономических интересов рабочих и менеджеров.
Цели не были
достигнуты.
Идеи
Тейлора были развиты его последователями,
среди которых
в первую очередь следует назвать Генри
Гантта, наиболее близкого его
ученика. Гантт внес значительный вклад
в разработку теории лидерства.
Френк
Гилбрет и его супруга Лилиан
Гилбрет занимались вопросами
рационализации труда рабочих и исследованием
возможностей увеличения
выпуска продукции за счет роста производительности
труда.
Значительный
вклад в развитие системы Тейлора
внес Г. Эмерсон.
Эмерсон исследовал принципы трудовой
деятельности применительно к
любому производству независимо от рода
его деятельности.
Генри
Форд продолжил идеи Тейлора в области
организации
производства. В системе Тейлора центральное
место занимал ручной труд.
Форд
заменил ручной труд машинами, т. е.
сделал дальнейший шаг в
развитии системы Тейлора.
3.2.
Классическая (административная)
школа в управлении
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.