Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории развития
менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в
эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и
зарубежных ученых.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13
II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19
III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
Cтр.
ВВЕДЕНИЕ
I. Развитие менеджмента в России
и других странах
5
1.1. Донаучный и научный
периоды менеджмента
5
1.2. Менеджмент в истории
России
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13
II. Разнообразие
моделей менеджмента
2.1. Особенности Американской
модели
2.2. Характеристика Японской
модели
2.3. 3ападноевропейская
модель менеджмента
III. Возникновение,
формирование и управление различных
школ
управления
3.1. Школа научного управления
3.2. Классическая (административная)
школа в управлении
24
3.3. Школа психологии
и человеческих отношений
3.4. Школа науки управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Управленческую
деятельность можно считать ровесницей
человечества. Прежде чем выделиться в
самостоятельную область знаний,
человечества тысячелетиями по крупицам
накапливало опыт управления.
История
показывает, что теоретическое осмысление
управленческих
процессов протекало неравномерно. Причем
успехи в развитии теории
управления всегда зависели от развития
промышленности, других,
связанных с управлением областей, таких
как математика, инженерные
науки, психология, кибернетика и др.
Общая
характеристика истории управления начинается
с Древнего
мира и заканчивается концом ХХ века.
Любая наука базируется на использовании
исторического опыта.
Изучение уроков истории позволяет избежать
противоречий и ошибок,
встречающихся на ранних этапах развития
науки.
Наука управления в этом отношении мало
отличается от других
наук. Как и любая наука, она интересуется
прошлым, настоящим и
будущим. Анализ прошлого позволяет лучше
понять настоящее, чтобы
спрогнозировать будущее развитие.
Целью курсовой работы является изучение
истории развития
менеджмента и рассмотрение наиболее
значительных периодов в
эволюции, а так же рассмотрение трудов
выдающихся отечественных и
зарубежных ученых.
Для достижения этой цели, поставим следующие задачи:
• Определить этапы эволюции менеджмента в России и других странах.
• Изучить разнообразие моделей менеджмента.
• Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных
школ управления.
•
Выявить наиболее важную концепцию
теории управления.
В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ века концепции научного управления.
Изучение истории менеджмента как науки
позволяет проследить первоисточники
идей и подходов, проследить их динамику,
выявить перспективы развития в конкретной
экономической и социальной среде. Изучение
истории делает картину настоящего более
логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения
и развития современных концепций менеджмента
позволяет лучше понять аналитические
и концептуальные инструменты этой профессии.
1.1.
Донаучный и научный
периоды менеджмента
В развитии менеджмента выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.
Донаучный период был наиболее длительным
с 9-го — 7-го
тысячелетия до нашей эры примерно до
XVIII века.
Первые, самые простые, зачаточные формы
управления и
организации совместного труда существовали
на стадии первобытного
строя. В это время управление осуществлялось
сообща, всеми членами
рода, племени или общины. Старейшины и
вожди родов и племен
олицетворяли собой руководящее начало
всех видов деятельности этого
периода.
Примерно 9-7тысяч лет до нашей эры в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов- их производству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента.
В Древнем Египте был накоплен богатый
опыт управления
государственным хозяйствам. В этот период
( 3000-2800 гг. до нашей эры)
сформировались достаточно развитый для
этого времени государственный
управленческий аппарат и его обслуживающая
прослойка.
Сократ (470-399гг. до нашей эры) был одним
из первых, кто дал
характеристику управления как особой
сферы деятельности. Он
проанализировал различные формы управления,
на основе чего
провозгласил принцип универсальности
управления.
Платон (428-348 гг. до нашей эры) дал классификацию
форм
государственного управления, сделал
попытку разграничить функции
органов управления.
А.Македонский (356-323гг. до нашей эры) развил
теорию и
практику управления войсками.
Научный период — 1776г.— до нашего времени.
Научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный.
Индустриальный период (1776-1856гг.) наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени школ менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а так же признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в управлении связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины»- прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
Период систематизации (1856-1950гг.). В этот период наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются взгляды исследователей.
Информационный период 1950 - по настоящее время. Этот период характеризуется созданием таких подходов и теорий как "теория принятия решений" и "количественный подход" (появление ПК), "системный подход", "ситуационный подход" и "процессный подход".
Более подробно проследить развитие истории
науки управления можно в таблице 1.1. (Приложение
1).
Начало
развитию менеджмента в России было положено
в XVII
веке, когда начался процесс слияния областей,
земель, княжеств.
Произошло объединение раздробленных
региональных рынков в единый
общенациональный рынок.
В развитии систем государственного управления
важную роль
сыграл А.Л. Ордин - Нашокин (1605-1680гг.).
Он считается одним из первых русских
управленцев, поставивших вопрос о развитии
не только
стратегического, но и тактического менеджмента.
Петровские
реформы по совершенствованию управления
экономикой - особая эпоха в развитии российского
менеджмента. Круг его управленческий
действий весьма широк - от изменения летоисчисления
до
создания нового государственного управленческого
аппарата. В период
правления Петра I, можно выделить следующие
преобразования:
• Развитие крупной промышленности и государственная
поддержка ремесленных производств;
• Содействие развитию сельского хозяйства;
• Укрепление финансовой системы;
• Активизация развития внешней и внутренней торговли.
Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи
Петра I.
Так же можно выделить появившиеся в этот
период управленческие
идеи И.Т. Посашкова (1652-1726гг.). К оригинальным
идеям И.Т. Посашкова следует отнести разделение
богатства на вещественное и невещественное.
Под первым он подразумевал богатство
государства и народа, а под вторым — эффективное
управление страной и наличие справедливых
законов. Он был сторонником строгой регламентации
хозяйственной жизни.
Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740гг.). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н.Татищев (1686-1750гг.). Он считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.
Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».
К началу XIX века сложилась невозможность управления Российским государством старыми методами. Основные преобразования в управлении экономикой в начале XIX века произошли в период царствования Александра I. В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности.
Особую роль в развитии менеджмента в России отводится М.М.Сперанскому (1772-1839). Систему власти М.М.Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы, вопросы суда- в ведении Сената, управление государством- в ведении министерств, ответственных перед Думой.
В 1864 году Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» которым утверждалось всесословное самоуправление.
В начале ХХ века большая часть управленческих преобразований происходила под руководством С.Ю.Витте (1849-1915) и П.А.Столыпиным (1862-1911). Программа реформ П.А.Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией.