Разнообразие моделей менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории развития
менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в
эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и
зарубежных ученых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Развитие менеджмента в России и других странах 5
1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 5
1.2. Менеджмент в истории России 7
1.3. Современный менеджмент - явление ХХ в. 13

II. Разнообразие моделей менеджмента 15
2.1. Особенности Американской модели 15
2.2. Характеристика Японской модели 17
2.3. 3ападноевропейская модель менеджмента 19
III. Возникновение, формирование и управление различных школ
управления 22
3.1. Школа научного управления 22
3.2. Классическая (административная) школа в управлении 24
3.3. Школа психологии и человеческих отношений 27
3.4. Школа науки управления 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Cтр.

 
 ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

 
 I.   Развитие менеджмента в России и других странах                              5  
      1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента                                5  
      1.2. Менеджмент в истории России                                                       7

      1.3.  Современный менеджмент - явление ХХ в.                                    13

 
II. Разнообразие моделей менеджмента                                                       15  
      2.1. Особенности Американской модели                                                15  
      2.2. Характеристика Японской модели                                                  17 
      2.3.  3ападноевропейская модель менеджмента                                      19
 

III. Возникновение, формирование и управление различных школ  
управления                                                                                                       22 
      3.1. Школа научного управления                                                            22 
      3.2. Классическая (административная) школа в управлении                24 
      3.3. Школа психологии и человеческих отношений                             27  
      3.4. Школа науки управления                                                                  29

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 32

       
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА                                                                     34

 
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                35  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

      Управленческую  деятельность можно считать ровесницей  
человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний,  
человечества тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

      История показывает, что теоретическое осмысление управленческих  
процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории  
управления всегда зависели от развития промышленности, других,  
связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные  
науки, психология, кибернетика и др.

      Общая характеристика истории управления начинается с Древнего  
мира и заканчивается концом ХХ века.

        Любая наука базируется на использовании исторического опыта.  
Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок,  
встречающихся на ранних этапах развития науки.

        Наука управления в этом отношении мало отличается от других  
наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и  
будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы  
спрогнозировать будущее развитие.

       Целью курсовой работы является изучение истории развития  
менеджмента и рассмотрение наиболее значительных периодов в  
эволюции, а так же рассмотрение трудов выдающихся отечественных и  
зарубежных ученых.

      Для достижения этой цели, поставим следующие задачи:

•   Определить этапы эволюции менеджмента в России и других странах.

•   Изучить разнообразие моделей менеджмента.

•   Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных   

     школ управления.

•   Выявить наиболее важную концепцию теории управления. 

      В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ века концепции научного управления.

        Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие менеджмента в России и других странах
 

1.1. Донаучный и научный периоды менеджмента 

      В развитии менеджмента выделяют два крупных  исторических периода: донаучный и научный.

         Донаучный период был наиболее длительным с 9-го — 7-го  
тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII века.

         Первые, самые простые, зачаточные формы управления и  
организации совместного труда существовали на стадии первобытного  
строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами  
рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен  
олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности этого  
периода.

         Примерно 9-7тысяч лет до нашей эры в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов- их производству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента.

         В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления  
государственным хозяйствам. В этот период ( 3000-2800 гг. до нашей эры)  
сформировались достаточно развитый для этого времени государственный  
управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка.

         Сократ (470-399гг. до нашей эры) был одним из первых, кто дал  
характеристику управления как особой сферы деятельности. Он  
проанализировал различные формы управления, на основе чего  
провозгласил принцип универсальности управления.

         Платон (428-348 гг. до нашей эры) дал классификацию форм  
государственного управления, сделал попытку разграничить функции  
органов управления.

         А.Македонский (356-323гг. до нашей эры) развил теорию и 
практику управления войсками.

      Научный период — 1776г.— до нашего времени.

         Научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный.

         Индустриальный период (1776-1856гг.) наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

         Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени школ менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а так же признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

         Первый переворот в управлении связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины»- прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

        Период систематизации (1856-1950гг.). В этот период наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются взгляды исследователей.

        Информационный период 1950 - по настоящее время. Этот период характеризуется созданием таких подходов и теорий как "теория принятия решений" и "количественный подход" (появление ПК), "системный подход", "ситуационный подход" и "процессный подход".

        Более подробно проследить развитие истории науки управления можно в таблице 1.1. (Приложение 1).  
 
 

    1. Менеджмент в истории России
 

      Начало  развитию менеджмента в России было положено в XVII  
веке, когда начался процесс слияния областей, земель, княжеств.  
Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый  
общенациональный рынок.

         В развитии систем государственного управления важную роль  
сыграл А.Л. Ордин - Нашокин (1605-1680гг.). Он считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только  
стратегического, но и тактического менеджмента.

      Петровские  реформы по совершенствованию управления экономикой - особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческий действий весьма широк - от изменения летоисчисления до  
создания нового государственного управленческого аппарата. В период  
правления Петра I, можно выделить следующие преобразования:

       • Развитие крупной промышленности и государственная

         поддержка ремесленных производств;

       • Содействие развитию сельского хозяйства;

      • Укрепление финансовой системы;

      • Активизация развития внешней и внутренней торговли.

        Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи

Петра I.

       Так же можно выделить появившиеся в этот период управленческие  
идеи И.Т. Посашкова (1652-1726гг.). К оригинальным идеям И.Т. Посашкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

      Идеи  государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740гг.). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н.Татищев (1686-1750гг.).  Он считал, что государство должно не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

         Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

         К началу XIX века сложилась невозможность управления Российским государством старыми методами. Основные преобразования в управлении экономикой в начале XIX века произошли в период царствования Александра I. В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности.

      Особую  роль в развитии менеджмента в России отводится М.М.Сперанскому (1772-1839). Систему власти М.М.Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. вопросы законодательства находились бы в ведении Государственной Думы, вопросы суда- в ведении Сената, управление государством- в ведении министерств, ответственных перед Думой.

          В 1864 году Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» которым утверждалось всесословное самоуправление.

         В начале ХХ века большая часть управленческих преобразований происходила под руководством С.Ю.Витте (1849-1915) и П.А.Столыпиным (1862-1911). Программа реформ П.А.Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией.

Информация о работе Разнообразие моделей менеджмента