Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в разработке практических рекомендаций процесса принятия управленческих решений.
Задачи данной работы:
1)Рассмотреть роль процесса принятия управленческих решений в управлении
2)Проанализировать содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
3)Рассмотреть деятельность организации «…»
4)Проанализировать механизм принятия управленческих решений на предприятии «…».
Введение 2
Глава 1. Теоретическое рассмотрение процесса принятия управленческих решений 4
1.1 Роль процесса принятия управленческих решений в
управлении 4
2.2 Содержание и стадии процесса принятия управленческих
решений 10
Глава 2. Рассмотрение процесса принятия управленческих решений на примере ООО «ЦП и НТ «Пирант» 16
2.1 Описание деятельности ООО «ЦП и НТ «Пирант» 16
2.2 Анализ механизма принятия управленческих решений в ООО «ЦП и НТ «Пирант» 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Содержание
Данная работа носит название «Процесс принятия управленческих решений».
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Управленческое
решение – это результат
Актуальность выбранной мною темы объясняется фактом того, что принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов в России.
Проблема, на решение которой направленно написание данной работы, заключается в недостаточном практическом рассмотрении научной литературой процесса принятия управленческих решений, что не позволяет руководителю сделать этот процесс эффективным.
Цель данного исследования заключается в разработке практических рекомендаций процесса принятия управленческих решений.
Задачи данной работы:
1)Рассмотреть
роль процесса принятия
2)Проанализировать содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
3)Рассмотреть деятельность организации «…»
4)Проанализировать механизм принятия управленческих решений на предприятии «…».
Объектом исследования выступает процесс принятия управленческого решения.
Предметом
исследования является эффективность
деятельности организации.
В
общем виде управленческое решение
определяет программу деятельности коллектива
по эффективному разрешению сложившейся
проблемы на основе знаний объективных
законов функционирования управляемой
системы и анализа информации о ее состоянии.
Управленческие (организационные)
решения от всех других решений отличают:
Субъект
управления (будь то индивид или
группа) принимает решение исходя
не из своих собственных
Управленческое решение
— это выбор альтернативы, осуществляемый
лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках
его должностных полномочий и компетенций,
направленный на достижение целей организации.
Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельную организацию может существенно повысить уровень безработицы;
Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений;
В
частной жизни каждый человек самостоятельно
принимает решения исходя из своего опыта.
В управлении организацией принятие решений
— гораздо более сложный, ответственный
и формализованный процесс, требующий
профессиональной подготовки. Далеко
не каждый сотрудник организации, а только
обладающий определенными профессиональными
знаниями и навыками, наделяется полномочиями
самостоятельно принимать определенные
решения.
Рассмотрев эти отличительные
особенности принятия решений в организациях,
можно дать следующее определение управленческого
решения.
Принятие решения представляет
собой сознательный выбор из имеющихся
вариантов или альтернатив направления
действий, сокращающих разрыв между настоящим
и будущим желательным состоянием организации.
Данный процесс включает много разных
элементов, но непременно в нем присутствуют
такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы.
Данный процесс лежит в основе планирования
деятельности организации, так как план
— это набор решений по размещению ресурсов
и направлению их использования для достижения
организационных целей.
Прежде чем рассуждать о сущности процесса принятия решений, целесообразно будет обозначить его неразрывную связь с наукой управления. Для этого приведем наиболее известные определения понятия «процесс управления».
1) Это деятельность объединённых в определённую систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации всех функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля - с использованием методов управления [1].
2) Это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений [3, с. 132]. Решение, в свою очередь, это выбор той или иной альтернативы. Согласно определению профессора Л.Г. Зайцева, «управленческое решение – это директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе существующей ситуации, определения цели действия и содержащий программу достижения целей» [2, с. 78].
Таким образом, процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре одноимённой деятельности. Можно сказать, что именно они определяют содержание и суть профессии менеджера. Зачастую от принимаемых решений зависят реальные возможности достижения целей организации, её успешная деятельность1. Альтернатива, в пользу которой было отдано предпочтение, должна отвечать ряду требований, таких как: обоснованность, чёткость формулировок, реальная осуществимость, непротиворечивость, адаптивность, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат) и, конечно же, эффективность.
В широком смысле принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации и контроля - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной. На практике проблема решения может быть подвержена давлению недостатка квалификации или информации, сроков, ненадежности методов, разногласиям между лицами, принимающими решение. Как и цели организации, решения классифицируются по разным аспектам: по направленности, масштабам и длительности воздействия, по уровню принятия, информационной обеспеченности, степени важности и секретности и т.д.2.
Отметим ещё раз, что управленческое решение, или, иначе говоря, организационное — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
В зависимости от методов и моделей, используемых в процессе принятия организационных решений, они могут быть разделены на запрограммированные и незапрограммированные.
Термин «запрограммированные» используется для описания решений в высокой мере структурированных. Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Они принимаются в соответствии с писаными и неписаными правилами и процедурами, что облегчает процесс принятия решений в повторяющихся ситуациях. Обычно число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация.
Незапрограммированные решения требуются в необычных или исключительных ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.
На
практике немногие управленческие решения
оказываются
Важно отметить, что практически во всех случаях для руководителя было бы весьма затруднительным, если вообще возможным, принятие решения, не имеющего отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно, значительные. Он принимает данное решение, поскольку, с учетом всех факторов, оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта.
Это
подводит нас к вопросу о том,
как люди принимают решения, т.е.
к мыслительному процессу, которым
они пользуются, делая выбор из
нескольких вариантов.
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: