Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование системы управления взаимоотношениями с клиентами в банковских организациях. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучены, обобщены и конкретизированы экономическая сущность и основные принципы управления взаимоотношениями с клиентами, значимость, этапы внедрения и результативность.
2. Разработаны направления управления взаимоотношениями с клиентами на основе использования технологий и инструментов мониторинга, автоматизации управления качеством с помощью CRM-технологий, активизации взаимосвязи качества труда продавцов и качества обслуживания клиентов.
3.Рассмотрено какое место занимает CRM в российском бизнесе
4.Сделан расчет внедрения CRM-системы.
Введение
1. Научно-методические основы управления взаимоотношениями с клиентами
1.1 Значение, особенности ,факторы формирования и методические основы оценки CRM - технологий в системе управления взаимоотношениями с клиентами
1.2 CRM в банковских организациях
1.3 Место CRM в российском бизнесе
2.Расчет внедрения CRM-системы
Заключение
Список использованных источников
Привлечение и развитие юр.лиц. При адресном привлечении клиента, «длинных» продажах, необходим контроль активности менеджеров банка на каждой из стадий продаж. Очень важен анализ взаимосвязей между юр.лицами (холдинги, дочерние структуры), и предложение клиенту оптимального продуктового портфеля с учетом накопленной истории взаимодействия с различными подразделениями банка.
Collection (работа с клиентами, имеющими задолженность по кредиту). CRM-система позволяет организовать процессы Soft Collection, Medium Collection, Hard Collection, Legal Collection, взаимодействия с внешними коллекторскими компаниями. Система управляет последовательностями задач для просрочек разных видов. Формирует необходимый пакет документов для суда, и таблицы обмена данными с коллекторскими компаниями. Специальная задача – система мотивации подразделения Collection банка, построенная с учетом эффективности работы с должниками.
Маркетинг, расширение клиентской базы. CRM-система управляет массовыми воздействиями, опросами клиентов, почтовыми рассылками. Возможно планирование маркетинговых воздействий, и отслеживание эффективности привлечения клиентов.
Когда CRM не нужен
CRM не нужен для «нишевых» банков. Если банк работает с небольшим, ограниченным кругом постоянных клиентов, и никак не заинтересован в расширении клиентской базы, увеличении лояльности клиентов, увеличении доходности клиентов для банка – в этом случае CRM система может не быть приоритетной.
Выбор CRM решения
При выборе конкретной системы, мы рекомендуем, прежде всего останавливаться на решениях настроенных специально для банков. Многие компании предлагают «универсальные» CRM системы, содержащие модули для работы торговых компаний, производственных компаний и других. В случае выбора такого «универсального» решения, банк может столкнутся с необходимостью значительных доработок структуры данных и пользовательских интерфейсов. В качестве примера готового решения для банков рассмотрим систему Terrasoft CRM Bank. Система была разработана на основе более тридцати проектов реализованных группой компаний Terrasoft в банковской сфере и позиционируется только для банковского сегмента. В системе содержится более тридцати модулей для автоматизации всех процессов взаимоотношений с клиентами. Рассмотрим кратко лишь некоторые разделы системы. Система содержит модули «Юридические Лица», «Физически Лица» и «Клиенты» для синхронизации данных с АБС и удобного представления взаимосвязей между клиентами. Модули «Звонки» и «Корреспонденция» содержит интерфейсы для работы Контатк-центра банка. Раздел «Кредиты» содержит набор модулей для ведения заявок юридических и физических лиц, и модуль для работы с должниками. В системе содержится конструктор бизнес-процессов, и ряд примеров процессов по привлечению и развитию клиентов.
Выбор компании-внедренца
При выборе компании для реализации комплексного банковского проекта, мы рекомендуем, прежде всего учитывать уже реализованные этой компанией проекты в банковской сфере и количество экспертов компании-внедренца, сертифицированных у вендора CRM-системы. При этом очень важно обращать внимание именно на банковские проекты, реализованные именно рассматриваемой компаний, а не какими-то ее коллегами и партнерами! Ведь если компания говорит о «тысячах проектов, реализованных на этой системе по всему миру», это совсем не значит что те конкретные люди, с которыми Вы собираетесь работать реализовали хотя бы один проект в банке. Кроме того, важно обращать внимание на количество сотрудников в компании, занимающихся именно CRM-направлением. Ведь если Вам предлагает свои услуги известный системный интегратор, с несколькими тысячами сотрудников, может оказаться, что именно CRM направлением у интегратора занимаются один или два менеджера и ни одного технического специалиста.
Необходимые ресурсы Заказчика
Какой бы квалифицированной
не была компания-внедренец, и какое бы
качественное CRM решение не внедрялось,
в банке обязательно должна быть создана
специальная команда проекта. Прежде всего,
в команду должны входить специалисты
в предметной области, ключевые сотрудники
банка. В команду должны быть включены
специалисты по каждому из направлений,
по которым производится внедрение. Обычно
количество таких экспертов в банковском
CRM-проекте – 8 - 15 человек. Эти сотрудники
должны выделить специальное время, обычно
это 10 – 20 чел/часов для каждого из экспертов,
при постановке задачи и 10-20 чел/часов
при обучении работе с системой.
Следующая, самая важная роль - руководитель проекта. Это один из топ-менеджеров банка, наделенный полномочиями для осуществления общего руководства процессом внедрения. Этот человек задает направление внедрения и контролирует его соответствие обозначенной стратегии. Основная задача руководителя проекта – принятие стратегических решений при построении бизнес-процессов компании. Кроме того, в обязанности руководителя проекта входит распределение конкретных задач между участниками внедрения и контроль соблюдения плана внедрения. Очень примерная оценка необходимых ресурсов руководителя проекта - 10 - 15 чел/часов на каждом из этапов проекта: CRM-консалтинг, составление технического задания, настройка системы, внедрение системы.
Следующая роль
в банке - CRM-координатор. Это специалист,
понимающий идею CRM и досконально
знающий возможности
Он отвечает за следующие задачи:
- Контроль достоверности
информации в справочниках
- Контроль правильности
выполнения пользователями
- Разработка и внесение в систему схемы прав доступа пользователей к информации;
- Разработка
новых бизнес-процессов,
- Внесение в
систему дополнительных
- Сбор и анализ
требований пользователей
- Взаимодействие с компанией-внедренцем.
CRM-координатор
банка должен обязательно
Следующие роли
– технические специалисты
Риски этапа консалтинга
Если выбор компании-консультанта был верен, и данная компания имеет в штате бизнес-консультантов и руководителей проекта, имеющих достаточный опыт реализации проектов именно в банковской сфере, то риск получения неадекватного результата при этапе консалтинга относительно невелик, разумеется, при должном контроле со стороны банка. Главный риск этапа консалтинга – значительное превышение установленных сроков проекта. Причем CRM-консультанты могут контролировать сроки лишь отчасти. Связанно это с тем, что на этапе консалтинга эксперты изучают целый ряд документов, в том числе описание регламентов и процессов работы банка с клиентами. Кроме того, проводятся анкетирование и интервьюирование ключевых специалистов банка. Если банк не предоставляет документы в отведенный срок, если ключевые сотрудники не могут уделить время анкетам и интервью – этап может непредсказуемо затянуться. Для снижения указанных рисков, мы рекомендуем при старте этапа консалтинга тщательно оговаривать с компанией-консультантом как ожидаемые результаты консалтинга, так и максимально подробный план работ, с указанием конкретных календарных периодов проведения каждой встречи, участников встречи и обсуждаемых вопросов.
Риски на этапе постановки задачи
Одним из главных рисков на этапе постановки задачи является сложность для сотрудников бизнес-подразделений полностью сформулировать все функциональные требования к системе еще не увидев систему в действии, не начав пробное использование системы. Эта проблема может надолго затянуть формирование требований банка, а после утверждения требований, может привести к постоянным дополнениям и изменениям в постановке задачи.
Для снижения такого риска прежде всего, должно быть выбрано готовое решение, максимально соответствующее задачам банка. Такая система может быть установлена в самом начале проекта членам рабочей группы, и сотрудники банка смогут сами осваивать систему, пробовать вводить тестовые данные и формулировать конкретные вопросы и пожелания по доработкам. Кроме того, для экономии ресурсов банка, рекомендуется проведение специальных тренингов для рабочей группы. Например, консультанты Terrasoft проводят специальные 2 – 3 дневные тренинги, позволяющие участникам проекта быстро и не отвлекаясь от основной работы, получить представление о идеологии системы и ее функциональных возможностях.
Риски при настройке системы
Основной технической сложностью как правило, является интеграция CRM-системы с другими системами банка: АБС, системой электронного документооборота, карточной системой, почтовым клиентом, АТС и другими. В данном вопросе снова необходимо особое внимание уделять выбору компании-внедренца. Лучше всего детально обсудить при старте проекта перечень интегрируемых систем, и получить подтверждение о возможности интеграции данных на требуемом уровне.
Риски при опытной эксплуатации системы
Самым сложным и самым ответственным этапом является этап опытной эксплуатации. Нет, и наверное не будет никогда такого созданного человеком продукта, которого не могли бы другие люди при желании поломать! И какая бы идеальная система не была выбрана, как бы хорошо она не была настроена – она никогда не даст должного эффекта, если не будет полноценно использоваться сотрудниками банка.
Обязательно должны быть проведены специальные курсы обучения для сотрудников банка. Должны быть письменно детально описаны инструкции по работе с системой для каждого из подразделений.
Руководство банка также должно продумать мотивацию сотрудников при запуске новой системы. В первые пару недель после запуска рекомендуется по специальным отчетам анализировать количество операций, выполняемых сотрудниками в системе, и поощрять самых активных пользователей. Обычно от момента внедрения системы, до того как сотрудники полностью привыкнут к системе, начнут ее использовать на 100% проходит 1 – 2 месяца.
Промышленная эксплуатация CRM-системы
Итак, CRM-система
полностью настроена и
Работа над CRM-системой
в банке не прекращается и на этом
шаге. Конечно, уже нет значительных
инвестиций и трудозатрат, CRM-система
может достраиваться и
2.Расчет
внедрения CRM-системы
Процесс внедрения CRM редко обходится только закупкой лицензий CRM-системы. Обычно он сопровождается дополнительными затратами. В статье рассмотрены эти затраты, приведены конкретные цифры. Клиенты уже сегодня покупают не там, где дешевле, а там, где лучше, удобнее, быстрее, надежнее, приятнее… Поэтому CRM становится не роскошью, а необходимостью. Если Вы заинтересованы в использовании CRM, то актуален вопрос – «А сколько это стоит?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо, в первую очередь, понимать, какие услуги входят в состав проекта по внедрению CRM, и какими из услуг Вам необходимо воспользоваться, а от каких можно отказаться. Пройдемся по основным этапам внедрения. Этап 1. CRM-консалтинг Назначение этого этапа – подготовить фундамент для успешного внедрения CRM системы. Этот этап можно назвать теоретическим. На нем бизнес-консультанты исследуют деятельность Вашей компании, описывают существующие бизнес-процессы. После этого процессы оптимизируют, создают ключевые показатели деятельности и продумывают способ их контроля. Если Вы уверены, что в Вашей компании все процессы в области продаж, маркетинга и обслуживания клиентов четко прописаны, доведены до совершенства, ориентированы на клиента, то услуги консалтинга Вам вряд ли понадобятся. Если чувствуете, что этот этап лучше не миновать, то его стоимость можно рассчитать исходя из стоимости часа работы бизнес-консультанта. Лучше эту цифру узнать в самой компании, с которой Вы собрались сотрудничать, т.к. цены довольно сильно колеблются, от 40 до 100 евро/час. Этап 2. Формирование технического задания На этом этапе
консультанты по внедрению составляют
техническое задание. В нем подробно
прописывают все изменения, которые
необходимо реализовать в CRM-системе,
чтобы она полностью Если стандартная конфигурации выбранной CRM-системы не подходит полностью, то этот этап опускать очень нежелательно. Стоимость этапа можно рассчитать исходя из стоимости часа работы консультанта по внедрению. Цифра эта также непостоянная, колеблется в диапазоне от 40 до 80 евро/час. Этап 3. Настройка системы На этом этапе
технические специалисты Если работу на предыдущих этапах видно (приходят люди, общаются с Вами, с Вашими коллегами), то работа на этом этапе может не ощущаться, т.к. она проходит на территории исполнителя. Несмотря на это, работа кипит, ведь предыдущие этапы – теория, подготовка. И именно на этом этапе все идеи, сформированные ранее, воплощаются в CRM-системе. Стоимость этого этапа также рассчитывается исходя из стоимости часа работы технического специалиста. Обычно она лежит в диапазоне от 20 до 60 евро/час. Но точно количество часов можно определить только после составления технического задания. Этап 4. Установка Необходимо учесть, что кроме самой CRM-системы, возможно, потребуется закупить дополнительное оборудование (например, дополнительный сервер) и дополнительное программное обеспечение (например, СУБД). Возможно, понадобится плата за хостинг (если Вы решили установить сервер не на своем оборудовании). Стоимость лицензий на CRM-систему сильно колеблется в зависимости от выбранной системы. Есть системы с открытыми исходными кодами и бесплатными лицензиями (к примеру, SugarCRM). Есть системы, у которых лицензия на одно рабочее место стоит более 1000 евро (например, Siebel CRM). Иногда серверная лицензия оплачивается отдельно. Для определенности
будем считать (опираясь на мою грубую
оценку), что для компании среднего
размера можно выбрать систему,
которая удовлетворяет Этап 5. Старт системы Этот этап требует максимального внимания. Чтобы вся проделанная на предыдущих этапах работа не прошла впустую, необходимо подготовить пользователей CRM-системы для успешного ее использования. В этом Вам снова помогут консультанты по внедрению. Они проведут обучение пользователей, помогут им начать применять систему, проследят за соблюдением регламентов работы с CRM-системой. Стоимость часа работы консультанта по внедрению по прежнему в диапазоне от 40 до 80 евро/час, как на втором этапе. Если Вы решили отказаться от помощи на этом этапе, то очень желательно организовать старт своими силами, т.к. это ключевой этап и именно от него зависит – приживется ли CRM в Вашей компании. Этап 6. Аудит проекта Предела совершенства нет. Если после внедрения Вы решили, что в систему стоит внести дополнительный функционал, то полезно провести аудит выполненной на предыдущих этапах работы. Этот этап особенно полезен, если Вы изначально решили разбить внедрение на несколько стадий. Аудит проекта обычно начинается спустя пару месяцев после старта. В процессе аудита оценивается степень достижения поставленных целей. Проводится сравнение эффективности работы до и после внедрения CRM. Определяются пути дальнейшего сотрудничества. На этом этапе вновь приходят на помощь бизнес-консультанты, стоимость которых такая же, как и на первом этапе, от 40 до 100 евро/час. Техническая поддержка Не забудьте уточнить стоимость технической поддержки. Она может быть включена в стоимость лицензий. Но возможно, что за техническую поддержку придется доплатить отдельно. Можно ориентироваться, что стоимость года технической поддержки не превышает 50% от стоимости лицензий. Подведем итог В таблице перечислены диапазоны стоимости услуг на каждом этапе внедрения.
Поиграем с цифрами Предположим, что Вы нуждаетесь в комплексном внедрении CRM. Т.е. придется нести все вышеперечисленные затраты. · Предположим, что для Вашего случая потребуется работа одного консультанта и работы для него будет на 2 недели. Тогда стоимость первого этапа составит 5,5 тыс. евро. · Допустим, для составления ТЗ потребуется 3-4 встречи, тогда стоимость ТЗ составит примерно 1,5 тыс. евро. · Сказать, сколько времени займет доработка конфигурации CRM-системы, заранее никто не может. Из личного опыта скажу, что обычно это занимает около 180 часов. Т.е. стоимость этого этапа составит 7,5 тыс. евро. · Допустим, Вам необходимо автоматизировать 10 рабочих мест, т.е. требуется 10 лицензий. Тогда, можем сделать вывод, что цена лицензий будет 3,5 тыс. евро (считаем 350 евро за лицензию), можем добавить сюда 1 тыс. евро на покупку сервера. Т.е. этап установки потребует 4,5 тыс. евро. · Для старта проекта потребуется около 1 тыс. евро. Это займет в общей сложности два-три дня. · Аудит проекта займет в общей сложности около недели и потребует примерно 2,5 тыс. евро. · Техническую поддержку рассчитаем на один год, как 25% от стоимости лицензий. Получим округленно 1 тыс. евро. Таким образом, общая сумма проекта составит 23,5 тыс. евро. Это не означает, что любое внедрение CRM-системы на 10 рабочих мест будет стоить столько. Эта цифра относится к «среднему» комплексному CRM-проекту. Возможно, Вам нужны не все этапы. Или в каком-то из этапов потребуется существенно больше затрат. |