Пути совершенствования условий труда работников (в целом по хозяйству, по отдельным отраслям)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы положение с охраной труда на российских предприятиях ухудшилось. Прослеживается стремление работодателей сэкономить на здоровье персонала ради извлечения максимальных прибылей. Основной причиной этого является ухудшение финансово-экономического положения предприятий, ведущего к сокращению расходов на поддержание должного уровня условий труда, следствием чего является рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Вследствие чего особое внимание привлекает разработка успешных мероприятий по улучшению условий труда работников, и именно она является одним из наиболее важных условий повышения производства и повышения прибыли на предприятии в целом.
Цель данной курсовой работы - изучение условий труда на предприятии и определение путей их совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1. Экономическая сущность и содержание условий труда………………...6
1.2. Факторы и элементы, воздействующие на формирование условий труда…………………………………………………………………………………..9
1.3. Критерии и методы оценки условий труда н предприятии…………….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………….....12
2.2. Анализ состояния условий труда…….…………………………………….13
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая жидких (Автосохраненный).docx

— 111.89 Кб (Скачать)

В настоящее время оценка условий труда осуществляется исходя из системного подхода и современной  трактовки тяжести труда, что  позволяет вполне объективно и с  достаточной точностью количественно  оценивать влияние условий труда  на организм человека.  Современное  понятие тяжести труда отражает совокупное воздействие на работающего  человека различных элементов условий  труда. В качестве критериев оценки условия труда приняты четыре группы показателей:

  • тяжесть работы в соответствии с медикофизиологической классификацией;
  • соблюдение предельно допустимой концентрации (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) производственной среды;
  • степень комфортности условий труда;
  • соблюдение работниками требований охраны труда и техники безопасности.

Влияние каждого показателя учитывается на конкретном рабочем  месте при его паспортизации  и аттестации. Степень благоприятности условий труда для человека характеризуется широким диапазоном - от самых хороших до самых плохих, рискованных. Для такой оценки все работы разделены на шесть категорий тяжести труда (рис.1).

К первой категории тяжести относятся работы, выполняемые взрослыми, здоровыми и адаптированными лицами в условиях, близких к комфортным условиям.

Во второй категории  - работы, выполняемые в благоприятных, но не комфортных условиях.

К третьей категории – возникает функциональное пограничное состояние организма, характеризующееся неустойчивостью его физиологических реакций, которые легко могут меняться.

Четвертая категория характеризуется патологическими сдвигами в организме, ухудшаются показатели работы.

Пятая категория – работы, вызывающие патологическое состояние организма в конце рабочего периода. Возрастает количество ошибок в работе, стойкая потеря работоспособности.

Шестая категория – патологическое состояние организма возникает вскоре после начала рабочего периода нередко с переходом в развитие серьезного заболевания.

  Определенной категории  тяжести труда соответствует  определенное число баллов (разработанная  НИИ Труда методика количественной  оценки, согласно которой баллы  характеризуют определенную степень  воздействий условий труда на организм). 

Категории тяжести труда

Балл

1

0-18

2

19-33

3

34-45

4

46-53

5

54-58

6

59-69


Рисунок 1. Категории тяжести  труда

Благоприятными условиями  считаются такие, при которых  категория тяжести работы не превышает  вторую, а число баллов соответственно 33. Если категория тяжести относится  к 4,5,6 категориям тяжести труда, то условия  труда рассматриваются как неблагоприятные, в связи, с чем необходима разработка комплекта мероприятий по коренному их улучшению.

Комфортными считаются условия  труда, при которых выполняемая  работа по психофизиологическим, санитарно-гигиеническим, эстетическим и социально-психологическим критериям относится к первой категории тяжести и отвечает современным требованиям и рекомендациям.

Вторая категория тяжести  также считается благоприятной. Ко второй группе тяжести относится  работа, при которой нормальное функциональное состояние не уменьшается на протяжении рабочей смены. Работоспособность  не нарушается, профзаболеваний нет.

Для третьей категории  характерно то, что у практически  здоровых людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния  организма человека. Всего существует три вида состояния организма  под воздействием условий труда: нормальное, пограничное и патологическое.

На четвертой категории  тяжести труда выполнение работ  приводит к глубоким пограничным, неблагоприятным реакциям в организме практически здоровых людей, возрастает количество травм, могут возникнуть профессиональные заболевания. Еще ближе к риску пятая категория.

Рискованными являются условия  труда, при которых выполняемая  работа по психофизиологическим критериям  относится к шестой категории тяжести. Так производственная среда имеет значительные отклонения от установленных (например, шум, достигающий 70-120 дБ) по многим элементам, не уделяется внимание использованию эстетических факторов, не соблюдаются требования охраны труда и техники безопасности, люди работают в условиях постоянного риска утраты трудоспособности и здоровья. Таким образом, оценка условий труда в каждом конкретном случае основана на определении реального соотношения содержащихся в них элементов комфорта и риска.

Поэтому на предприятии очень  важно правильно определять содержание элементов, составляющих условия труда, объективно оценивать их комплексное  влияние на человека в процессе труда, а также систематически анализировать  изменение условий труда под  воздействием совершенствования производства и организации труда.

Согласно методике НИИ труда разработана и утверждена Министерством труда и социального развития РФ «Карта аттестации рабочего места по условиям труда», куда вносятся все данные об условиях труда на рабочих местах, их состояние и изменение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ условий труда на предприятии

2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия

Анализ условий труда  в данной работе проводится на основе данных предприятия общественного питания кафе «Кабул» ИП Романова А.Н. (государственный регистрационный номер записи о создании индивидуального предпринимателя №307222327500032 и идентификационный номер налогоплательщика №222301186520).

Общественное питание  представляет собой отрасль народного  хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством  форм организации производства и  обслуживания потребителей и различающиеся  по типам, специализации.

Услуга общественного  питания – результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей в питании  и проведении досуга. Процесс обслуживания – совокупность операций, выполняемых  исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при  реализации кулинарной продукции и  организации досуга. В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответствовать типу предприятия.

Основная услуга общественного  питания – услуга питания. Услуга питания представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции  и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия, и подразделяются на следующие виды:

  • услуга питания ресторана;
  • услуга питания бара;
  • услуга питания кафе;
  • услуга питания столовой;
  • услуга питания закусочной.

 

Кафе – предприятие  питания, предоставляющее гостям ограниченный по сравнению с рестораном ассортимент  блюд и напитков, мучных кондитерских изделий, других продуктов в сочетании  с отдыхом и развлечениями.

Кафе «Кабул» расположено  в Алтайском крае, г. Барнаул, проспект  Строителей, 29. Кафе предоставляет потребителям услуги питания, услуги по организации потребления, обслуживания и услуги по организации досуга. Это общедоступное предприятия питания, которое обслуживает широкий контингент клиентов.

По широте ассортимента предлагаемой продукции категория предприятия  питания – полносервисное, поскольку оно предлагает широкий выбор закусок, блюд, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, различных напитков.

Методы обслуживания потребителей – способ реализации потребителям продукции общественного питания. Различают два метода обслуживания: обслуживание официантом, барменом, буфетчиком, самообслуживание. В кафе «Кабул» применяется обслуживание официантами, что является важным в создании комфорта.

Снабжение кафе товаром происходит посредством доставки товара поставщиками на основании договоров поставки товара.

Время функционирования: ограниченное, т.е. работающее в дневное и вечернее время с 10.00 до 23.00.

Вместимость кафе 50 мест, зал  площадью 242 кв.м.

 Кафе «Кабул» состоит из следующих торговых помещений: вестибюль, основной зал – мягкая и обеденная зона кафе, банкетный зал, барная стойка, кухня. Помимо этого в кафе для посетителей предусмотрены уборная комната и гардероб.

К служебным помещениям кафе относят: гардеробная и уборная комната для персонала, моечная посуды, кладовая.

Вестибюль - это, по сути, первое помещение, куда попадают потребители, и где начинается их обслуживание. Человек, переступая порог ресторана, сразу же обращает внимание на то, как расположены вестибюль, гардероб, залы и другие помещения. Их архитектура, цветовое решение, элементы информации активно воздействуют на его эмоции.

Гардероб располагается в вестибюле при входе. Он оборудован секционными металлическими двусторонними вешалками с раздвижными кронштейнами. Для хранения обуви, ручной клади (сумок, портфелей) на внутренней стороне гардеробной стойки оборудуются ячейки.

Залы предприятий общественного питания - основные помещения, где обслуживают потребителей. Восприятие и оценка потребителями всех элементов среды зала происходит с позиций удобства и красоты. Общее впечатление и оценка среды зала получают отражение в понятии «комфортные условия». Архитектурными и декоративными элементами, уютной и располагающей к отдыху обстановкой зала кафе должно создавать психологическое воздействие на потребителя. Все внутреннее убранство зала должно вызывать у посетителя желание вновь побывать здесь.

Создание «комфортных  условий» достигается планировочным решением, художественной выразительностью и организацией внутреннего пространства.

Организационная структура  — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений  предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между  собой. Структура предприятия устанавливается  исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных  и материальных возможностей.

Схема организационной структуры  предприятия представлена на рис.2.


 



 

 


 


 


 

 



 

 

 



 

 

 

Рисунок 2. Схема организационной структуры  предприятия ИП Романова А.Н.

На способность предприятия  адаптироваться к изменениям внешней  среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура  управления. Организационная структура  предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Схема структуры управления представлена на рис.3.

 

 

 

 

 


 

 

 



 

 



 


 

 



 


 






 


 

 

 

 

Рисунок 3. Схема структуры  управления ИП Романова А.Н.

Тип предприятия общественного  питания - вид предприятия с характерными особенностями кулинарной продукции  и номенклатуры предоставляемых  услуг потребителям. Согласно ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» основные типы предприятий общественного питания — это рестораны, бары, столовые, кафе, закусочные. Предприятия общественного питания классифицируются по стадиям производства, поэтому существуют такие типы заготовочных предприятий, как фабрика-заготовочная, комбинат полуфабрикатов, кулинарная фабрика; по большому объему выпускаемой кулинарной продукции выделяются такие типы предприятий общественного питания, как фабрики-кухни, комбинаты питания. Для расширения услуг, предоставляемых в общественном питании, организуются буфеты, предприятия по отпуску обедов на дом, магазины кулинарии.

Классификация услуг общественного  питания, общие требования к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг установлены  ГОСТ Р 50764-95.

Услуги, предоставляемые  потребителям на предприятиях общественного  питания различных типов и  классов, определяются как:

  • услуги питания;
  • услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
  • услуги по организации потребления и обслуживания;
  • услуги по реализации кулинарной продукции
  • услуги по организации досуга
  • информационно-консультативные услуги и пр.

Информация о работе Пути совершенствования условий труда работников (в целом по хозяйству, по отдельным отраслям)