Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:38, курсовая работа
Написание данной курсовой работы ставило перед собой цель изложение теоретических и практических вопросов, касающихся управления персоналом, детально рассмотрены наиболее важные этапы построения и совершенствования системы управления персоналом в организации.
В работе также освещен опыт некоторых компаний по совершенствованию управления персоналом.
Задачи:
Рассмотреть зарождение науки управления персоналом на примере научных школ управления;
Рассмотреть важные элементы управления персоналом;
Определить значимость объекта и субъекта управления;
Рассмотреть систему управления персоналов на примере компании ООО «Комус».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления персоналом…………...…….4
1.1. Классическая школа управления………………………………………………4
1.2. Административно-функциональная школа……………………………………5
1.3. Школа человеческих отношений ………………………………………...........7
Глава 2. Элементы системы управления персоналом…………………….…….....8
2.1. Подходы к определению понятия управления персоналом……………….....8
2.2. Объект управления персоналом………………………………………………..9
2.3. Субъект управления персоналом……………………………………………..10
2.4. Принципы управления персоналом…………………………………………..13
2.5. Подбор персонала……………………………………………………………...15
2.6. Адаптация персонала в компании…………………………………………….17
2.7. Цели и задачи управления персоналом………………………………………19
Глава 3. Система управления персоналом ООО «Комус...……………………....20
3.1. Общие сведения о предприятии ООО «Комус»…………………………….20
3.2. Персонал ООО «Комус»………………………………………………………22
3.2.1. Структура персонала компании и стили управления……………………..22
3.2.2. Путь совершенствования управления персоналом в ООО «Комус»……..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………..28
Менеджмент любого предприятия, не зависимо от сферы его деятельности, включает два основных разнообразных аспектов:
Определение целей предприятия, разработка мероприятий по их достижению и осуществление контроля результатов;
Управление
людьми, работающими на предприятии.
Обеспечение комфортных условий
работы – залог эффективной работы
организации.
2.2. Объект управления персоналом.
Объектом
управления является персонал организации
(рабочие, специалисты, руководители),
по отношению к которым
Ключевым объектом системы управления персоналом является персонал.
Персонал - это трудовой коллектив организации, или простая совокупность работников компании, которые не обладают свойствами коллектива, а именно: попарно не знают друг друга, занимают весьма отдаленные друг от друга рабочие места, не реализуют неформальные типы коммуникации. Здесь главным для исследователя становятся вопросы поведения работников в группе. Для этого специалистам по управлению персоналом, специализирующимся на отношениях в группе, необходимо освоить и применять на практике многие технологии социометрики. Например, выявить внутри определенной группы работников, лидеров, конфликтных личностей и т. д. Персонал является ключевым объектом системы управления персоналом.
Персонал
организации можно
1)
по месту в управленческой
структуре персонал можно
2)
по профессиональной структуре
– инженерно-технические
3)
по уровню квалификации –
4) по половозрастной структуре – мужчины, женщины; работники разных возрастных групп;
5) по стажу работы – общему и специальному, работники с общим или специальным стажем работы (1 год, 5, 10, 25 лет и т. д.);
6)
по уровню образования –
Также
объектом управления является претенденты,
рекруты и кадровый резерв, работа
с которыми ведется на принципах
конкурса, избирательности, документационного
обеспечения и необходимости обучения.
2.3.Субъект управления персоналом.
Субъектами управления персоналом выступают лица и подразделения аппарата управления организации, осуществляющие функции управления работниками. Ими являются руководители всех уровней, выполняющие функции управления по отношению к своим подчиненным, а также специалисты службы управления персоналом (менеджеры по персоналу), выполняющие свои должностные обязанности.
Основные требования, предъявляемые к специалисту по управлению персоналом на рынке труда:
наличие высшего образования;
опыт работы в качестве менеджера по персоналу;
знание трудового законодательства;
знание
рынка труда и кадрового
умение составлять должностные инструкции, трудовой договор, программы аттестации и обучения персонала;
высокий уровень в сфере формирования кадрового резерва и работы с ним;
знание
процедуры высвобождения
умение мыслить стратегически;
коммуникабельность, инициативность.
Стиль
руководства — способ, система
методов воздействия
• Директивный стиль (авторитарный);
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников
Демократический
стиль управления характеризуется
распределением полномочий, инициативы
и ответственности между
Либеральный
стиль управления характеризуется
отсутствием активного участия
руководителя в управлении коллективом.
Такой руководитель «плывет по течению»,
ждет или требует указаний сверху
или попадает под влияние коллектива.
Предпочитает не рисковать, «не высовываться»,
увиливает от разрешения назревших
конфликтов, стремится уменьшить
свою персональную ответственность. Работу
пускает на самотек, редко ее контролирует.
Такой стиль руководства
Не
существует «плохих» или «хороших»
стилей управления. Конкретная ситуация,
вид деятельности, личностные особенности
подчиненных и др. факторы обусловливают
оптимальное соотношение
Вопреки
распространенным стереотипам преобладающий
стиль руководства практически
не зависит от пола. (Бытует ошибочное
мнение, что женщины-руководители более
мягки и ориентированы в первую
очередь на поддерживание хороших отношений
с деловыми партнерами, в то время как
мужчины-руководители более агрессивны
и ориентированы на конечный результат).
Причинами разделения стилей руководства
скорее могут быть личностные особенности
и темперамент, а не половые характеристики.
Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и
женщины — не являются приверженцами
только одного стиля. Как правило, они
интуитивно или вполне осознанно комбинируют
различные стратегии руководства.
2.4. Принципы управления персоналом
Система, как правило, подчиняется требованиям внешней и внутренней среды. Всегда существуют некие объективные законы и правила, по которым система действует согласно им или вопреки4.
Под принципами управления персоналом следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются кадровые службы и отдельные менеджеры в силу различных условий и обстоятельств, сложившихся в обществе.
Рассмотрим принципы управления персоналом:
Принципы управления персоналом в рамках классификации общих принципов управления Фредерика Тейлора:
разработка
оптимальных методов
открытый и соревновательный конкурс найма на работу;
строгое соблюдение утвержденных стандартов и норм;
работник должен работать на том рабочем месте, где он будет приносить наибольшую пользу;
оплата труда напрямую зависит от результатов деятельности рабочих;
привлечение к управлению профессиональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
формирование
исключительно дружеских и
Принципы управления персоналом в рамках классификации общих принципов управления Анри Файоля:
разделение труда, улучшающее качество труда и повышающее квалификацию персонала;
власть, означающая то, что кто-то должен обладать правом отдавать команды и нести ответственность за результаты;
дисциплина;
единство распорядительства, объясняемое тем, что распоряжение должно исходить только от одного руководителя и контроль за его исполнением должен осуществлять только один руководитель;
единство руководства;
подчинение индивидуальных интересов общим интересам;
вознаграждение персонала;
централизация, которая определяется исходя из контекста конкретной ситуации и выбирается таким образом, чтобы давать лучшие результаты;
цепи взаимодействия, что соответствует видам делегирования полномочий от руководства к подчиненным и наоборот;
порядок, так как каждый должен знать свое место в организации;
равенство;
стабильность персонала, ибо кадры должны находиться в стабильной ситуации;
инициатива,
являющаяся двигателем развития организации
и показателем отношения
корпоративный дух.
Перечисленные
выше принципы были сформулированы в
начале прошлого столетия. С течением
времени многие из них качественно
изменились, потеряли свою силу, или наоборот,
- из второстепенных стали доминирующими.
2.5. Подбор персонала
До принятия организацией решения о приеме кандидата на работу к нему применяется процедура отбора5:
1.
Предварительная отборочная
2.
Заполнение бланка анкеты. Эта
ступень есть в каждой
Информация о работе Пути совершенствования управления персоналом