Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
дать определение понятию «компетентность»;
выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе 5
1.1 Понятие профессиональной компетенции 5
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе 8
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе 10
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе 13
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе 18
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня 18
2.2 Мотивация персонала 20
2.3 Система непрерывного обучения 24
2.4 Супервизорство как средство повышение профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 27
Заключение 30
Список использованной литературы
Организация, находящаяся в процессе непрерывного обучения, носит название обучающейся.
По определению автора этого понятия П. Сенге, это такая организация, которая постоянно расширяет свою способность создавать будущее.
Теоретически человек, разделяющий идеи и ценности организации, привносит в работу свою энергию, страсть и взволнованность, которые не связаны с «игрой по правилам». В обучающихся организациях работают люди, нацеленные на развитие своего потенциала для достижения общих результатов, формируются новые системы мышления, коллективное стремление выражается свободно, люди непрерывно учатся тому, как обучаться совместно.
Обучение наряду с индивидуальным включает и организационное обучение – передача и интеграция знаний отдельных работников, групп и организации в целом.
Само обучение не ограничивается только информацией, дающей какое-то новое знание, а включает то, что формирует человека.
Множество проблем, которые возникают в общественном и экономическом развитии – это следствие прежде всего плохого управления, невнимания к приоритетам, неумения принимать решения, учитывая всю систему факторов.
Например, только треть выборки руководителей предприятий признают абсолютно необходимым значительное повышение качества управления и переподготовку всех менеджеров среднего и высшего уровней. 57% руководителей считают уровень квалификации своих менеджеров соответствующим ситуации, а неэффективную работу ставят в полную зависимость от внешних обстоятельств.
Одним из наиболее прогрессивных методов, который широко применяется в последние годы для повышения профессиональной подготовки менеджеров, является модульный подход.
Он включает в себя:
В модульном обучении менеджеры получают то, что необходимо, исходя из их личных интересов или потребностей организации, в которой они работают. Внимание акцентируется на активном участии специалистов по управлению в процессе обучения путем их вовлечения в решение реальных проблем организации. Для этого сам процесс обучения делится на сессии, во время проведения которых менеджеры получают необходимые им знания, полезные для решения проблем организации. Количество таких модулей зависит от целей программы обучения, их сложности и содержания.
Такой
подход позволяет максимально
Программы обучения для менеджеров должны учитывать особенности знаний и умений менеджеров разного уровня.
Дифференцированный подход к обучению в нашей стране реализуется через систему дополнительного профессионального образования. В ней предусмотрены программы, удовлетворяющие разные потребности в обучении:
Подобная система, на наш взгляд реализуема и в социальных службах, для специалистов разного уровня.
Так
как социальная работа является динамично
развивающимся видом
2.4 Супервизорство как средство повышение профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.
Действенный отпечаток на процесс развития молодого специалиста накладывает не только его собственный практический опыт работы с клиентом, но и знания и умения, приобретенные им в результате сотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способным помочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новые эффективные методы и технологии работы.
Такое явление называется супервизорством.
В нашей стране супервизорский институт только начинает развиваться, отдается предпочтение групповой супервизии в проекте.
Впервые в октябре 2001 года в Областном центре психолого-педагогической помощи населению комитета социальной защиты Пермской области состоялся семинар «Супервизорство в учреждениях социального обслуживания семьи и детей» на котором были положено начало формирование супервизорства в России.
Были приняты решения – во-первых внести соответствующие коррективы в штатные расписания, во-вторых через систему курсов начать подготовку таких специалистов на начальном этапе.
Супервизорство является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе.
Основными
обязанностями социального
Супервизорство представляет собой технологию, включающую в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков.
Супервизия
дает возможность специалисту
В
своей работе сотрудник социальной
службы сталкивается с профессиональными
рисками, «эмоциональным сгоранием». В
таких ситуациях важна
Супервизор помогает специалисту совершенствовать свои профессиональные знания и умения.
Супервизия является также инструментом совершенствования профессиональной деятельности и повышение уровня специалиста.
Одновременно обеспечивается повышение уровня услуг организации социальной службы.
Супервизия основана на взаимодействии и сотрудничестве супервизора и специалиста.
Супервизорство
позволяет оглянуться назад и
оценить происходящее, дает шанс молодому
профессионалу найти новые
Можно
посетовать, что такое хорошее
начинание как супервизорство не
имеет широкого применения в российских
социальных службах, так как подобная
система позволяет повышать свою
профессиональную компетентность и молодому
специалисту, и его наставнику.
Заключение.
Актуальность темы данной курсовой работы была озвучена во введении.
В заключении хотелось бы сфокусировать внимание на определенных выводах.
Выводы:
Тема профессиональной компетентности специалистов по социальной работе остается достаточно серьезной.
Без
профессионалов, способных постоянно
повышать свой уровень теоретических
знаний и практических навыков социальная
служба не может эффективно функционировать
и оказывать помощь клиентам.
Список использованной литературы:
Информация о работе Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе