Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
дать определение понятию «компетентность»;
выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе 5
1.1 Понятие профессиональной компетенции 5
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе 8
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе 10
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе 13
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе 18
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня 18
2.2 Мотивация персонала 20
2.3 Система непрерывного обучения 24
2.4 Супервизорство как средство повышение профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 27
Заключение 30
Список использованной литературы
Для выполнения предписанных социальным работникам функций необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.
Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, обще культурный и нравственный потенциал.
Наличие
таких качеств позволяет
В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатия, готовность понять других, эмоциональная устойчивость личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
Профессионально значимые качества являются важной предпосылкой формирования профессионала и, соответственно, его компетентности.
Именно
личностные качества являются определяющим
критерием профессиональной компетентности
специалиста по социальной работе.
Глава
II. Модели повышения
профессиональной компетентности
специалиста в социальной
работе.
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня.
Каждый работник стремится как можно выгоднее продать свой труд, а работодатель – как можно выгоднее приобрести.
Высокая профессиональная компетенция является гарантом сохранения рабочего места или, в случае его утраты, приобретения нового места работы.
В условиях быстрых изменений на рынке труда необходимо иметь представление об уровне своей профессиональной компетенции, что бы быть готовым к грядущим изменением в своей карьере.
Чаще всего встречаются следующие приемы оценки профессиональной компетентности:
Рыночная экономика предполагает конкуренцию как главный механизм отношений внутри рынка, в том числе и рынка труда.
Чтобы
выиграть конкуренцию, надо не только
оценить уровень своей
Инструменты повышения своей профессиональной компетентности:
Применительно
к социальной работе, большое значение
могут играть конференции, семинары,
тренинги, зарубежные стажировки, обмен
опытом. Для социальной работы в
нашей стране это имеет значение и потому,
что эта специальность в нашей стране
достаточно молодая и отечественным специалистам
необходимо осваивать передовой зарубежный
опыт.
2.2 Мотивация персонала.
Многие руководители считают, что главный инструмент воздействия на персонал – это деньги.
Применительно к социальной работе, надо сказать, что деньги могут являться существенным стимулом, так как многих эта профессия отталкивает своим низким уровнем зарплат.
В нашей стране социальные службы являются, преимущественно, бюджетными государственными организациями, где уровень зарплат и условия труда не в самом лучшем состоянии.
Но современными специалистами в области менеджмента и управления персоналом доказано, что есть способы воздействия на персонал помимо денег.
Этот опыт, более характерный для коммерческих организаций может быть применим и к учреждениям социальной сферы.
Во-первых, благополучие компании зависит от степени приверженности персонала.
Люди – работающие в организации – это тот ключевой фактор успеха, без эффективного использования которого рассчитывать на высокие результаты.
Лучшие компании достаточно быстро смоги убедиться в том, что отдача от истинно приверженных своей организации сотрудников, увеличивается. С начала 70-х годов японские и американские компании, поняв это, начали радикально менять на своих предприятиях отношение к рабочей силе.
Приверженность имеет три составляющие:
Все
три составляющие приверженности усиливаются,
если работника удовлетворяют
Неравнодушное отношение к проблемам своей организации, готовность внести свой вклад в ее развитие и решение проблем основаны на ясном понимании сотрудником целей и направлений развития организации и на сближение собственных интересов с интересами организации.
В социальной работе это может проявляться не как понимание целей и задач конкретной социальной службы, в которой работает специалист, но как понимание целей, задач, миссии своей профессии и чувство своей причастности к ней.
В опросах сотрудников российских компаний в качестве факторов, отрицательно влияющих на приверженность персонала, фигурируют такие:
1.
неудовлетворенность уровнем
2.
отсутствие четкой системы
3. низкая зарплата (ниже, чем в других компаниях);
4. несоответствие оплаты труда трудовому вкладу;
5.
несправедливое распределение
6.
неуверенность в завтрашнем
7. ограничение самостоятельности в принятии решений;
8.
отсутствие карьерных
9.
недостаточная
10. мелочный контроль со стороны руководства;
11.
недоверие со стороны
12.
неоправданное использование
13. деление работников компании на «первый» и «второй» сорт;
14. отсутствие права на ошибку;
15. расхождение между словом и делом у руководства;
16.
недостаточная
17. изношенность основных фондов.
Несмотря на то, что это отмечают сотрудники коммерческих фирм, стоит согласиться, что подобные проблемы есть и у государственных социальных служб.
Методы, которые руководитель может использовать для воздействия на поведение своих сотрудников:
Другая причина, по которой персонал теряет мотивацию – отсутствие у руководства четкой стратегии в отношении той информационной политики, которая реализуется в организации в отношении персонала. Часто информация доводится до работников от случая к случаю. В результате люди не просто плохо информированы по важнейшим вопросам, но и ухудшается их отношение к делу, снижается их приверженность организации и ее целям.
Поэтому востребована работа по формированию имиджа как руководства, так и организации в целом.
Для этого используется внутриорганизационный PR – информационная политика руководства организации в отношении персонала, призванная сформировать у работников максимально благоприятное отношение к действиям и намерениям руководства. Это направление включает в себя встречи руководства с сотрудниками, выступления на общих собраниях, использование возможностей радиотрансляции, внутренней корпоративной сети (Интернет), сайта, публикация печатных материалов, чествование лучших работников, корпоративные праздники и др.10
Проблема состоит в том, что в социальных службах преобладает административно-командная система, которая не всегда отвечает тем изменениям, которые происходят в обществе, отрасли, отдельном учреждении.
Именно поэтому многие положительные методы воздействия на персонал остаются не востребованными, не применяются в отечественных социальных службах, как и в учреждениях государственного сектора в целом.
Изменение этой ситуации является одним из приоритетных направлений в социальной сфере.
2.3 Система непрерывного обучения.
Современные подходы к мотивации учитывают и еще два важных момента:
По мере роста взаимозависимости и сложности среды, в которой работают организации, увеличивается значение формирования и оптимального использования потенциала каждого работника организации и прежде всего его знаний, а также развитие способностей организации к непрерывному обучению персонала.
Для специалиста по социальной работе непрерывность обучения обусловлена изменениями технологий социальной работы, изменениями нормативно-правовой базы, регулирующей его профессиональную деятельность, появлением новых категорий клиентов и др.
Информация о работе Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе