Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.

Задачи исследования:

дать определение понятию «компетентность»;
выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе 5
1.1 Понятие профессиональной компетенции 5
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе 8
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе 10
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе 13
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе 18
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня 18
2.2 Мотивация персонала 20
2.3 Система непрерывного обучения 24
2.4 Супервизорство как средство повышение профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 27
Заключение 30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая_.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Менеджмент в социальной работе

На тему: Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе 5
1.1 Понятие  профессиональной компетенции 5
1.2 Профессиональная  компетентность в социальной  работе 8
1.3 Профессиональная  подготовка и формирование компетентности  специалиста по социальной работе 10
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе 13
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе 18
2.1 Оценка  компетентности и повышение ее  уровня 18
2.2 Мотивация  персонала 20
2.3 Система  непрерывного обучения 24
2.4 Супервизорство  как средство повышение профессиональной  компетентности специалиста по  социальной работе 27
Заключение 30
Список  использованной литературы 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  темы исследования. Социальная работа как мультидисциплинарный вид профессиональной деятельности находится в постоянной эволюции и нуждается в инновациях.

      Современная социальная работа распространена в  различных направлениях – социальная защита, образование, здравоохранение, пенитенциарная система и правоохранительная деятельность, благотворительность, молодежная политика и т.д.

      Социальная  работа требует от специалистов, занятых  в этой профессии большого объема знаний и профессиональных навыков  и умений.

      Вполне  естественно, что встает вопрос о  границах компетенции специалиста по социальной работе, о его профессиональных качествах, повышении образования и появлении новых функций и ролей.

      Подготовка  специалистов и их профессиональное становление является такой же важной задачей для российской социальной работы как и научное осмысление и практические формы оказания помощи нуждающимся категориям граждан.

      Необходимость повышения профессиональной компетенции  специалиста по социальной работе обусловлена  динамично изменяющимся обществом, предъявляющим все новые требования к представителям данной работы.

      На  протяжении истории своего развития, социальная работа осваивала все  новые сферы влияния. И это требовало новых знаний и повышения квалификации от специалистов социальных служб.

      Объект  исследования – управление персоналом в социальной работе.

      Предмет исследования профессиональная компетентность специалиста по социальной работе.

      Цель  исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.

      Задачи  исследования:

    1. дать определение понятию «компетентность»;
    2. выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
    3. выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
    4. выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
    5. выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.

      Проработанность проблемы. Надо сказать, что данная тема не в достаточной степени проработана в учебной и научной литературе по социальной работе.

      Информацию  о проблеме профессиональной компетентности можно найти в научной и  учебной литературе по социальной работе.

      В работах таких авторов как  М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, И.Г. Зайнышев уделяется внимание и  этой проблеме, но чаще всего она сводится к вопросам профессионального портрета и профессиональной этики социального работника.

      Поэтому эта проблема является предметом  дальнейшего изучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе. 

1.1 Понятие профессиональной компетенции.

      Понятие «компетенция» происходит от латинского слова «competere», что означает соответствовать, подходить.

      Под этим термином обычно понимается:

      1. компетенция общая – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;
      2. компетенция профессиональная – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении задач профессионального рода деятельности;
      3. компетенция (управления персоналом) – это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и иным качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании;
      4. компетенция (юридический термин) – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);
      5. компетенция межкультурная – способность успешно общаться с представителями других культур;
      6. компетенция ключевая, организации – совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе1.

      В нашей стране под профессиональной компетенцией принято понимать совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, опыта работы, отношение к компании, лояльность к руководителям и коллегам, умение «вписываться» в микроклимат организации.

      Такие понятия как «компетенция» и  «компетентность» в обиходе имеют  значение синонимов.

      С этой позицией не согласны некоторые  исследователи.

      Э.В. Зеер и Э. Сыманюк обозначают термином компетентность – интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином компетенции – интегративную целостность, действенность знаний и опыта в профессиональной деятельности. С.Ш. Чернова считает, что под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций, а компетенция – единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида. И.Л. Зимняя разводит эти понятия  - компетенция является своего рода программой, по которой развивается компетентность, то есть понятие компетентность гораздо шире.

      В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые  компетенции» и «ключевые классификации».

      К числу «ключевых классификаций» относятся:

      1. психомоторные умения, общетрудовые  качества, познавательные способности,  индивидуально-ориентированные способности,  социальные способности;

      2. основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (самоуправление, профессиональный и социальный рост), ключевые навыки (коммуникация), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие навыки, способность к планированию и анализу;

      3. социально-профессиональные и персональные  квалификации, профессионально-когнитивные  способности;

      «Ключевые компетенции»:

      1. социальная компетенция (способность взять на себя ответственность, совместно выработать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия;
      2. коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, компьютерное программирование);
      3. социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);
      4. когнитивная компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего внутреннего потенциала, способность к саморазвитию, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения);
      5. межкультурная компетенция;
      6. компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
      7. специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

      Согласно  определению О.В. Ховова (энциклопедия профессионального образования  под редакцией С.Я. Батышева) профессиональная компетентность включает не только представления  о квалификации (профессиональных навыках, опыта деятельности, умений и знаний), но также социально-коммуникативные и индивидуальные способности обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности2.

      В рамках данной работы, понятие компетентность интерпретируется как совокупность профессиональных знаний, навыков и  опыта, профессионально-значимое качество, необходимое для эффективного выполнения должностных обязанностей. 

1.2 Профессиональная  компетентность в  социальной работе.

      Специалист  по социальной работе осуществляет свою профессиональную деятельность в системе  «человек – человек». Его работа заключается в оказании необходимой помощи нуждающемуся человеку – клиенту (или группе лиц).

      Так как клиенты социальной работы не являются однородной группой – среди  них есть различные категории  нуждающихся граждан – то, от специалиста требуется освоить большой объем знаний и владеть.

      Важно и то, что ситуация клиента всегда индивидуальна. Поэтому в рамках компетентности специалиста по социальной работе должны присутствовать такие  качества как креативность мышления и способность брать на себя ответственность. К сожалению, в нашей стране социальная работа представлена государственными социальными службами, в которых существует строгая вертикаль власти, не позволяющая специалисту принимать решения независимо.

      В рамках компетентности специалиста по социальной работе принято выделять:

      1) специальную компетентность:

      - понимание предназначения профессии  специалиста по социальной работе;

      - овладение нормами профессиональной  деятельности, высокой эффективности;

      - достижение высоких результатов в решении проблем клиента;

      - профессиональное мастерство;

      - профессиональное мышление, интуиция, самостоятельность в решении  проблем клиента;

      - оптимальная психологическая цена  результата, отсутствие усталости  и перегрузки;

Информация о работе Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе