Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.

Задачи исследования:

дать определение понятию «компетентность»;
выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе 5
1.1 Понятие профессиональной компетенции 5
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе 8
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе 10
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе 13
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе 18
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня 18
2.2 Мотивация персонала 20
2.3 Система непрерывного обучения 24
2.4 Супервизорство как средство повышение профессиональной компетентности специалиста по социальной работе 27
Заключение 30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая_.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

      2) коммуникативная компетентность:

      - отнесение себя к профессиональной общности;

      - овладение нормами профессионального  общения, этическими нормами профессии;

      - направленность профессиональных  результатов на благо клиентов;

      - социальная ответственность за  свои профессиональные действия;

      - умение сотрудничать, легкая совместимость;

      - готовность к изменениям в  межличностных отношениях, умение  воздействовать на эти процессы;

      - умение вызвать в социуме интерес  к результатам своей профессии  и направлять его на решение  нужд клиентов;

      3) личностная компетентность:

      - устойчивая профессиональная мотивация;

      - наличие позитивной Я-концепции,  самоценность;

      - переключаемость, универсальность;

      - творческая установка, сознательное  профессиональное творчество в  работе с клиентом;

      - приспособление себя к профессии и профессии к себе;

      - преобладание положительного эмоционального  настроя;

      - индивидуальность в профессиональной  работе с клиентом;

      - удовлетворенность трудовым процессом;

      4) индивидуальная компетентность:

      - целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

      - принятие себя как профессионала;

      - саморазвитие профессиональных  способностей;

      - интернальность как видение в  себе самом причин успеха –  неудачи;

      - сильное целеполагание, помехоустойчивость;

      - построение собственной стратегии профессионального роста и реализация сценария своей профессиональной жизни;

      - профессиональная обучаемость;

      - опора на прошлый опыт в  работе с клиентами;

      - обращаемость результатов своего  профессионального развития на  благо других людей, своих клиентов3.

      На  наш взгляд, профессиональная компетенция  в социальной работе включает в себя несколько составляющих.

      В-первую очередь стоит обратить внимание на систему подготовки социальных работников, так как профессиональная компетенция  включает в себя теоретические знания по своей специальности. 

1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе.

      Цель  подготовки специалиста по социальной работе заключается в том, что  бы сформировать высокоразвитую личность, обладающую общими и профессиональными знаниями, привить профессиональные навыки и уметь творчески их использовать на практике.

      Междисциплинарный подход в обучении специалистов стоит  в основе совершенствования социальных работников.

      Знания  из разных областей дают возможность осваивать новые профессиональные навыки.

      В наши дни ни одно государство не может обойтись без профессиональной подготовленных специалистов по социальной работе.

      Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в  рамках социальной работы является вопрос о принципах и и формах обучения специалистов.

      В рамках одного подхода предполагается, что обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который  затем контролирует процесс усвоения этих знаний своими учениками.

      В рамках другого подхода обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. При выборе второго варианта важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических знаний. Этот вариант выглядит предпочтительнее, так как позволяет приблизить обучение к жизни.

      Подготовка  социальных работах в ряде стран  организовывается в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпосылок.

      Эта подготовка осуществляется на нескольких уровнях и в различных формах – университеты, колледжи, специализированные курсы.

      Принято подразделять подготовку специалиста  по социальной работе на несколько  уровней и блоков.

      Первый  уровень – подготовительно-ориентированный, второй – реализация и контроль, третий – саморазвитие

      Первый  уровень включает в себя семь блоков, второй уровень – три, а третий – один.

      Первый  блок подразумевает ознакомление с  отечественным и зарубежным опытом социальной работы, понимание содержание, целей и специфики социальной работы как профессиональной деятельности.

      Второй  блок предполагает изучение нормативно-правовой базы.

      Содержание  третьего блока заключается в  определении квалификационных требований и уровня профессионализма социального  работника.

      Четвертый блок – разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельного подхода.

      Пятый блок – профессиональный отбор на основе соответствия квалификационным требованиям.

      Шестой  блок – комплектование учебных групп.

      Седьмой блок – организация учебного процесса по четырехкомпонентной системе (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа).

      Восьмой блок – организация учебного процесса как управление учебной деятельностью  студента и группы.

      Девятый блок – обеспечение условий и  положительного подкрепления практики в социальных службах.

      Десятый блок – организация дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся и их предыдущих успехов.

      Одиннадцатый  блок – руководство саморазвитием  обучающихся4.

      Основные  задачи, которые решаются в рамках подготовки специалиста по социальной работе:

    1. эффективное управление качеством подготовки специалиста;
    2. единство в системе отбора, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
    3. диагностика профессиональной пригодности и отбор будущих специалистов;
    4. взаимосвязь научной, методологической, психолого-педагогической подготовки специалиста;
    5. функциональная наполненность содержания образования, обеспечение социальной активности, профессиональной компетентности, чувства ответственности;
    6. формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста5.

      Надо  понимать, что далеко не каждый человек  способен стать специалистом по социальной работе.

      Определяющим  фактором является система ценностей индивида, которая и определяет его пригодность к эффективной профессиональной деятельности.

      Некоторые даже считают, что в социальной работе личностные качества специалиста играют первостепенную роль.

      Для понимания профессиональной компетентности специалиста по социальной работе и путей ее повышение огромную роль играет представление о профессиограмме специалиста по социальной работе. 

1.4 Профессиограмма  специалиста по  социальной работе.

      Профессиограмма (от латинского profession – специальность, gramma – запись) – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, предъявляемых специалисту.

      Включает  в себя описание условий трудовой деятельности, а также психофизиологические требования, предъявляемые профессией человеку.

      Профессиограмма описывает психологические, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности профессии. Она включает в себя психограмму – портрет идеального или типичного профессионала, и психологическую профессиограмму – психологического анализа профессиональной деятельности.

      В общем виде профессиограмма отражает:

      1. требования к должностным обязанностям  работника;

      2. требования к рабочему месту;

      3. возможные пути дальнейшего профессионального  маршрута работника;

      4. варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации.

      Профессиограмма разрабатывается на принципах:

    1. системность – в ней отражается специфика и значимость конкретной должности, а также возможный профессиональный маршрут работника;
    2. целостность – оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
    3. практичность – результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии;
    4. научность и современность – методология исследования должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
    5. эффективность – в результате должно быть предложено практическое решение работы с персоналом6.

      Применительно к социальной работе, под профессиограммой принято понимать требования к личностным качествам специалиста.

      Личностные  качества специалиста по социальной работе принято подразделять на три группы.

      К первой группе относятся психофизиологические характеристики, ко второй – психологические  качества, к третьей – психолого-педагогические качества.

      Качества  первой группы отражают психические  процессы (восприятие, память, мышление, воображение), состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность).

      Психологические несоответствия требованиям профессии  особенно сильно проявляются в сложных  ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, нестандартной задачи.

      Чем труднее профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности.

      Ко  второй группе относятся такие психологические  качества как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих действий, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

      К третьей группе относятся коммуникабельность, эмпатичность, красноречие и др.7

      Иногда  выделяются профессиограммы в рамках отдельной группы личностных качеств.

      Например, профессия социального работника  связана с умением вести диалог. Поэтому выделяется ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника. Эти характеристики можно назвать коммуникативной профессиограммой, она включает в себя следующие знания и умения:

    1. знать речевой этикет и уметь его использовать;
    2. организовать требуемый вид общения и управлять им;
    3. анализировать предмет общения, его цели и задачи;
    4. корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;
    5. уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику и др.;
    6. уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
    7. иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;
    8. владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;
    9. уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
    10. знать служебный этикет и уметь его использовать;
    11. уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении, снимать стресс, напряжение, адаптировать клиента к условиям, корректировать его поведение и оценки8.

Информация о работе Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе