Пути повышения эффективности и качества управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных этапов разработки и реализации управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) Проанализировать понятия – «решение»;
2) Охарактеризовать виды решений;
3) Изучить этапы и процессы принятия решений;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и классификация управленческих решений.……………….5
1.1 Процесс и процедура принятия решений………………………………..5
1.2 Особенности процесса принятия решений. Классификация решений...7
1.3 Несоответствия с нормами управленческих решений…………………16
Глава 2 Производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Байкалфарм». Характеристика и анализ ОАО «Байкалфарм» ………………………………19
2.1 Общая характеристика и основные показатели организации………….19
2.2 Анализ системы управления ОАО «Байкалфарм»……………………...24
2.3 Анализ эффективности управленческих решений ОАО «Байкалфарм»…………………………………………………………………...31
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности принятия решений…....32
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Органами управления общества являются:

  1. Общее собрание акционеров;
  2. Совет директоров;
  3. Генеральный директор (единоличный исполнительный орган).

В подчинении директора  находится главный инженер занимающийся вопросами производства продукции. Главному инженеру непосредственно подчиняются механическая, технологическая и производственная служба.

Вопросами бухгалтерского учета, финансового планирования и  прогнозирования занимается заместитель  генерального директора по экономике, в подчинении которого находится учетно-финансовый отдел.

ОАО «Байкалфарм» имеет 5 производственных линий, производительностью 30 тонн в сутки.

ОАО «Байкалфарм» снабжает своей продукцией жителей города и близлежащих населенных пунктов. Предприятие имеет собственную сеть магазинов розничной торговли, а так же поставляет свою продукцию сторонним организациям, список которых очень обширен. Наиболее крупными покупателями продукции ОАО «Байкалфарм» являются: ТОО «Символ», ТОО «Лидия», ТОО «Агро», АООТ «Армапрод», ТОО «Продтовары» и т.д.

В настоящее время ОАО «Байкалфарм» не в состоянии вырабатывать конкурентно-способную продукцию в связи с низким уровнем материально-технической базы. В связи с увеличением конкуренции, объемы производства ОАО «Байкалфарм» постоянно снижаются.

В настоящее время  производственные мощности предприятия  используются на 10-15%, что ведет к  повышению себестоимости продукции. В 2003 году предприятие ОАО «Байкалфарм» было полностью освобождено от уплаты местных налогов, что позволяло поддерживать себестоимость на должном уровне. В настоящее время предприятие уплачивает налоги в полном объеме. В связи с вышеперечисленным производство как кондитерских и макаронных изделий, так и хлеба стало нерентабельным.

ОАО «Байкалфарм» нуждается в усовершенствовании материально-технической базы для понижения себестоимости продукции, увеличения ассортимента и повышения конкурентоспособности.

Показатели.

Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Байкалфарм», которые приведены в таблице 1.1.

 

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

Абс. отклон.

Темп роста %

Реализованная продукция  в действующих ценах, р.

21 575

25 777

24 779

3 203

114,8

Реализованная продукция  в сопоставимых ценах к 1995г, р.

21 575

13 033

10 106

-11 470

46,8

Себестоимость реализованной продукции в действующих ценах, р.

19 005

23 417

22 746

3 741

119,7

Себестоимость реализованной  продукции в сопоставимых ценах, р.

19 005

11 480

8 902

-10 103

46,8

Товарная продукция, р.

15 852

18 441

15 908

56

100,4

Себестоимость товарной продукции, р.

14 891

18 054

15 432

541

103,6

Выпуск товарной продукции  в натуральных показателях, т.

14 232

8 597

6 666

-7 566

46,8

Прибыль от реализации, р.

896

406

195

-702

21,7

Балансовая прибыль, р.

709 062

166 948

-77 468

-786 530

-10,9

Среднегодовая стоимость ОФ, р.

4 565

6 497

6 375

1 809

139,6

Среднесписочная численность  персонала, чел.

445

424

364

-81

81,8

в том числе по основной деятельности, чел.

337

316

272

-65

80,7

Затраты на 1 рубль реализованной  продукции, р.

0,88

0,91

0,92

0,04

104,2

Фондоотдача на 1 рубль ОФ, р.

4,73

3,97

3,89

-1

82,2

Фондовооруженность, р.

10,26

15,32

17,51

7

170,7

Производительность труда

48,48

30,74

27,76

-21

57,3

Рентабельность продаж, %

4,15

1,57

0,79

-3,37

18,9

Рентабельность продукции, %

5,65

2,20

1,22

-4,43

21,6


Таблица 1 – Показатели деятельности

Как видно из таблицы, финансово-экономическое положение ОАО «Байкалфарм» значительно ухудшилось за последние три года.

Впервые за историю существования ОАО «Байкалфарм» в 2008 году отработало с убытком, составляющим 786530 тыс. руб.

Уменьшение среднесписочной  численности персонала не отразилось на производительности труда, основным фактором снижения которой является уменьшение производства продукции в течение трех лет в ценах сопоставимых с ценами 2006 года.

Прибыль от реализации неуклонно уменьшается и в 2008 году составила всего лишь 20% от прибыли базового периода (2006год). Уменьшение прибыли от реализации сказалось на уменьшении такого показателя как рентабельность продаж, который в 2006 году составлял 4,15%, а в 2007 году уже 0,79%.

Темп роста себестоимости  продукции в действующих ценах  за анализируемый период составил 119,7%, в то время как темп роста реализованной  продукции составил 114,8%. Это объясняется  сокращением производства и следовательно  уменьшением суммы переменных издержек при неизменной незначительно снизившейся сумме постоянных издержек.

Фондоотдача основных фондов так же заметно понизилась и составила 82% от показателя базового периода. Увеличение стоимости основных фондов в 1,5 раза в 2007 году произошло за счет их переоценки.

В тоже время темп роста  фондовооруженности составил 170,7. Это  не является положительным показателем, так как связано с уменьшением  численности персонала и ростом основных фондов в денежной оценке, что связано лишь с переоценкой  основных фондов, а не с увеличением материально-технической базы производства.

Внешние факторы, повлиявшие на ухудшение финансово-экономического положения ОАО «Байкалфарм» следующие:

  1. хроническая задолженность бюджетных организаций;
  2. снижение планового уровня рентабельности с 15 до 10%;
  3. снижение торговой надбавки с 25 до 20%;
  4. в 2006 году комбинат освобождался от уплаты местных налогов и помимо этого получил дотации на пополнение оборотных средств в сумме 86 млн. руб., а в 2006, 2008годах предприятие ОАО «Байкалфарм» уплачивало налоги в полных объемах.

Внутренний  фактор ухудшения финансово-экономического положения - низкое качество и ассортимент  продукции, несоответствующие новым  требованиям рынка.

Таким образом, на основании анализа основных технико-экономических показателей видно, что постоянный рост объемов производства и реализации продукции – все это говорит об улучшении финансово-экономического состояния и стабильности предприятия ОАО «Байкалфарм».

 

2.2 Анализ системы управления ОАО «Байкалфарм»

Стратегическое планирование не надо путать с долгосрочным – обычно на 10-15 лет. Горизонт стратегического планирования зависит от того, какого рода работами занимается организация. Стратегическое планирование для атомной электроэнергетики – это планирование на десятки лет вперед, а для торговой фирмы – на два-три года вперед. Время, к которому относится стратегическое планирование, наступит много позже окончания тех работ, что ведет организация в настоящий момент. Более того, границы временного интервала стратегического планирования размыты.

Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей  деятельности предприятия и ориентировано  на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств  и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Деятельность ОАО «Байкалфарм» заключается в обеспечении населения Республики Бурятия и прилегающих к ней регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока алкогольной и безалкогольной продукцией высокого качества и широкого ассортимента, повышения занятости населения.

Для этого ОАО «Байкалфарм» преследует следующие цели:

  1. Увеличить долю рынка в Республике Бурятия и других регионах.
  2. Увеличить производительность.
  3. Увеличить ассортимент выпускаемой продукции в современной упаковке и по доступным ценам
  4. Повысить качество товара и обеспечить местное население свежепроизведенным товаром.
  5. Получение прибыли.

Стратегия начинает осуществляться с разработки краткосрочных  планов на год и менее где даются рекомендации о деятельности. Так  начинается текущее или оперативное планирование деятельности организации.

Текущее планирование представляет собой следующие действия:

  1. Составление календарных планов на месяц по производству и реализации продукции.
  2. Контроль над выполнением.
  3. Анализ проделанной работы и выполнения планов.

Календарные планы  производства составляются на основе наличия заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени  загрузки производственных мощностей, их использовании с учетом обусловленных  сроков исполнения каждого заказа. В ОАО «Байкалфарм» существуют такие виды текущих планов как: планы продаж помесячно, планы затрат по цеху и отделам и др.

План производства определяет затраты рабочего времени  на производство продукции, длительность производственного цикла, сменность  работы, периодичность остановок для ремонтов, затраты на обслуживание, оценивается безопасность персонала. В разработке принимают участие также главный технолог, главный инженер, главный бухгалтер.

План по реализации продукции и товаров основывается на спросе на реализуемую продукцию.

Оперативно-календарное  планирование является развернутым  продолжением текущего планирования производства. Оно включает: детализацию текущего плана и доведение его заданий  до цеха, отдела; организацию доставки на рабочие места сырья, вспомогательных материалов, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества; обеспечение сплошного контроля над ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе. Составляются недельные и внутрисменные задания выпуска продукции.

Реализация  планов осуществляется через системы  бюджетов или финансовых планов.

Для осуществления  успешной хозяйственной деятельности предприятие на текущий год и  конкретный плановый период самостоятельно формирует для себя нормативную  базу по запасам и оборотным средствам путем нормирования. Для принятия решений об уровне запасов сырья и материалов необходимо точно знать, когда, сколько и какая продукция должна быть заказана.

Штатная численность  невелика и представляет собой следующую  систему взаимосвязанных элементов.

Рассмотрим  существующую организационную структуру  управления данного предприятия.

Вид организационной  структуры – линейно-функциональный. Достоинства: профессиональная специализация  руководителей подразделений, снижение риска ошибочных решений, высокие возможности координации деятельности. Недостатки: снижение персональной ответственности за конечный результат, сложность контроля над ходом процесса в целом и по отдельным проектам, размытость ответственности и границ компетенции, сложность коммуникации, возможность конфликта между функциональными областями.

На исследуемом  предприятии существует несколько  уровней управления:

  1. высший - директор предприятия (в лице генерального директора);
  2. средний – заместители директора по производству, по снабжению ресурсами и контролю над транспортом, а также главный бухгалтер;
  3. низший - начальники производственных структур и отделов.

Для того чтобы  учесть и отразить различия в задачах, оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации. Департаментализация означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые формируются отделами, и могут называться отделениями или секторами.

Для определения  возможности дублирования работы и  характера передачи полномочий необходимо рассмотреть задачи руководителей среднего и низшего уровней управления.

Заместитель директора  по производству:

  1. он обеспечивает выполнение плана производства;
  2. решает вопросы, связанные с качеством и количеством производства;
  3. отвечает за охрану труда работников цеха;
  4. следит за использованием производственного оборудования;
  5. следит за качеством продукции.

Заместитель по производству вправе принимать решения, связанные с возникновением в  процессе производства или в процессе работы любой из производственных смен, вопросов, касающихся, например, срочной замены бригадира, или возможного снятия того или иного рейса (совместно с заместителем директора по контролю над транспортом), вправе принимать ответственные решения в чрезвычайных ситуациях на производстве, в остальных случаях для принятия решения необходимо согласие директора предприятия.

Таким образом, заместитель по производству следит за выполнением на производстве тех  задач, которые были сформулированы и поставлены директором предприятия, а также информирует его о состоянии производственных отделов и оборудования.

Технолог:

  1. ведет непосредственный контроль над качеством выпускаемой продукции;
  2. информирует зам. по производству и самого директора ОАО «Байкалфарм» о годности тех или иных ресурсов, используемых в производстве (например, какой фирмы лучше всего использовать и закупать и т.д.);
  3. следит за соответствием каждого вида выпускаемой продукции ГОСТам;
  4. технолог принимает решения совместно с директором предприятия.

Таким образом, технолог следит не только за соответствием выпускаемой продукции ГОСТам, но и проводит анализ, используемых в производстве ресурсов.

 Заместитель  по снабжению ресурсами и контролю  над транспортом:

Информация о работе Пути повышения эффективности и качества управленческих решений