Пути повышения эффективности и качества управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных этапов разработки и реализации управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) Проанализировать понятия – «решение»;
2) Охарактеризовать виды решений;
3) Изучить этапы и процессы принятия решений;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и классификация управленческих решений.……………….5
1.1 Процесс и процедура принятия решений………………………………..5
1.2 Особенности процесса принятия решений. Классификация решений...7
1.3 Несоответствия с нормами управленческих решений…………………16
Глава 2 Производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Байкалфарм». Характеристика и анализ ОАО «Байкалфарм» ………………………………19
2.1 Общая характеристика и основные показатели организации………….19
2.2 Анализ системы управления ОАО «Байкалфарм»……………………...24
2.3 Анализ эффективности управленческих решений ОАО «Байкалфарм»…………………………………………………………………...31
2.4 Рекомендации по улучшению эффективности принятия решений…....32
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления»

Институт экономики и  права

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Основы теории управления» на тему:

 «Пути повышения эффективности и качества управленческих решений»

 

                                             Выполнила: ст. гр. 521-2 Аникина А.В.

                                                                 Проверил: А. Ю. Степанова

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Понятие и классификация управленческих решений.……………….5

    1. Процесс и процедура принятия решений………………………………..5
    2. Особенности процесса принятия решений. Классификация решений...7
    3. Несоответствия с нормами управленческих решений…………………16

Глава 2 Производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Байкалфарм». Характеристика и анализ ОАО «Байкалфарм» ………………………………19

   2.1 Общая  характеристика и основные показатели организации………….19

   2.2 Анализ системы управления ОАО «Байкалфарм»……………………...24

   2.3 Анализ эффективности управленческих решений ОАО «Байкалфарм»…………………………………………………………………...31

   2.4 Рекомендации по улучшению эффективности принятия решений…....32

Заключение……………………………………………………………………....34

Список использованной литературы…………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из показателей  деятельности менеджера является его  способность принимать правильные решения.

Принятие решений  является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни  и т. п. Принятие решений является функцией каждого человека в личной жизни и функцией руководителя любого уровня в процессе управления.

Возможные последствия  решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом.

Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена  любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

В нашей стране долгое время проблеме обучения управленческого персонала не уделялось должного внимания. Это происходило потому, что в административно-командной системе основные решения принимались на уровне министерств и ведомств. На более низком уровне эти решения только претворялись в жизнь. Также на более низком уровне принимались тактические решения, которые также контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике существенно увеличивается ответственность при принятии решений руководителей всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение данной конкретной организации, и нет вышестоящих органов, разрабатывающих и контролирующих принятие стратегических решений.

Целью работы является изучение основных этапов разработки и реализации управленческого решения.

Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать  следующие задачи:

  1. Проанализировать понятия – «решение»;
  2. Охарактеризовать виды решений;
  3. Изучить этапы и процессы принятия решений;
  4. Провести анализ схемы принятия решений в конкретной практической ситуации.

Предметом исследования является анализ схем принятия решений в организации.

Объектом исследования являются этапы  разработки реализации решений.

Методологическую основу исследования составляет подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнений и аналогий, исторического и структурно функционального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Качество и эффективность управленческих решений

 

1.1 Процесс и процедура принятия решений

Для того чтобы  принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

  1. Методологию управленческого решения. Она представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
  2. Методы разработки управленческих решений. Включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
  3. Организацию разработки управленческого решения. Она предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
  4. Оценку качества управленческих решений.

Технология  разработки управленческого решения – вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

  1. техническое развитие;
  2. организация основного и вспомогательного производства;
  3. маркетинговая деятельность;
  4. экономическое и финансовое развитие;
  5. организация заработной платы и премирования;
  6. социальное развитие;
  7. управление;
  8. бухгалтерская деятельность;
  9. кадровое обеспечение;

    10) прочие виды деятельности.

Решение - результат  выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  1. на входящую и исходящую;
  2. обрабатываемую и необрабатываемую;
  3. текстовую и графическую;
  4. постоянную и переменную;
  5. нормативную, аналитическую, статистическую;
  6. первичную и вторичную;
  7. директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

Принятие решений  присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые  в любой сфере деятельности решения  можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию решения  предшествуют несколько этапов:

  1. возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  2. выбор критериев, по которым будет принято решение;
  3. разработка и формулировка альтернатив;
  4. выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  5. утверждение (принятие) решения;
  6. организация работ по реализации решения - обратная связь

 

1.2 Особенности  процесса принятия решений. Классификация  решений.

К управленческим решениям предъявляются требования, которые обеспечивают выполнение поставленных задач и обеспечение их качества и эффективности.

Важнейшие требования к решению:

  1. Научная обоснованность, компетентность. Для смягчения негативных последствий принимаемых решений необходимо, чтобы они принимались на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и окружающей его среде. Соблюдение отмеченных требований повышает научную обоснованность решений, снижает вероятность их ошибочности. Тщательность обоснования решения – это залог его оптимальности.
  2. Полномочность. Управленческое решение должно быть полномочным. Это означает, что оно должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение, а не другое. Полномочность выполнения функции принятия решения является необходимым условием обеспечения директивности принятого решения и определяется правами для его принятия и ответственностью за его последствия.
  3. Директивность. Директивность решения означает обязательность его исполнения. Она обеспечивается полномочностью руководителя.
  4. Непротиворечивость. Непротиворечивость означает его согласованность с ранее принятыми решениями. Принимая решение, важно учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, и должно развивать и дополнять ранее принятые решения. Непоследовательность в принятии решений, их взаимоисключаемость резко снижают эффективность управления.
  5. Своевременность (оперативность). Означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение ненужным. Несвоевременно принятое решение часто бывает не только недостаточно эффективным, но и вредным.
  6. Точность, ясность, лаконичность формулировки решения. Управленческое решение должно быть точным и ясным, что исключает разночтения. Простота и лаконичность, строгость формы помогают лучше усвоить требования управленческого решения исполнителями, что является залогом его успешной реализации.
  7. Экономичность, эффективность и оптимальность. Требование эффективности состоит в том, чтобы обеспечить достижение намеченных в решении целей. Однако важно, чтобы цели были достигнуты при оптимальных затратах ресурсов (трудовых, материальных и финансовых). В этом суть экономичности решения. Если правильно соблюдена прямая зависимость между целями, средствами и ресурсами, то принятое решение будет оптимальным.
  8. Комплексность. Означает необходимость учета всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме, а также рационального использования логического мышления и интуиции принимающего решение лица, математических методов и вычислительной техники при формировании и выборе решения. На практике указанные требования могут быть обеспечены, если выполняются принципы обоснования решений.

В достижении эффективности решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполнителей. Доведение решений до исполнителей начинается обычно с расчленения альтернативы на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате каждый сотрудник получает конкретное собственное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей и целого ряда других объективных и субъективных факторов. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективности принятого решения. В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений:

  1. Если решение было недостаточно четко сформулировано менеджером;
  2. Если решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;
  3. Решение четко сформулировано, и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;
  4. Решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения, предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения данной проблемы.

Изложенное  свидетельствует о том, что эффективность  решения зависит не только от его  оптимальности, но и от формы доведения до исполнителей (оформления решений и личных качеств руководителей и исполнителей). Организация исполнения принятых руководством организации решений как специфическая деятельность менеджера предполагает, что он держит в поле зрения решения, находит способ влияния на них, управляет ими. Команда «приступить к исполнению решения» не может быть дана раньше, чем у руководителя не будет уверенности, что все звенья, участвующие в исполнении, правильно поняли свои задачи и имеют все средства для их выполнения.

Следует иметь  в виду, что для того, чтобы  модель деятельности исполнителя была выполнена в соответствии с первоначальной идеей менеджера, к ней (модели) предъявляют ряд требований

    1. Полнота модели решения описывает ее соответствие, с одной стороны, замыслу руководителя, его решению и поставленным им задачам, а с другой – содержанию, структуре и условиям исполнительской деятельности. Идеальным вариантом была бы такая полнота модели, при которой она будет настолько развернута, что еще до начала работы исполнитель мысленно может представить себе все тонкости предстоящей деятельности.
    2. Точность модели необходима потому, что если задача ставится абстрактно, в общем виде, то она не выполняется вообще или выполняется формально. Система управления, в которой точность формирования оперативных моделей решения не стала законом, по существу распадается.
    3. Глубина отражения первоначальной идеи характеризует оперативную модель с точки зрения представленной в ней всей динамики предстоящей деятельности.
    4. Стрессоустойчивость и прочность модели предполагает способность исполнителя четко реализовать план действий, сложившийся в его сознании, в любых сложных ситуациях.
    5. Гибкость модели – критерий, который как бы противоречит всем указанным выше. Очевидно, что абсолютно жесткий, не поддающийся образ может быть приемлемым в застывших и неизменных структурах, которых в природе и обществе нет и быть не может. Проблема в том, чтобы выбрать оптимальное соотношение между стабильностью (неподвижностью) и гибкостью модели.
    6. Согласованность модели решения связана с тем, что исполнитель чаще всего выполняет решение в одиночку. Поэтому его действия должны согласовываться по задачам, времени, месту и т.п. с другими исполнителями.
    7. Мотивация модели решения. Известно, что понимание решения и усвоение его идеальной модели не в полной мере обеспечивают должную мобилизацию сил исполнителей, поэтому и нужно мотивировать деятельность исполнителей решений. Воздействие на мотивы, побуждающие исполнителей к проявлению активности, внутренней потребности для выполнения заданий – основной смысл мобилизации трудового коллектива на выполнение принятых руководством организации решений.

Информация о работе Пути повышения эффективности и качества управленческих решений