Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:23, контрольная работа
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований . Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Например, коша готовится смета компании «Си Би Эс» на следующий год, президенты «Си Би Эс Новости» и «Си Би Эс Спорт», возможно, оба стараются убедить Совет директоров «Си Би Эс», что именно он заслуживает большей доли ресурсов компании. Или представим себе двух инженеров на собрании, где каждый настойчиво предлагает принять его спецификацию продукта.
Теоретическая часть
Личность и коллектив в менеджменте.
Психологические факторы менеджмента и нормальный морально-психологический климат в коллективе.
Разрешение конфликтов и управление стрессами.
Практическая часть
КООРДИНАЦИОННЫЕ
И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Еще
один метод управления конфликтной
ситуацией — это применение координационного
механизма. Один из самых распространенных
механизмов — цепь команд. Как еще давно
отмечал Вебер и представители административной
школы, установление иерархии полномочий
упорядочивает взаимодействие людей,
принятие решений и информационные потоки
внутри организации. Если два или более
подчиненных имеют разногласия по какому-то
вопросу, конфликта можно избежать, обратившись
к их общему начальнику, предлагая ему
принять решение. Принцип единоначалия
облегчает использование иерархии для
управления конфликтной ситуацией, так
как подчиненный прекрасно знает, чьим
решениям он должен подчиняться. В управлении
конфликтной ситуацией очень полезны
средства интеграции, такие как управленческая
иерархия, использование служб, осуществляющих
связь между функциями, межфункциональные
группы, целевые группы и межотдельские
совещания. Исследования показали, что
организации, которые поддерживали нужный
для них уровень интеграции, добились
большей эффективности, чем те, которые
не сделали этого . Например, компания,
где назрел конфликт между взаимозависимыми
подразделениями — отделом сбыта и производственным
отделом — сумели разрешить проблему,
создав промежуточную службу, координирующую
объемы заказов и продаж. Эта служба осуществляла
связь между отделом сбыта и производством
и решала такие вопросы, как требования
к сбыту, загрузка производственных мощностей,
ценообразование и графики поставок.
ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации, как это сделала компания «Эппл», раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности в деятельности всего персонала.
Приводя компанию «МакДоналдс в качестве примера организации, сформулировавшей комплексные цели для всех сотрудников, профессора Паскаль и Атос говорят:
«Начиная
строить свою империю ресторанов
быстрого обслуживания, «МакДоналдс»
направил внимание не только на цены, качество
и долю рынка. Руководство компании
считало, что они действительно оказывают
услугу американцам, имеющим ограниченные
средства. Эта «социальная миссия» придала
больший вес оперативным целям. Повара
и официанты в заведениях, работающих
под вывеской «МакДонаддс», отнеслись
к этим целям более высокого порядка как
к полезному приему, помогающему выдержать
общефирменную строгую систему контроля
за качеством. Соблюдать высокие стандарты
было легче, когда они подавались в контексте
помощи обществу».
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая без всякой надобности большие скидки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании. Или может возникнуть конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. В такой ситуации кредитный отдел может усугубить конфликт, не дав согласия на неординарную операцию и лишая отдел сбыта соответствующих комиссионных.
Подводя
итог, заметим, что систематическое
скоординированное
Межличностные
стили разрешения
конфликтов
Известны
пять основных МЕЖЛИЧНОСТНЫХ СТИЛЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ: уклонение, сглаживание, принуждение,
компромисс и решение проблемы.
УКЛОНЕНИЕ.
Этот стиль подразумевает» что человек
старается уйти от конфликта. Как
отмечают Роберт Блэих и Джейа
Мутон, один из способов разрешения конфликта
— это «не попадать в ситуации, которые
провоцируют возникновение противоречий,
не вступать в обсуждение вопросов, чреватых
разногласиями. Тогда не придется приходить
в возбужденное состояние, пусть даже
м занимаясь решением проблемы».
СГЛАЖИВАНИЕ.
Этот стиль характеризуется
ПРИНУЖДЕНИЕ.
В рамках этого стиля превалируют
попытки заставить принять свою
точку зрения любой ценой. Тот, кто
пытается это сделать, не интересуется
мнением других. Лицо, использующее
такой стиль, обычно ведет себя агрессивно,
и для влияния на других использует власть
путем принуждения. Согласно Блэйку и
Мутон, «конфликт можно взять под контроль,
показав, что обладаешь самой сильной
властью, подавляя своего противника,
вырывая у него уступку по праву начальника»
. Этот стиль принуждения может быть эффективным
в ситуациях, где руководитель имеет значительную
власть над подчиненными. Недостаток этого
стиля заключается в том, что он подавляет
инициативу подчиненных, создает большую
вероятность того, что будут учтены не
все важные факторы, поскольку представлена
Лишь одна точка зрения. Он может вызвать
возмущение, особенно у более молодого
и более образованного персонала.
КОМПРОМИСС.
Этот стиль характеризуется
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль — признание различи •о мнениях готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Обсуждая этот стиль, Блэйх и Мутов отмечают, что
«расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранять лить путем прямых диалогов с лицом, имеющим отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликт возможны, только для этого требуете зрелость м искусство работы с людьми- Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха 7личности и компании в целом»
Таким
образом, в сложных ситуациях, не
разнообразие подходов и точная информации
являются существенными для принятия
здравого решения, появление конфликтующих
мнений надо даже поощрять и управлять
ситуацией, используя стиль решения проблемы.
Другие стили тоже могут с успехом ограничивать
или предотвращать конфликтные ситуации,
но они не приведут к оптимальному решению
вопроса» потому что не все точки зрения
были изучены одинаково тщательно. Из
исследований нам известно, что высокоэффективные
компании в конфликтных ситуациях пользовались
стилем решения проблем больше, чем малоэффективные
компании . В этих высокоэффективных Организациях
руководители открыто обсуждали свои
расхождения во взглядах, не подчеркивая
разногласий, но и не делая вида, что их
вовсе не существует. Они искали решение,
пока, наконец, не находили его. Они также
старались предотвратить или уменьшить
назревание конфликта, концентрируя реальные
полномочия принимать решения в тех подразделениях
и уровнях управленческой иерархии, где
сосредоточены наибольшие знания и информация
о факторах, влияющих на решение. Хотя
исследований в этой области еще не так
много, ряд трудов подтверждает эффективность
данного подхода к управлению конфликтной
ситуацией .
ПРИРОДА
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ИЗМЕРЕНИЙ
Когда
в 60-х годах Боб Дилан начал
сочинять свои песни, молодежь Америки
остро почувствовала ветер
Перемены
— вопрос, касающийся всех организаций.
По мнению профессоров Джона Коттера
и Леонарда Шлезивджера, «большинство
компаний и отделов крупных корпораций
приходят к выводу, что они должны проводить
умеренную реорганизацию, по крайней мере,
раз в год, и коренную — каждые четыре
или пять лет». Перемены внутри организации
обычно происходят как реакция на перемены
во внешней среде. В гл. 4 мы приводили много
примеров таких перемен. С начала 80-х годов
вопрос управления эффективностью приобрел
для американских организаций большое
значение, особенно в условиях противостояния
влиянию иностранных конкурентов и росту
себестоимости продукции. Попытки увеличить
производительность обязательно потребуют
реорганизации какого-то участка данной
организация.
Методика разрешения конфликта через решение проблемы
1.
Определите проблему в
2. После того, как проблеме определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
3.
Сосредоточьте внимание на
4.
Создайте атмосферу доверия,
5.
Во время общения создайте положительное
отношение друг к другу, проявляя симпатию
и выслушивая мнения другой стороны, а
также сводя к минимуму проявления гнева
и угроз.
В 1974 г. в ответ на увеличение стоимости горючего гигант автоиндустрии «Дженерал Моторс» модернизировал свои заводы, чтобы увеличить производство автомобилей, наиболее экономно расходующих горючее. Одно только начальное капиталовложение составило 16 млрд. долл. Спустя десять лет после этих первоначальных шагов, «Дженерал Моторс» совместно с «Фордом» и «Крайслером» пытается осуществить другие крупномасштабные программы.
Увеличение числа дешевых ресторанов быстрого обслуживания, таких как «МакДоналдс» и «Бэрджер Кинг», заставило многие мелкие частные рестораны пойти на снижение цен, изменение меню и поиск более экономных технологий приготовления блюд. С того времени, как появилось постановление Департамента юстиции, разрешающее производство и продажу телефонного оборудования фирмам, конкурирующим с «Эй Ти энд Ти», эта корпорация продолжала проводить у себя реорганизацию, чтобы стать более ориентированной на маркетинг. После того, как научились лечить полиомиелит, фирма «Марч оф Даймс» выжила только потому, что изменила свою цель и стала вести борьбу с церебральным параличом. Коща в 1973 г. была отменена обязательная воинская повинность, руководство Вооруженных сил США начало использовать телевидение для изменения своего имиджа и апеллировать к индивидуальным потребностям в высокой цели и приключениях. Руководство было вынуждено ослабить некоторые требования к тому, как должны быть одеты военные во внеслужебных условиях, а также изменить условия подготовки и прохождения службы, чтобы привлечь и удержать современную молодежь. Организации, функционирующие в быстро меняющейся обстановке, испытывают большее влияние перемен, чем те, кто работает в более стабильном окружении, а некоторые подразделения организации испытывают большее влияние перемен, чем другие. Например, отдел исследований и разработок на деле старается внедрить нововведения, в то время как производственные подразделения хотят работать в относительно стабильной среде.