Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:23, контрольная работа
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований . Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Например, коша готовится смета компании «Си Би Эс» на следующий год, президенты «Си Би Эс Новости» и «Си Би Эс Спорт», возможно, оба стараются убедить Совет директоров «Си Би Эс», что именно он заслуживает большей доли ресурсов компании. Или представим себе двух инженеров на собрании, где каждый настойчиво предлагает принять его спецификацию продукта.
Теоретическая часть
Личность и коллектив в менеджменте.
Психологические факторы менеджмента и нормальный морально-психологический климат в коллективе.
Разрешение конфликтов и управление стрессами.
Практическая часть
Причины
конфликта
У
всех конфликтов есть несколько причин.
Основными причинами конфликта
являются ограниченность ресурсов, которые
нужно делить, взаимозависимость заданий,
различия в целях, различия в представлениях
ценностях, различия в манере поведения,
в уровне образования, а также плохие коммуникации.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
РЕСУРСОВ. Даже в самых крупных
организациях ресурсы всегда ограничены.
Руководство должно решить, как распределить
материалы, людские ресурсы и финансы
между различными группами, чтобы наиболее
эффективным образом достигнуть целей
организации. Выделить большую долю ресурсовкакому-то
одному руководителю, подчиненному или
группе означает, что друга получат меньшую
долю от общего количества. Не имеет значения,
чего касается это решение: за какой из
четырех секретарей закрепить компьютер
с программой-редактором, какому факультету
университета дать возможность увеличить
количество преподавателей, какой руководитель
получит дополнительные средства для
расширения своего производства или какое
подразделение получит приоритет в обработке
данных — люди всегда хотят получать не
меньше, а больше. Таким образом, необходимость
делить ресурсы почти неизбежно ведет
к различным видам конфликтам.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
ЗАДАЧ. Возможность конфликта
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Обсуждая межгрупповой конфликт, мы привели пример конфликта между линейным и штабным персоналом. Причиной такого конфликта будет взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощи специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или когда выступает в роли консультанта. Более того, штабной персонал при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.
Определенные
типы организационных структур также
увеличивают возможность конфликта. Такая
возможность возрастает при матричной
структуре организации, где умышленно
нарушается принцип единоначалия. Возможность
конфликта также велика в функциональных
структурах, поскольку каждая крупная
функция уделяет внимание в основном своей
собственной области специализации. В
организациях, ще основой организационной
схемы являются отделы (по каким бы признакам
они ни создавались: продуктовому, потребительскому
или территориальному), руководители взаимозависимых
подразделений подчиняются одному общему
начальству более высокого уровня, тем
самым уменьшая возможность конфликта,
который возникает по чисто структурным
причинам.
РАЗЛИЧИЯ
В ЦЕЛЯХ. Возможность конфликта
увеличивается по мере того, как
организации становятся более специализированными
и разбиваются на подразделения . Это происходит
потому, что специализированные подразделения
сами формулируют свои цели и могут уделять
большее внимание их достижению, чем целей
всей организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной продукции
и ее разновидностей, потому что это повышает
их конкурентоспособность и увеличивает
объемы сбыта. Однако, цели производственного
подразделения, выраженные в категориях
затраты-эффективность выполнить легче,
если номенклатура продукции менее разнообразна.
Аналогичным образом, отдел снабжения
может захотеть закупить большие объемы
сырья и материалов, чтобы снизить среднюю
себестоимость единицы продукции. С другой
стороны, финансовый отдел может захотеть
воспользоваться деньгами, взятыми под
товарно-материальные запасы и инвестировать
их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный
капитал.
РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ЦЕННОСТЯХ. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководителей отдела сбыта, кадровой службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение .
Различия
в ценностях — весьма распространенная
причина конфликта. Например, подчиненный
может считать, что всегда имеет право
на выражение своего мнения, в то время
как руководитель может полагать, что
подчиненный имеет право выражать свое
мнение только тогда, когда его спрашивают,
и беспрекословно делая то, что ему говорят.
Высокообразованный персонал отдела исследований
и разработок ценит свободу и независимость.
Если же их начальник считает необходимым
пристально следить за работой своих подчиненных,
различия в ценностях, вероятно, вызовут
конфликт. Конфликты часто возникают в
университетах между факультетами, ориентированными
на образование (бизнес и техника). Конфликты
также часто зарождаются в организациях
здравоохранения между административным
персоналом, который стремится к эффективности
и рентабельности, и медицинским персоналом,
для которого большей ценностью является
качество оказываемой больным помощи.
РАЗЛИЧИЯ
В МАНЕРЕ ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕННОМ
ОПЫТЕ. Эти различия также могут
увеличить возможность
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАЦИИ. Плохая передача информации
является как причиной, так и следствием
конфликта. Она может действовать как
катализатор конфликта, мешая отдельным
работникам или группе понять ситуацию
или точки зрения других. Если руководство
не может довести до сведения подчиненных,
что новая схема оплаты труда, увязанная
с производительностью, призвана не «выжимать
соки» из рабочих, а увеличить прибыль
компании и ее положение среди конкурентов,
подчиненные могут отреагировать таким
образом, что замедлят темп работы. Другие
распространенные проблемы передачи информации,
вызывающие конфликт, — неоднозначные
критерии качества, неспособность точно
определить должностные обязанности и
функции всех сотрудников и подразделений,
а также предъявление взаимоисключающих
требований к работе. Эти проблемы могут
возникать или усугубляться из-за неспособности
руководителей разработать и довести
до сведения подчиненных точное описание
должностных обязанностей.
Модель
процесса конфликта
Рисунок представляет модель конфликта как процесса. Из нее видно, что существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными . Другими словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему».
Однако,
во многих ситуациях человек будет
реагировать так, чтобы не дать другому
добиться желаемой цели. Настоящий конфликт
часто проявляется при попытке убедить
другую сторону или нейтрального посредника,
что «вот почему он не прав, а моя-то точка
зрения правильная». Человек может попытаться
убедить других принять его точку зрения
или заблокировать чужую с помощью первичных
средств влияния, таких как принуждение,
вознаграждение, традиция, экспертные
оценки, харизма, убеждения или участие.
Модель конфликта
как процесса.
Следующая
стадия конфликта как процесса —
это управление им. Далее мы обсудим
несколько способов управления конфликтом.
В зависимости от того, насколько
эффективным будет управление конфликтом,
его последствия станут функциональными
или дисфункциональными, что, в свою очередь,
повлияет на возможность будущих конфликтов:
устранит причины конфликтов или создаст
их.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Имеется семь функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт
может также уменьшить
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие две* функциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
1.
Неудовлетворенность, плохое
2.
Меньшая степень
3.
Сильная преданность своей
4.
Представление о другой
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами
6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
7.
Смещение акцента: придание
УПРАВЛЕНИЕ
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Как
мы уже говорили, руководителям не
следует считать причиной конфликтных
ситуаций простое различие в характерах.
Конечно, это различие может явиться
причиной конфликта в каком-то конкретном
случае, но оно — лишь один из факторов,
которые могут вызвать конфликт. Руководитель
должен начать с анализа фактических причин,
а затем использовать соответствующую
методику. Уменьшить возможность конфликта
можно, применяя методики разрешения конфликта.
Структурные
методы
ЧЕТЫРЕ
СТРУКТУРНЫХ МЕТОДА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
— это разъяснение требований
к работе, использование координационных
и интеграционных механизмов, установление
общеорганизационных комплексных целей
и использование системы вознаграждений.
РАЗЪЯСНЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним из лучших
методов управления, предотвращающих
дисфункциональный конфликт, — разъяснение
того, какие результаты ожидаются от каждого
сотрудника и подразделения. Здесь должны
быть упомянуты такие параметры как уровень
результатов, который должен быть достигнут,
кто предоставляет и кто получает различную
информацию, система полномочий и ответственности,
а также четко определены политика, процедуры
и правила. Причем, руководитель уясняет
все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы
его подчиненные хорошо поняла, чего ждут
от них в каждой данной ситуации.