Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями.
Целью моей курсовой работы является выяснение, что такое малая группа, какие группы следует рассматривать в качестве «малых», каковы проблемы психологии малых групп.
Введение………………………………………………………………………….………3
Глава 1. Структурно-формальные показатели малой группы………………………..4
1.1.Понятие малой группы и её границы……………………………………………....4
1.2. Классификация малых групп………………………………………………………5
1.3. Структура психологии малой группы……………………………………………..8
Глава 2. Социально-психологическая характеристика малых групп ……………….10
2.1. Образование и развитие малой группы…………………………………………...10
2.2. Лидерство в малых группах………………………………………………………….11
2.3. Принятие решений в малой группе………………………………………………..14
2.4. Групповое давление………………………………………………………………..14
2.5. Групповая сплоченность…………………………………………………………....16
2.6. Конфликт в малой группе…………………………………………………………......17
2.7. Эффективность групповой деятельности………………………………………….......18
Структурно-логические схемы……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………
Каковы же практические пути повышения эффективности групповой деятельности?
Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными.
Положительные:
С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов.
1. Чем больше группа, тем легче распределить обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела.
2. Большая по численности группа может собрать и переработать за одно и то же время большее количество информации.
3. В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон.
4. С ростом группы обычно повышается ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для задач, имеющих много альтернативных вариантов решения, это обстоятельство представляется весьма существенным.
Отрицательные:
1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, возрастает вероятность образования и распада на группировки. Это существенно затрудняет достижение единства по обсуждаемым в группе вопросам.
2. Большой группой трудно управлять, организовывать взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
3. Рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений.
4. При увеличении группы статус и авторитет одних ее членов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция между ними. Возможности для развития и использования своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других — уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития личности.
На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги.
Композиция, т. е. индивидуальный состав, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной
Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения членов группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе. Однако в группах разного уровня социально-психологической зрелости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При сравнительно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них больших совместных усилий, не вызывающих эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных усилий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (особенно стрессовую ситуацию), то лучше в работе проявляют себе более развитые в социально-психологическом отношении группы. Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности.
В повышении успешности групповой деятельности немаловажная роль принадлежит групповым дискуссиям. В них должны принимать участие все члены группы. Метод групповой дискуссии для принятия оптимальных решений особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения.
Приложение
Структурно-логические схемы
Схема 1: Виды малых групп
Схема 2: Психологические процессы в малых группах
Схема 3: Психологическая структура малых групп
Схема 4: Психологические особенности группового настроения
Схема 5: Психологические особенности группового мнения
Заключение
Человек не мыслим без общества. Он всегда будет состоять в какой-либо группе. Та позиция, которую он будет занимать в данной группе, зависит только от него самого, от индивидуальных характеристик. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» . (Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214)
Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей.
До сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентации, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен в самых кардинальных частях разработки проблемы.
Литература
1. Андреева Г. М Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Наука, 2003. - 324 с.
2. Крысько Владимир Гаврилович Социальная психология: учебное пособие для вузов.- М.: Омега-Л, 2006.-352 с
3. Дружинин В.Н. Психология.Учебник для гуманитарных вузов. -СПб.:Питер, 2003.- 650с.
4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М. 2001.
5. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979
6. Семечкин Н. И. Психология малых групп. – Владивосток.:Тидот, 2005
7. Семечкин Н. И. Социальная психология. – Владивосток.:Тидот, 2003
8. Иванова В.С. Социология и психология управления. Конспект лекций. – Томск: ТПУ, 1999. – 59 с.
9. Десев Любен Психология малых групп: Социальные иллюзии и проблемы Пер.с болг. -М.: Прогресс, 1979
10. Е. Н. Кикшель Управленческая психология. – М.: Высшая школа, 2002
11. Вопросы психологии. 2009, №6
12. www.voppsy.ru
13. www.naukaran.ru