Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями.
Целью моей курсовой работы является выяснение, что такое малая группа, какие группы следует рассматривать в качестве «малых», каковы проблемы психологии малых групп.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………3

Глава 1. Структурно-формальные показатели малой группы………………………..4
1.1.Понятие малой группы и её границы……………………………………………....4
1.2. Классификация малых групп………………………………………………………5
1.3. Структура психологии малой группы……………………………………………..8

Глава 2. Социально-психологическая характеристика малых групп ……………….10
2.1. Образование и развитие малой группы…………………………………………...10
2.2. Лидерство в малых группах………………………………………………………….11
2.3. Принятие решений в малой группе………………………………………………..14
2.4. Групповое давление………………………………………………………………..14
2.5. Групповая сплоченность…………………………………………………………....16
2.6. Конфликт в малой группе…………………………………………………………......17
2.7. Эффективность групповой деятельности………………………………………….......18

Структурно-логические схемы……………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Каковы же практические пути повышения эффективности группо­вой деятельности?

Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако уве­личение или уменьшение количества членов в зависимости от за­дачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные:

С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов.

1.   Чем   больше   группа, тем   легче   распределить  обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела.

2.   Большая по численности группа может собрать и перерабо­тать за одно и то же время большее количество информации.

3.   В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон.

4.   С ростом группы обычно повышается ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для задач, имеющих   много   альтернативных   вариантов   решения, это обстоятельство представляется весьма существенным.

  Отрицательные:

1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, возрастает  вероятность  образования  и   распада  на группировки. Это существенно затрудняет достижение единства по обсуждаемым в группе вопросам.

2.   Большой  группой  трудно  управлять, организовывать  взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

3.   Рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений.

4.   При  увеличении   группы  статус  и   авторитет  одних ее  чле­нов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция  между  ними. Возможности  для  развития  и  использо­вания своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других — уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития личности.

На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что задача определяет струк­туру взаимодействия членов группы в процессе их совместной рабо­ты, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги.

Композиция, т. е. индивидуальный состав, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологиче­ского развития как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работо­способной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной

Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличност­ных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности групповой работы. Хоро­шие эмоционально-межличностные отношения членов группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе. Однако в груп­пах разного уровня социально-психологической зрелости эти взаимо­отношения проявляют себя по-разному. При сравнительно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них больших совместных усилий, не вызывающих эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных усилий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (особенно стрессовую ситуацию), то лучше в работе проявляют себе более  развитые  в  социально-психологическом  отношении  группы. Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности.

В повышении успешности групповой деятельности немаловажная роль принадлежит групповым дискуссиям. В них должны принимать участие все члены группы. Метод групповой дискуссии для  принятия оптимальных реше­ний особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки  зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Структурно-логические схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1: Виды малых групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2: Психологические процессы в малых группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3: Психологическая структура малых групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 4: Психологические особенности группового настроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Схема 5: Психологические особенности группового мнения

Заключение

Человек не мыслим без общества. Он всегда будет состоять в какой-либо группе. Та позиция, которую он будет занимать в данной группе, зависит только от него самого, от  индивидуальных характеристик. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» . (Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214)

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей.

До сих пор является дискуссионным вопрос о са­мом определении малой группы, о ее наиболее существенном при­знаке (а следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой груп­пы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключает­ся, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; про­блема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентации, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пя­тен в самых кардинальных частях разработки проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.             Андреева Г. М Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Наука, 2003. - 324 с.

2.             Крысько Владимир Гаврилович Социальная психология: учебное пособие для вузов.- М.: Омега-Л, 2006.-352 с

3.             Дружинин В.Н. Психология.Учебник для гуманитарных вузов. -СПб.:Питер,  2003.- 650с.

4.             Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М. 2001.

5.             Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979

6.             Семечкин Н. И. Психология малых групп. – Владивосток.:Тидот, 2005

7.             Семечкин Н. И. Социальная психология. – Владивосток.:Тидот, 2003

8.             Иванова В.С. Социология и психология управления. Конспект лекций. – Томск:  ТПУ, 1999. – 59 с.

9.             Десев Любен Психология малых групп: Социальные иллюзии и проблемы Пер.с болг. -М.: Прогресс, 1979

10.         Е. Н. Кикшель Управленческая психология. – М.: Высшая школа, 2002

11.         Вопросы психологии. 2009, №6

12.         www.voppsy.ru

13.         www.naukaran.ru

 

 



Информация о работе Психология малых групп