Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями.
Целью моей курсовой работы является выяснение, что такое малая группа, какие группы следует рассматривать в качестве «малых», каковы проблемы психологии малых групп.
Введение………………………………………………………………………….………3
Глава 1. Структурно-формальные показатели малой группы………………………..4
1.1.Понятие малой группы и её границы……………………………………………....4
1.2. Классификация малых групп………………………………………………………5
1.3. Структура психологии малой группы……………………………………………..8
Глава 2. Социально-психологическая характеристика малых групп ……………….10
2.1. Образование и развитие малой группы…………………………………………...10
2.2. Лидерство в малых группах………………………………………………………….11
2.3. Принятие решений в малой группе………………………………………………..14
2.4. Групповое давление………………………………………………………………..14
2.5. Групповая сплоченность…………………………………………………………....16
2.6. Конфликт в малой группе…………………………………………………………......17
2.7. Эффективность групповой деятельности………………………………………….......18
Структурно-логические схемы……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………
Эффективность стилей лидерства:
Авторитарный:
- простые задачи
- критическая ситуация
- низкий образовательный уровень персонала
Демократический:
- сложные задачи, требующие длительных усилий
- необходимость собственной активности членов группы
- высокий образовательный уровень персонала
3. Либеральный
- наиболее сложные, творческие задачи
- деятельность уникальных специалистов, для которых работа - смысл жизни
Исследования, проведенные к настоящему времени в нашей стране, показывают, что у различных людей стиль руководства, как правило, представляет собой сочетание указанных типов.
Виды лидеров:
Лидер-Организатор, то есть, группа доверяет этому человеку представлять ее интересы во всем, что касается организации деятельности. Это человек, за которым группа пойдет, даже не совсем понимая куда.
Эмоциональный Лидер. Непосредственной организацией деятельности он не занимается, но является авторитетом во внутренней, психологической жизни группы. Эмоциональный лидер скорее будет уделять внимание тому, как протекают внутригрупповой и внешнегрупповой процессы, чем тому, что именно происходит.
Интеллектуальный Лидер. Он всегда все знает лучше других. На любой вопрос у него есть ответ. Соответственно, именно к нему группа обратится, если необходимо передать кому-то ответственность за принятое решение. Он же является «хранителем» интеллектуальной собственности группы, ее традиций и норм.
Лидер оппозиции — фигура, противопоставляющая себя любому лидеру, признанному группой. Его цель — власть; но не столько над группой, сколько над самим собой, такое индивидуальное «движение неприсоединения».
Контроль лидера над группой зависит от трех следующих факторов (по Фидлеру):
1. Отношение «лидер – группа». Ситуация может характеризоваться как очень хорошими, так и очень плохими отношениями, сложившимися между руководителем и подчиненными. Одних лидеров группа любит и уважает, других не любит и не признает.
2. Сложность задачи определятся степенью ее структурированности.
3. Характер и сила власти, которой обладает лидер. Он может иметь право принимать и увольнять, вознаграждать или наказывать и т.д. Но в других ситуациях власть руководителя может быть лишь номинальной. Типичным примером в этом отношении является роль старосты студенческой группы. Он не обладает почти никакой реальной властью, хотя и вынужден выступать посредником между группой и администрацией факультета.
2.3. Принятие решений в малой группе
В своей жизнедеятельности, развитии и в процессе руководства группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиции её членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.
Этапы процесс принятия решения:
1. информационно-поисковый - выявление и уяснение истинной сущности возникшей проблемы, сбор дополнительной информации, её соответствующая подготовка, осмысление.
2. промежуточный – формируется задача, ставится цель, выявляются альтернативные действия для её достижения.
3. оценочно-прогностический – осуществляется обмен мнениями, включающий всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи. Он может проходить в разных формах – дискуссии, «мозгового штурма». На этом этапе могут проявляться особенности тех, кто участвует в принятии решения:
некоторые люди склонны говорить больше, чем другие
индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низшим статусом
группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий
группы могут упустить из виду свою цель
члены группы часто испытывают сильное давление, побуждающее их к конформности.
4. выбор и принятие такого решения, которое получило бы наивысшую оценку и признательность всех членов малой группы.
Американские психологи обнаружили, что групповое обсуждение порождает в два раза больше идей по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично. Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные.
2.4. Групповое давление
В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют общие для всех требования, разработанные её членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое и иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Можно выделить следующие функции такого давления:
1. стремление обеспечить достижение групповых целей;
2. сохранение группы как целого;
3. разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
4. определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Давление – важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции бывают поощрительные и запретительные.
Возможны четыре варианта поведения человека в групп: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное подчинение группе под угрозой санкции; демонстрация антагонизма по отношению к группе и свободное осознанное отвержение групповых норм.
Наиболее распространённым является второй вариант поведения человека по отношению к группе. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери членства или устойчивого положения в ней получил название конформизма. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Так, групповое давление задает особый тип отношений между членами группы и тем самым, оказывает влияние на эффективность ее работы.
С появлением группы автоматически возникает ее давление. Очевидно, что разные по составу, возрасту и другим параметрам группы потенциально оказывают разное максимальное давление. Величина давления особо тесно связана с таким органическим свойством группы, как толерантность.
Впервые модель конформизма была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ты не прав.
2.5. Групповая сплоченность
Сплочение малой группы – процесс формирования такого типа связей и отношений между её членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
Сплочённость как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия её членов, является обобщённым показателем их духовной общности и единства. Для членов малой группы сама по себе сплочённость – привлекательная цель и ценность, групповое состояние, к которому надо стремиться.
Процесс сплочения малой группы осуществляется на всех этапах его развития и проходит три ступени. Сначала члены группы воспринимают друг друга в соответствии с общечеловеческими нормами поведения и, как правило, по внешним поверхностным и несущественным признакам. В ходе общения складываются симпатии или антисимпатии. К числу причин симпатии исследователи относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой, фрустрацию и угрозу течению группового процесса (как следствие межгрупповых отношений), статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми (в установках, возрасте, профессии, этническом плане и.т.д.), успех в выполнении группового задания и т.д.Затем по мере осознания и внутреннего принятия людьми целей и задач совместной деятельности, понимания ими своей роли и ответств6енности за их достижение складывается новый характер отношений между членами малой группы. В процессе дальнейшей совместной деятельности продолжается упрочение системы целостно-ориентационного взаимодействия, а деловое и эмоциональное единство членов малой группы становится фактором развития психологии малой группы.
2.6. Конфликт в малой группе
Конфликт – это дисгармонизация межличностных отношений между членами малой группы.
Обычно к конфликтам приводят следующие причины:
наличие противоречий между интересами, ценностями, целями членов группы
присутствие противоборства между различными людьми
разрыв отношений внутри отдельных микрогрупп
появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами мало группы.
Конфликт играет как конструктивную роль в малой группе (даёт возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности членов групп, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, позволяет ослабить состояние психологической напряжённости), так и деструктивную (показывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношение между ними).
Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между лидером и последователями. Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки ее членами некоторых общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется.
Существуют различные способы поведения для регулирования межличностных конфликтов в организации:
«Ориентация на себя» означает степень стремления индивида удовлетворить свои потребности и интересы.
«Ориентация на других» означает степень стремления или предрасположенности индивида удовлетворять потребности и ожидания других.
Комбинации этих параметров дают пять стилей, или способов, управления конфликтами:
1. Интегрирование — высокая ориентация на себя и на других. Этот стиль включает открытость, обмен информацией, выяснение и проверку различий для достижения эффективного решения, приемлемого для обеих сторон.
2. Уступчивость или сглаживание — низкая ориентация на себя и высокая ориентация на других. Этот стиль ассоциируется с попытками преуменьшать важность различий и подчеркивать, акцентировать внимание на общности, совпадениях, чтобы удовлетворить потребности других, пренебрегая своими собственными интересами.
3. Доминирование — высокая ориентация на себя и низкая ориентация на других. Этот стиль идентифицируется с ориентацией «выиграть—проиграть» или с «силовым» поведением с целью добиться победы.
4. Избегание — низкая ориентация на себя и на других. Этот стиль ассоциируется с уходом в сторону, удалением себя (психологически или физически) из ситуации конфликта.
5. Компромисс — средняя ориентация на себя и на других. Этот стиль включает тактику «ты — мне, я — тебе», т. е. обе стороны что-то теряют, чтобы достичь взаимоприемлемого решения.
2.7. Эффективность групповой деятельности.
Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т.д.
Группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако, лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, это — критерий общественной значимости задачи.