Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями.
Целью моей курсовой работы является выяснение, что такое малая группа, какие группы следует рассматривать в качестве «малых», каковы проблемы психологии малых групп.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………3

Глава 1. Структурно-формальные показатели малой группы………………………..4
1.1.Понятие малой группы и её границы……………………………………………....4
1.2. Классификация малых групп………………………………………………………5
1.3. Структура психологии малой группы……………………………………………..8

Глава 2. Социально-психологическая характеристика малых групп ……………….10
2.1. Образование и развитие малой группы…………………………………………...10
2.2. Лидерство в малых группах………………………………………………………….11
2.3. Принятие решений в малой группе………………………………………………..14
2.4. Групповое давление………………………………………………………………..14
2.5. Групповая сплоченность…………………………………………………………....16
2.6. Конфликт в малой группе…………………………………………………………......17
2.7. Эффективность групповой деятельности………………………………………….......18

Структурно-логические схемы……………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 219.50 Кб (Скачать)


20

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Колледж экономики и информатики

 

 

 

 

 

              Специальность                    08050151  Менеджмент (по отраслям) 

Шифр курсовой работы    

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

              ДИСЦИПЛИНА            Управленческая психология

             

ТЕМА РАБОТЫ            Психология малых групп

 

 

 

 

 

 

              СТУДЕНТ                          Михайлова. А. В.                   ГРУППА   М-09-02

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ      Борисова Ю. Н.

 

 

 

 

                                                                     

ДАТА ЗАЩИТЫ______________________ОЦЕНКА____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2010 г 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………3

 

Глава 1. Структурно-формальные показатели малой группы………………………..4

1.1.Понятие малой группы и её границы……………………………………………....4

1.2. Классификация малых групп………………………………………………………5

1.3. Структура психологии малой группы……………………………………………..8

 

Глава 2. Социально-психологическая характеристика малых групп ……………….10

2.1. Образование и развитие малой группы…………………………………………...10

2.2. Лидерство в малых группах………………………………………………………….11

2.3. Принятие решений в малой группе………………………………………………..14

2.4. Групповое  давление………………………………………………………………..14

2.5. Групповая сплоченность…………………………………………………………....16

2.6. Конфликт в малой группе…………………………………………………………......17

2.7. Эффективность групповой деятельности………………………………………….......18

 

Структурно-логические схемы……………………………………………………………..21

 

Заключение……………………………………………………………………………….26

 

Литература………………………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Появившись  на  свет,  ребенок  сразу  же  оказывается  членом  нескольких  групп одновременно:  этнической,  культурной,  социальной,  но  прежде  всего  семейной.  Вся дальнейшая  жизнь  большинства  людей  проходит  в  тех  или  иных  группах.  Взросление, социализация, обучение, приобретение навыков, умений, профессии  сопряжено для каждого из нас со вступлением во все новые и новые группы. Сегодня уже очевидно, что ребенок не станет полноценным человеком, а взрослый не сможет сохранить психическое здоровье, если и тот, и другой  не  будут  членами,  хотя  бы  минимального  числа  социальных  групп.  Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Таким  образом, принадлежность к группе – непременное  условие человеческого существования.

Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями.

Целью моей курсовой работы является выяснение, что такое малая группа, какие группы следует рассматривать в качестве «малых», каковы проблемы психологии малых групп.

Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследо­вателем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа «схватывается» как та первичная среда, в которой личность совер­шает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, при­чем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в даль­нейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан соци­альному психологу как предмет анализа.

Однако из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует, что ее проблемы относятся к про­стым в социальной психологии

 

 

 

 

Глава 1. Структурно-формальные показатели малой группы

1.1.Понятие малой группы и её границы

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

С точки зрения управления, наиболее общими качествами малой группы являются:

      Направленность группы (социальная ценность принятых ею целей)

      Организованность группы ( как способность её к самоуправлению) и её интегрированность( как мера единства друг с другом в противоположность разобщённости)

      Микроклимат ( определяет самочувствие каждой личности, её удовлетворённость группой).Каждый стремиться быть среди других людей; быть членом хорошей группы.

      Референтность (как степень принятия членами группы групплвых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определённых ею задач)

      Интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания)

      Эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера)

      Волевая коммуникативность (способность группы противостоять влиянию других групп; стрессоустойчивость)

Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими исследователями. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно мнению большинства ученых, малая группа «начинается» с диады, хотя с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой груп­пы, полагающая, что наименьшее число её членов не два, а три человека.

Что же касается верхнего количественного предела малой груп-пы, т.е. максимально возможного ее объема, то мнения специалис-тов на этот счет значительно расходятся, о чем свидетельствуют и различные предлагаемые ими величины группы. Если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

На практике это означает, что если решаемые группой задачи требу-ют наличия пяти человек, то именно таким числом и будет пред-ставлен ее объем, а если для решения наличных задач потребуется ровно втрое больше людей, тогда, естественно, утроится и вели-чина группы.

По мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа из 5-9 человек. С увеличением же ее объема (особенно свыше 12 че-ловек) возрастает число подгрупп и соответственно усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

 

1.2. Классификация малых групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому необ­ходима их классификация. Допустимы самые различные основания для класси­фикации малых групп. В настоящее время их известно около пятидесяти.

Наиболее распространенные классификации:

1)     де­ление малых групп на «первичные» и «вторичные» (предложена Ч. Кули).

Первичная группа - неформальная группа, в которой складывающиеся отношения касаются каждого ее члена. Члены первичной группы поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения. Отношения в первичной группе регулируются нормами, которые создает сама группа. Примерами являются семья, группа друзей, группа ближайших соседей.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается умению выполнять определенные функции

Практического значения эта классификация в насто­ящее время не имеет.

2)     деление их на «формальные» и «неформальные» (предложено Э. Мэйо)

Формальные группы - это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

3) деление на «группы членст­ва» и «референтные группы» (введена Г. Хайменом)

Референтная группа - реально существующая или воображаемая общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

4)      деление на лабораторные и естественные группы.

К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым — группы, функционирующие в реальных жиз-ненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, о группах, укомплектованных случайными лицами (часто за плату) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование — так называемые «пятидесятиминутные». Во втором случае имеют-ся в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уров-нем социально-психологического развития.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

5)      деление на открытые — закрытые группы — положена степень открытости, дос-тупности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. В современном мире практически почти любая малая группа является открытой.

6)      деление на стационарные и временные.

Наряду с представленной выше возможны, конечно, и иные классификации малых групп. В основу классификации М. Аргайла положена специфика взаимоотношений в естественных жизненных группах, он выделил пять возможных их разновидностей:

♦  семью;

Информация о работе Психология малых групп