Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями.
Целью моей курсовой работы является выяснение, что такое малая группа, какие группы следует рассматривать в качестве «малых», каковы проблемы психологии малых групп.
Введение………………………………………………………………………….………3
Глава 1. Структурно-формальные показатели малой группы………………………..4
1.1.Понятие малой группы и её границы……………………………………………....4
1.2. Классификация малых групп………………………………………………………5
1.3. Структура психологии малой группы……………………………………………..8
Глава 2. Социально-психологическая характеристика малых групп ……………….10
2.1. Образование и развитие малой группы…………………………………………...10
2.2. Лидерство в малых группах………………………………………………………….11
2.3. Принятие решений в малой группе………………………………………………..14
2.4. Групповое давление………………………………………………………………..14
2.5. Групповая сплоченность…………………………………………………………....16
2.6. Конфликт в малой группе…………………………………………………………......17
2.7. Эффективность групповой деятельности………………………………………….......18
Структурно-логические схемы……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………
♦ подростково-юношеские группы;
♦ рабочие группы;
♦ комитеты и группы по решению проблем;
♦ тренинговые и терапевтические группы.
Ученый так характеризует эти группы.
Семья рассматривается как моделъ малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (играние членами семьи соответствующих социальных ролей, выполнение определенных функци-ональных обязанностей и т.д.) и неформальных отношений (причем как "с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, ин-тимности, так и с негативным знаком — например, в форме фи-зической агрессии относительно детей или взрослых).
Подростково-юношесте группы — модель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоциональных отношений.
Рабочие группы — модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями де-лового характера, относительно которых эмоциональные связи играют соподчиненную роль.
Комитеты и группы по решению проблем — модель коммуникативных малых групп, чья ос-новная задача состоит в принятии (на основе коммуникативной деятельности) эффективных решений.
Тренинговые и терапевтические группы, не являются моделью какой-либо разно-видности естественных групп.
1.3. Структура психологии малой группы
Цементирующей основой психологии малых групп, её структурными системообращующими компонентами выступают такие социально – экономические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности её членов.
Взаимоотношения в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия её членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений, которые соответствуют нормам морали и нравственности, традициям
Принцип сплочённости предполагает формирование у всех её членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность.
В ходе межличностных отношений осуществляется самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.
Групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определённые функции:
ценностно-нормативную – возможность отражать запросы всех членов группы;
организационно-функциональную - выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия;
индивидуально-мотивационную – фиксируют смысл и значимость совместной деятельности для членов группы.
Групповое мнение – совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение её членов к определённым фактам, событиям или явлениям.
Эффективность воздействия группового мнения объясняется:
сочетанием убеждения и психологического принуждения
оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью
способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать на сознание и на подсознательную сферу человеческой психики.
Групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний. К ним относятся:
совместное переживание конкретных событий, фактов
сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой
устойчивый настрой эмоций и чувств
Групповые традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности её членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых сало потребностью каждого члена малой группы.
Психологическая структура малой группы включает в себя:
1. композиционную подструктуру - совокупность устойчивых социально-психологических характеристик членов групп. Очень важно иметь чёткое представление о национальности, социально-демографических особенностях членов малой группы и их социальном положении. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как национальность, пол, возраст, образование, уровень квалификации является хорошей основой для возникновения тесных связей межу работниками.
2. подструктуру межличностных предпочтений – проявление совокупности реальных межличностных связей её членов, существующих между людьми симпатий и антипатий. Они первоначально фиксируются с помощью метода социометрии, дающему возможность отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностной взаимосвязи.
3. коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков
4. подструктуру функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов играть определённую роль.
Как правило, в группе выделяют:
социометрических звёзд, которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии
высокостатусных, среднестатусных, низкостатусных индивидов, определяемых по числу предпочтительных выборов и не имеющих большого числа отрицательных выборов
изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы.
Членов группы, которыми пренебрегают
Отверженных членов группы («изгоев»).
Глава 2. Социально-психологическая характеристика малых групп
Можно назвать следующие динамические процессы, влияющие на эффективность групповой деятельности: образование и развитие малой группы, лидерство, принятии решений, групповая сплоченность, групповое давление, конфликты.
2.1. Образование и развитие малой группы.
Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий.
На первой стадии осуществляется процесс знакомства её членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально - и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге.
Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, возникновения групповых норм.
На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться актив. Общение между людьми становится более открытым, начинает проявляться групповая солидарность и сплочённость, формируется подструктура добровольных исполнителей. Постепенно оформляется групповое мнение, появляется общее настроение.
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувство «Мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех её членов. В итоге на высшем этапе малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе (коллективистские отношения).
Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной работе и всестороннему развитию людей.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
Доверие и высокая требовательность членов друг к другу;
Доброжелательная и деловая критика;
Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всех членов группы;
Отсутствие давления руководителей на подчинённых и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
Достаточная информированность членов группы о задачах;
Удовлетворенность принадлежностью к группе;
Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из её членов;
Высокая сплочённость всех членов группы
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы:
1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.
2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.
3. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
2.2. Лидерство в малых группах.
Любая группа, даже состоящая из двух человек, предполагает наличие в ней, по крайней мере, двух ролей – ведущего (лидера) и ведомого. И уж тем более это справедливо в отношении больших по размеру групп. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.
Основными признаками лидерства являются:
- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
Остальные члены группы принимают лидерство. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре
Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи.
Стиль лидерства определяется по тому, как лидер (руководитель) относится к самому неопытному, неумелому, безответственному, а потому и непривилегированному своему члену (сотруднику). Это отношение, разумеется, зависит от того, в чем заинтересован лидер, к чему он стремится. Если он во что бы то ни стало стремиться к успеху, то его отношение к непривилегированному сотруднику будет плохим, поскольку руководитель будет опасаться, что неопытный работник помешает достижению желаемого успеха. И наоборот, если руководитель старается, прежде всего, установить теплые, доверительные взаимоотношения в коллективе, то он станет хорошо относиться ко всем сотрудникам, в том числе и к самому непривилегированному.