Психологический портрет менеджера: сильные и слабые стороны

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Менеджер - человек, который профессионально осуществляет функцию управления в рыночной системе отношений. Менеджер должен понимать природу управленческих процессов, уметь распределять ответственность за уровнями управления, знать экономику и маркетинг, информационную технологию, уметь планировать и прогнозировать развитие деятельности своей фирмы. Не менее важно быть специалистом в работе с людьми: уметь строить взаимоотношения с подчиненными, между фирмой и клиентами, с другими фирмами, уметь принимать решения в сложных ситуациях, которые часто изменяются, четко и доходчиво формулировать свои мнения.
Целью работы является проведение исследования для оценки предрасположености к управленческой деятельности.
Задачи данной курсовой работы:
• Показать особенности практической деятельности менеджера
• Изучить личностные особенности менеджера
• Определить с помощью тестов профиль способностей к работе менеджера
• Сформулировать рекомендации и способы коррекции деятельности
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. с. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению личности руководителя
1.1. Профессиограмма и психограмма специалиста……………………. с. 5
1.2. Обоснование батареи тестов………………………………………… с. 7
Глава 2. Результаты, проведенного исследования
2.1. Описание опрашиваемого менеджера……………………………....с. 15
2.2. Интерпретация тестов……………………………………………….с. 16
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………….с. 25
Заключение…………………………………………………………………….. с. 27
Список источников…………………………………………………………….с. 28
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по орг поведению окон..doc

— 271.50 Кб (Скачать)

министерство  образования и  науки

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) 

Кафедра социологии, психологии и социального  менеджмента 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Организационное поведение»

на тему

«Психологический портрет  менеджера: сильные и слабые стороны» 
 
 
 
 
 
 

Работа  выполнена

Научный руководитель

канд. ф. наук, доц. Гриб Е.В. 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. с. 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению личности руководителя

      1.1. Профессиограмма и психограмма специалиста……………………. с. 5

      1.2. Обоснование батареи тестов………………………………………… с. 7

Глава 2. Результаты, проведенного исследования

      2.1. Описание опрашиваемого менеджера……………………………....с. 15

      2.2. Интерпретация  тестов……………………………………………….с. 16

      2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………….с. 25

Заключение…………………………………………………………………….. с. 27

Список  источников…………………………………………………………….с. 28

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Менеджер - человек, который профессионально осуществляет функцию управления в рыночной системе отношений. Менеджер должен понимать природу управленческих процессов, уметь распределять ответственность за уровнями управления, знать экономику и маркетинг, информационную технологию, уметь планировать и прогнозировать развитие деятельности своей фирмы. Не менее важно быть специалистом в работе с людьми: уметь строить взаимоотношения с подчиненными, между фирмой и клиентами, с другими фирмами, уметь принимать решения в сложных ситуациях, которые часто изменяются, четко и доходчиво формулировать свои мнения.

      В работе менеджера много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

      Проведенное исследование дает возможность выделить важнейшие качества менеджера, которые влияют на управленческую деятельность. В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, и пойдет речь в данной работе. Этим объясняется актуальность исследования.

      Проблема: Если знать, какими особенностями должны обладать менеджеры, следовательно, знаем, каких людей брать на работу, а каких не брать. К сожалению, в реальной практике подбора персонала оценка психологического соответствия претендента требованиям должности зачастую основывается на чисто интуитивных соображениях.

Целью работы является проведение исследования для оценки предрасположености к управленческой деятельности.

Задачи данной курсовой работы:

  • Показать особенности практической деятельности менеджера
  • Изучить личностные особенности менеджера
  • Определить с помощью тестов профиль способностей к работе менеджера
  • Сформулировать рекомендации и способы коррекции деятельности

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА.

1.1. Профессиограмма  и психограмма специалиста

      Определить  «качество» менеджера можно по профессиограмме должности и психограмме личности.

Талица 1.1.

Аналитическая  профессиограмма «менеджер по туризму»

 

Доминирующие  виды деятельности профессии  менеджер по туризму:

  • формирование туристического продукта: разработка туристического маршрута, выбор страны, определение городов, гостиниц и т.д.;
  • разработка экскурсионных маршрутов, определение объектов архитектуры для осмотра и др.;
  • изучение и анализ туристской индустрии (осмотр гостиниц и иных средств размещения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного назначения);
  • изучение и анализ деятельности конкурентов, предоставляющих туроператорские и турагентские услуги (проведение маркетинга);
  • продвижение и реализация туристского продукта: реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках; организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и т.д.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности менеджера по туризму (табл. 1.2.)

Таблица 1.2.

 

Качества, препятствующие эффективности  профессиональной деятельности:

  • отсутствие склонности к работе с людьми;
  • агрессивность, нетерпимость к людям;
  • нерешительность, замкнутость;
  • ригидность мышления (неспособность менять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
  • низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;
  • отсутствие ораторских способностей;
  • неумение слушать клиента;
  • эгоизм;
  • неорганизованность, недисциплинированность;
  • узость кругозора;
  • неумение противостоять внешним факторам.

Области применения профессиональных знаний:

  • туристические агентства и туроператорские компании;
  • гостиничный и ресторанный бизнес;
  • рекламные агентства и компании;
  • образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы).

Некоторые профессии, которые  могут подойти  человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

  • административный секретарь;
  • управляющий страховой конторой;
  • продавец;
  • кассир в банке;
  • юрист.

1.2. Обоснование батареи  тестов.

1. Тест Кейрси (МБТИ)

      MBTI выгодно отличается от многих  психологических тестов, в первую  очередь, лежащей в его основе теоретической базой. Можно перечислить также ряд других «плюсов»:

  • представляет собой целостную систему;
  • содержит аккумулированный практический опыт, позволяющий делать конкретные описания;
  • удобна в работе, конструктивна, не примитивна и не слишком академична;
  • технологична (имеет технологичные способы приложения к конкретным случаям);
  • не апеллирует к “клиническому опыту”;
  • понятна как профессионалу, так и интересующемуся;
  • обеспечивает понимание особенностей и возможностей личности применительно к широкому кругу задач.

В основу теста положена типология личностей  К.Юнга. По убеждению Юнга, все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся  в различии базисных (врожденных или  формирующихся в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. Методика позволяет выявить у каждого четыре основных предпочтения, варианты их сочетаний составляют 16 различных типов личности, каждому человеку соответствует один из них. Несмотря на то, что выраженность типа может быть различной, методика позволяет установить индивидуальные особенности достаточно точно.

Структура и принцип работы теста 

      Вопросы теста позволяют выявлять предпочтения людей путем выбора каждый раз  из двух равнозначных альтернатив (это варианты поведения человека в разных ситуациях либо пары понятий), каждая из которых не является «правильной» или «неправильной» – просто разные люди в аналогичных ситуациях по-разному ведут себя, интересуются разными вещами, испытывают тяготение к разным сферам и порой с трудом понимают друг друга (из серии “на вкус, на цвет товарища нет”, просто один любит яблоки, а другой – манную кашу…). Делая выбор, человек набирает баллы по одной из 4-х биполюсных шкал (3 основные шкалы являются индикаторами базисных предпочтений, 4-я шкала – стиль поведения в условиях неопределенности).

      Сравнение показателей, полученных по двум полюсам  одной шкалы, показывает, насколько  человек отдает предпочтение (чаще использует) одному способу работы с информацией перед другим, но не о том, насколько хорошо развита функция. Понять, что подразумевается под предпочтением, помогает метафора “правша-левша” – использование доминантной, предпочитаемой руки естественно и не требует дополнительных усилий (например, при письме), и, наоборот, используя не доминантную руку, человек испытывает неудобство, ему требуется больше времени, чтобы выполнить ту же задачу.

2. «Оценка личности по параметрам Большой Пятерки» (исследования по тесту BF Голдберга)

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста.

      Пять  фундаментальных факторов, позволяющих  охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге  научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий.

      Годдберг  в 1992 г. предложил «сквозной биполярный перечень», которым индивиды могут  воспользоваться, чтобы быстро получить свои оценки по параметрам Большой Пятерки. Этот личностный опросник может применяться в различных сферах, в частности в выборе профессии. «Сквозной биполярный перечень» Голдберга (адаптированная модель теста Большой Пятерки) является хорошим инструментом для измерения основных параметров личности.

      В итоге структура личности может  быть представлена в виде профиля  шкальных оценок по пяти факторам. Запомнить  их названия помогает аббревиатура OCEAN, вызывающая двойственные ассоциации с бездонной глубиной или же с неспокойной поверхностью личностной сферы.

      OCEAN — в буквальном переводе означает  ОКЕАН. Данная аббревиатура расшифровывается  следующим образом: О (Openness) открытость, С (Conscientiousness) — добросовестность, Е (Extroversion) — экстраверсия, A (Agreeablness) — дружелюбие, Н (Neuroticism) — нейротизм1. 

3. Тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО)

      Данная методика довольно часто используется на практике, она позволяет проанализировать особенности человека, проявляющиеся в межличностном взаимодействии. Выявление этих характеристик часто является важным, поскольку они влияют на психологический климат в коллективе, а следовательно, на активность как отдельно взятого работника, так и организации в целом.

      Во-первых, помимо преобладающего стиля отношения к окружающим (будь это производственный коллектив, экипаж, команда или семья), методика дает возможность получить сравнительный анализ оценки собственного Я с идеальным Я. Это позволяет понять, насколько в ладах находится обследуемый сам с собой, к чему стремится в своем развитии Во-вторых, при решении управленческих проблем с помощью теста удобно выявлять особенности взаимодействия членов коллектива, их соподчиненность, отношение к лидеру, степень психологической совместимости, стиль делового поведения.

Информация о работе Психологический портрет менеджера: сильные и слабые стороны