Психологические манипуляции и мошенничество в сфере сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Объект: Манипуляции и мошенничество.
Предмет: Психологические манипуляции и мошенничество в сфере сервиса.
Целью данной работы является рассмотрение психологических манипуляций и мошенничества в социально-бытовой сфере.
В работе поставлены следующие задачи:

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Психологические манипуляции в сфере сервиса
1.1. Психологические основы манипуляций личностью........………...5
1.2. Методы защиты от манипулятивных воздействий в сфере сервиса……………………………………………………………………………11
Выводы по первой главе………………………………………………….19
Глава 2. Мошенничество в сфере сервиса
2.1. Сущность мошенничества……………………………………...…21
2.2. Виды, методы и способы мошенничества.………………. ……..24
Выводы по второй главе………………………………………………….33
Заключение………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Данные  рекомендации, в частности, включают следующие положения:

     а) стратегическое мышление обязательно должно учитывать психологический фактор, стратег должен знать, как ведут себя люди в ситуациях угрозы и провоцирования;

     б) психологические операции в любом  виде войны или конфликта занимают важное место;

     в) они должны проводиться не только против враждебных, но и нейтральных и дружественных стран ("мишени" или объекты психологических операций) в интересах США;

     г) широко должны использоваться все современные  средства массовой информации;

     д) необходимо постоянно отыскивать целевые аудитории в странах - "мишенях" и воздействовать на них; и др.

     Внутренние  источники угроз информационно-психологической  безопасности личности заложены в самой  биосоциальной природе психики  человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

     В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным  информационным воздействиям, возможностями  анализа и оценки поступающей  информации и т.д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей [20].

     Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях. Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.

     Знание  своих инидвидуально-психологических  особенностей и общих характеристик  и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.

     Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психологических возможностей. 

     Выводы  по первой главе

     В первой главе «Психологические манипуляции  в сфере сервиса» мы изучили основы и методы защиты от манипулятивных  воздействий сфере сервиса.

     Прежде  всего, остановимся на том, зачем  людям нужно манипулировать, ведь необходимых результатов можно  добиться другими средствами, например, при помощи открытого давления или просто договорившись. Здесь секрет заключается в том, что человек стремится убить двух зайцев, то есть:

     1) получить то, что хочется, но  при этом выглядеть хорошо  с точки зрения социальных  норм;

     2) получить то, что хочется, и одновременно по возможности избежать гнева (недовольства, обиды, мести и пр.) со стороны своего партнера.

     Проанализировано  содержание понятий манипуляции  и манипулятивного воздействия  и выделены структурные элементы межличностной манипуляции, а также ряд механизмов ее реализации в процессе общения, рассмотрен феномен социально-политических манипуляций личностью.

     В настоящее время наиболее универсальным  из понятий, отражающих механизм скрытого психологического принуждения, выступает манипуляция. Данное понятие имеет два основных значения - прямое и переносное или метафорическое. Как ни парадоксально, но в последнее время именно переносное значение манипуляции становится основным и ведущим содержанием этого понятия, привлекающим все большее внимание исследователей. В своем переносном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию, т. е. можно говорить о системе понятий, для которых в качестве родового выступает манипуляция. В систему этих понятий входят: манипулятивное воздействие, психологические манипуляции, манипулирование (в том числе, манипулирование в политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием и т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции личностью и т.д.

     Глава 2. Мошенничество  в сфере сервиса

 

     2.1 Сущность мошенничества 

     Мошенничество, преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом или правом на него, а также в получении иных благ путём обмана, злоупотребления доверием и т. п. По советскому праву за мошенничество. установлена уголовная ответственность. Наиболее строго наказывается мошенничество, связанное с социалистической собственностью. Например, по УК РСФСР лишение свободы на срок от 5 до 15 лет предусмотрено за мошенничество, причинившее крупный ущерб государству или общественной организации.

     Хотя  однозначное международное юридическое  определение мошенничества еще  не формулировано, термин «мошенничество»  обычно используют для описания различных  правонарушений, таких как обман, растрата, коррупция, взяточничество, подлог, вымогательство, сговор, кража, хищение, сокрытие существенных фактов и умышленное введение в заблуждение. В широком смысле слова, мошенничество понимается как любое преступление, которое совершается с целью получения выгоды и основывается на обмане.

     В целом, ревизоры по борьбе с мошенничеством занимаются установлением случаев  мошенничества на основании возникших  подозрений. Тем не менее, они выполняют  весьма разнообразные служебные  обязанности, определяемые такими факторами как должность, образование, отрасль и тип организации. Если просмотреть объявления о работе, предлагаемой в разных странах мира, можно выяснить, что ревизоры по борьбе с мошенничеством проводят аудиты, выполняют финансовый анализ, ведут допрос свидетелей и возможных подозреваемых, ищут документальные доказательства, составляют отчеты о расследовании, представляют доказательства, изучают записи, документы и операции, периодически проводят расследования и занимаются выявлением и предотвращением случаев мошенничества.

     Хотя  многие ревизоры по борьбе с мошенничеством являются бухгалтерами, выявление случаев  мошенничества - не совсем то же самое, что аудит или судебно-бухгалтерская  экспертиза. Аудит подразумевает  общую проверку финансовых данных с  целью составления экспертного мнения об этих данных. Поскольку многие случаи мошенничества представляют собой финансовые преступления, их расследование подразумевает использование аудита в той или иной степени. Судебно-бухгалтерская экспертиза – т.е. использование знаний и навыков бухучета на судебных процессах – также часто требуется для расследования мошенничества.

     Ревизорами  по борьбе с мошенничеством работают не только бухгалтеры, но и сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, финансисты, работники образования, специалисты в области компьютерных и информационных технологий, специалисты по корпоративной безопасности и частные детективы. Ревизоры по борьбе с мошенничеством работают в самых разных организациях во всем мире, в том числе, в государственных учреждениях всех уровней, государственных и частных корпорациях, бухгалтерских и аудиторских компаниях, юридических фирмах, страховых и консалтинговых компаниях, банках, компаниях, консультирующих по вопросам обеспечения корпоративной безопасности, детективных агентствах и компаниях малого бизнеса [19].

     Под субъектом мошенничества понимают человека или группу людей, сознательно  осуществляющих обман других людей  с целью незаконного получения  ценностей объекта мошенничества. Жертва мошенничества является объектом мошенничества и стороной в результате мошеннического действия.

     Успешным  мошенником т.е. таким, которого следует  опасаться может быть человек, имеющий  определенный набор интеллектуально-психологических  и этических качеств. В самой  общей форме модель таких свойств содержит 6 элементов:

  • Стремление быстро обогатиться
  • Природой данная привлекательность
  • Мощный комбинаторный интеллект
  • Эмпатия, т.е. способность чувствовать
  • Высоко развитое чувство превосходства
  • Установка на нарушение законов

     Объектом  мошенничества в принципе может оказаться любой человек, но наибольшая вероятность у того, кто:

  • Быстро и без лишних усилий обогатиться
  • Предрасположенный к роли жертвы человек
  • Жертва мошенничества - это, как правило, невежественные люди
  • Жертва мошенничества - это человек, в высшей степени наделенный потребностью жить с верой в людей
  • Человек, у которого чрезвычайно выражена зависимость в принятии любых решений от позиций, мнений, точек зрения других людей и внешних обстоятельств [19].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Виды, методы и способы мошенничества. 

     Мошенничество в банках и методы борьбы с ним. В банковской сфере злоупотребления со стороны персонала являются достаточно распространенным явлением. В этой области существует достаточно много способов мошенничества. Мировая практика показывает, что в мелких банках злоупотребления случаются гораздо чаще, чем в крупных. Это связано в первую очередь с совмещением в мелких банках одним человеком нескольких должностей, что позволяет совершить хищение в качестве кассира, а потом скрыть его в качестве бухгалтера.

     Отечественные банки в большинстве своем  по мировым стандартам являются мелкими. Кроме того, отечественный бизнес проходит сейчас этап высокой криминализации, и мелкие банки легче подпадают  под влияние криминальных структур или даже создаются ими. Достаточно распространены клиенты, которые берут кредит, изначально не намереваясь его возвращать. Работники банков, имеющие небольшую по мировым стандартам оплату труда, часто подкупаются. Много «карманных» банков, которые ориентированы на обслуживание своих учредителей. Таким учредителям часто даются фактически бесплатные кредиты, за возвратом которых не особенно тщательно следят.

     В последнее время в России, Беларуси и Прибалтике учредители сами обанкротили  значительное количество мелких банков. Схема была стандартна: после регистрации банка привлекались новые клиенты, переходившие на расчетно-кассовое обслуживание в учрежденный банк или клавшие в него деньги на депозит, активно привлекались ресурсы по межбанковскому кредитованию. После аккумуляции в банке достаточно солидной суммы учредителям банка выдавались особо крупные кредиты, которые в совокупности делали банк неплатежеспособным. После этого учредители выходили «из игры» (если успевали), а в убытках оказывались сторонние клиенты банка.

     Злоупотребления могут происходить во многих подразделениях банка. Рассмотрим основные способы  возможных мошенничеств по банковским подразделениям.

     Виды  мошенничества. Методы борьбы с кассово - расчетными мошенничествами  Для того чтобы в кассово - расчетных центрах банков минимизировать возможность махинаций, и уменьшить количество способов мошенничества, необходимо:

     1. Проводить частые необъявленные  пересчеты наличных денег как  в кассах, так и в хранилище.

     2. Работа в кассе должна быть  как можно меньше связана с бухгалтерскими банковскими операциями.

     3. Работники кассы не должны  заниматься оформлением депозитных  договоров или выпиской депозитных  сертификатов.

     4. Только кассиры должны работать  с наличными деньгами. Если к  деньгам допущен проверяющий  кассу ревизор или аудитор, то со стороны работников кассы за ним должен быть организован контроль.

     5. Кассирам нельзя позволять заполнять  документы за своего клиента.  Если клиент малообразован или  болен, помочь составить документы  должен специальный работник, не  связанный с расчетно-кассовым обслуживанием.

     6. Все операции, проходящие через  кассира, должны надлежащим образом  идентифицироваться как прошедшие  его операционную обработку. На  всех запакованных деньгах следует  ставить фамилию кассира и  дату помещения денег в упаковку.

     7. Недопустимо даже по просьбе  клиента хранение сберегательной  книжки клиента, его депозитного  сертификата, клиентского экземпляра  договора депозита и т.д. у  работника расчетно-кассового центра.

Информация о работе Психологические манипуляции и мошенничество в сфере сервиса