Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа
Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.
Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.
Введение …..........................................................................................................3
Глава 1.Теоретический аспект психологии в принятии решений....................6
1.1.Понятие и природа управленческого решения...........................................6
1.2 Технология и организация процесса принятия решения........................... 10
1.3 Оценка эффективности решения..................................................................15
Глава 2.Психологические аспекты принятия управленческих решений................................................................................................................ 18
2.1 Психологические феномены процесса принятия решений....................... 18
2.2 Индивидуальные качества менеджера........................................................ 22
2.3 Стиль руководства в процессе принятия решений.
Модель Врума—Йеттона................................................................................... 23
Глава 3..Прогнозирование психологических аспектов принятия управленческих решений................................................................................................................ 26
3.1 Виды прогнозирования.Типы.......................................................................26
3.2 Функции прогнозирования............................................................................30
3.3 Прогнозирование психологических аспектов принятия решения........... 31
Заключение...........................................................................................................34
Список литературы............................................................................................. 35
С I. Вы излагаете
возникшую проблему только тем подчиненным,
кого она касается, и выслушиваете
их идеи и предложения. При этом Вы
не собираете их вместе в одну группу,
а беседуете с каждым индивидуально.
Затем Вы сами принимаете решение, которое
может отражать или не отражать мнение
подчиненных.
С II. Проблема, требующая
решения, доводится до сведения всех
подчиненных и группа вместе ее обсуждает,
высказывая различные мнения и предложения.
После этого Вы самостоятельно принимаете
решение, которое может отражать или не
отражать мнение подчиненных.
G II. Вы излагаете
проблему группе подчиненных.
Все вместе Вы находите и
оцениваете возможные
Стили А I и А
II — авторитарный стиль принятия
решений, C I и C II — консультативный стиль
и G II — полное участие.
От чего же зависит
выбор руководителем какого-
Критерии проблемы
в модели Врума — Йетонна.
Значение качества решения.
Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.
Степень структурированности проблемы.
Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения.
Вероятность, что авторитарное решение руководителя получит поддержку подчиненных.
Степень мотивации
подчиненных достичь целей
Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Каждый критерий
превращается в вопрос, который руководитель
задает себе при оценке ситуации.
Чтобы определить,
какой из пяти стилей подходит к конкретной
ситуации, руководитель использует дерево
решений. Начиная с его «корня» — левой
стороны модели, руководитель отвечает
последовательно на каждый вопрос, находит
таким образом критерий проблемы и подбирает
в итоге наиболее адекватный стиль руководства.
Рисунок1: Модель
Врума-Йеттона.
3.Прогнозирование
психологических
аспектов принятия
управленческих решений.
3.1
Виды и типы прогнозирования.
Прогнозирование
- наиболее сложный вид деятельности
в системе экономической деятельности.
Оно является основным и завершающим этапом
такого рода исследований, главные результаты
которого товаропроизводители закладывают
в основу программ своей деятельности.
При всем принципиальном
отличии направлений
Успешность прогнозирования
зависит от таких условий: объема
и качества информации о прогнозируемом
процессе, объекте управления; правильности
формулирования задачи прогнозирования
и обоснованности выбора способа ее решения;
наличия необходимых вычислительных средств
и вычислительного аппарата в соответствии
с выбранным методом. Из-за отсутствия
этих условий прогнозирование может стать
невозможным. Важнейшее из них - формулирование
задачи, поскольку она определяет требования
к объему и качеству информации, математический
аппарат и точность прогноза. Информация
о прогнозируемом объекте (процессе) черпается
из результатов контроля деятельности,
статистики.
Современные технологии
прогнозирования основаны на использовании
различных математических теорий: функциональный
анализ, теория рядов, теория экстраполяции
и интерполяции, теория вероятности,
математическая статистика, теория случайных
функций и случайных процессов, корреляционный
анализ, теория распознавания образов.
Чтобы обосновать выбор того или иного
средства прогнозирования, необходимо
иметь возможность количественно оценить
его качество.
Каждый метод
(прием) прогнозирования желательно сопровождать
определенным значением показателя качества,
изменяющимся в зависимости от формулирования
задачи, условий ее решения. Это достаточно
трудно. В каждом конкретном случае прогнозирования
возможны различные методы (способы, приемы),
каждый из которых характеризуется не
одним показателем, а набором показателей,
изменяющихся при изменении формулировки
задачи и условий ее решения.
Деятельность лица, принимающего решение, и аппарата управления включает следующие этапы:
· формулирование проблемы;
· построение системы, в которой возникает проблема, и идентификацию (установление причинно-следственных связей и отношений) ключевых переменных;
· сбор данных об обстановке и выдвижение гипотез;
· формирование образа будущего с использованием модели и сценариев;
· принятие стратегических решений.
При этом сценарии формирования образа будущего предусматриваются такие действия:
· исследуемая система представляется с учетом современных реалий и динамики развития;
· строится «дерево будущего», где ветвями являются гипотезы с возможными вариантами последствий;
· конечные результаты
прогнозируются для различных временных
горизонтов. С помощью сценариев,
передвигаясь из будущего в настоящее
по системе «ходов», разрабатывают
меры, необходимые для достижения
поставленной цели.
В настоящее
время уже разработаны
Практически каждое предприятие, большое или маленькое, частное или государственное, явно или неявно пользуется прогнозами, потому что каждое предприятие должно планировать будущее, о котором оно пока ничего не знает. К тому же необходимость в прогнозах пронизывает все функциональные линии так же, как и все типы организаций. Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, в правительственных и коммерческих организациях, в маленьких социальных клубах и национальных политических партиях. Вот несколько примеров вопросов, для получения ответов на которые необходимы те или иные процедуры прогнозирования.
· Как повлияет на объемы продаж увеличение финансирования рекламы на 10%?
· Какой годовой
доход может ожидать
· Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы возвратить планируемые капиталовложения в производственное оборудование?
· Как определить факторы, которые помогут объяснить изменчивость в ежемесячных объемах продажи продукции?
· Каков ежегодный прогноз на последующие 10 лет в отношении сводного баланса займов нашего банка?
· Будет ли экономический спад? Если да, то когда он начнется, насколько сильным он будет и когда он окончится?
Какие существуют типы прогнозов для менеджера, столкнувшегося с необходимостью принятия решения в условиях неопределенности? Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы необходимы для того, чтобы наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Они чаще всего применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.
Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные. На одном полюсе здесь находится чисто качественный аппарат, не требующий явного математического оперирования данными. Используется только "оценка", предоставляемая составителем прогноза. Конечно, даже в этом случае "оценка" составителя прогноза в действительности является результатом мысленного анализа данных. На другом полюсе находится чисто количественный аппарат, не требующий никакой дополнительной оценки. Это чисто механические процедуры, которые на выходе дают количественные результаты.
Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.
Осмысление того, что аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования.
1. Сбор данных
2. Редукция или уплотнение данных
3. Построение модели и ее оценка
4. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)
5. Оценка полученного прогноза
Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.
Этап 2. Редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования. Другие данные могут соответствовать проблеме, но только в контексте некоторого конкретного исторического периода. Например, при прогнозировании продаж малолитражных автомобилей целесообразно будет использовать данные о продажах автомобилей только с момента введения эмбарго на нефть в 1970-х годах, а не данные за последние 50 лет.
Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются. Из сказанного очевидно, что оценка непременно должна применяться в процессе выбора.
Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа 5.
Информация о работе Психологические аспекты принятия управленческих решений