Психологические аспекты принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.

Содержание

Введение …..........................................................................................................3
Глава 1.Теоретический аспект психологии в принятии решений....................6
1.1.Понятие и природа управленческого решения...........................................6
1.2 Технология и организация процесса принятия решения........................... 10
1.3 Оценка эффективности решения..................................................................15
Глава 2.Психологические аспекты принятия управленческих решений................................................................................................................ 18
2.1 Психологические феномены процесса принятия решений....................... 18
2.2 Индивидуальные качества менеджера........................................................ 22
2.3 Стиль руководства в процессе принятия решений.
Модель Врума—Йеттона................................................................................... 23
Глава 3..Прогнозирование психологических аспектов принятия управленческих решений................................................................................................................ 26
3.1 Виды прогнозирования.Типы.......................................................................26
3.2 Функции прогнозирования............................................................................30
3.3 Прогнозирование психологических аспектов принятия решения........... 31
Заключение...........................................................................................................34
Список литературы............................................................................................. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Принятие решений, также как и обмен информацией  — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а их (решений) непрерывная последовательность характеризует непрерывность процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, т.к. содержание управления раскрывается в содержании принимаемых решений. Поэтому так важно понять природу и сущность решений. 

Понимание характера  управленческих решений зависит, прежде всего, от точки зрения на место и  роль процесса принятия решений в  системе менеджмента. С позиций  системного анализа процесс управления является, в сущности, процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования и развития. 

Цикл управления всегда начинается с постановки целей  и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл. 

Это показывает, что всякое управление реализует  вполне определенную последовательность трех основных этапов: 

определяет состояние  управляемого объекта (идентификация  проблемы); 

вырабатывает  для данного состояния оптимальное  воздействие (разработка и принятие решения); 

реализует его (реализация решения). 

Иначе говоря, смысл  управленческой деятельности состоит  в обеспечении достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей. В практике управления разработка таких мер осуществляется в форме принятия и исполнения решений. 

Попытаемся дать решению сначала самую общую  характеристику. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают  ситуации, когда человек или группа сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Такая ситуация объясняется действием двух основных факторов: 

наличием цели, т.е. желательным или наиболее предпочтительным состоянием в будущем; 

наличием выбора, т.е. несколькими путями или способами  ее достижения. 

Результат этого  выбора и будет являться решением. Таким образом, решение — это  выбор альтернативы. 

Каждому из нас  ежедневно приходится десятки раз  что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д. Этот перечень легко продолжить. 

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, не смотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Цели. Субъект  управления (будь то индивид или  группа) принимает решение исходя не из своих собственных интересов  и потребностей (хотя их влияние  и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

Масштаб и последствия. Частный выбор индивида сказывается  на его собственной жизни и  может повлиять на немногих близких  ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы и сократить поступления в городской бюджет. А решение о повышении цен или тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приводит к росту темпов инфляции в стране.

Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам  его и выполняет, то в организации  существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек  самостоятельно принимает решения  в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий поэтому профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями, опытом и навыками и занимающий соответствующую должность, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения. 
 

1.2 Технология и организация  процесса принятия  решения.

Управленческое  решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

-выработку  и постановку цели;

-изучение  проблемы на основе получаемой  информации;

-выбор  и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

-обсуждение  со специалистами различных вариантов  решения проблемы (задачи);

-выбор  и формулирование оптимального  решения;

-принятие  решения;

-конкретизацию  решения для его исполнителей.

 Технология  менеджмента рассматривает управленческое  решение как процесс, состоящий  из трех стадий:

-подготовка  решения:

-принятие  решения;

-реализация  решения. 

 На  стадии подготовки управленческого  решения проводится экономический  анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. 

 На  стадии принятия решения осуществляется  разработка и оценка альтернативных  решений и курсов действий, проводимых  на основе многовариантных расчетов;

-производится  отбор критериев выбора оптимального  решения;

-выбор  и принятие наилучшего решения. 

 На  стадии реализации решения принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. 

 Каждое  управленческое решение имеет  свой конкретный результат, поэтому  целью управленческой деятельности  является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

 Управленческие  решения могут быть обоснованными,  принимаемыми на основе экономического  анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

 Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию  для подготовки и принятия  на ее основе управленческих  решений, которые необходимо согласовывать  на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности.

 Именно  трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Управленческие решения являются существенными элементами планирования, организации, мотивации и контроля. В современной Японии подготовка и принятие решений образуют важный раздел менеджмента. Японская система принятия решений основана на национальных традициях, отражает этнопсихологические особенности японцев и сориентирована на их социальные ценности. Существенной особенностью принятия решений в Японии является принцип «консенсуса» (согласования). 

 В противоположность  европейскому методу принятия  решений большинством голосов японцы предпочитают предварительные увязки, совещания и неформальные переговоры. Подобная процедура, по их мнению, приводит к единодушию, что выливается в согласованные действия. 

 Принцип согласования  проник в мельчайшие поры японского  общества еще в далеком прошлом. Тяготение к согласованию действий является неотъемлемым ингредиентом психологии японской семьи («иэ»). В соответствии с нормами «иэ» ее члены обязаны функционировать как тщательно подогнанные друг к другу детали единого, четко отрегулированного механизма. Но поскольку каждая семья входит во все более крупные социальные образования (например, клан, землячество и т. д.), то каждый японец строит свое поведение там на манер семейного: он старается приноравливать свои действия к себе подобным и не предпринимать действий, наносящих указанным образованиям какой-либо ущерб. Прежде чем на что-либо решиться, японец, как и в атмосфере семьи, считает своим долгом оглянуться на окружающих и поступать преимущественно по согласованию с ними. 

 Для многих японцев вся нация представляется большой семьей, и они считают себя вправе выступать от ее имени. Такие индивиды субъективно осознают наличие у себя личностно-конформного «я», с присущими только ему взглядами, мнениями, позициями, которые, как они верят, учитываются при принятии оперативных решений в системе управления. Из этого следует, что в данном процессе должны участвовать все заинтересованные лица без исключения. 

 Нельзя не  отметить, что для принятия решения  в Японии характерен такой  феномен, как «пэмаваси»: в буквальном смысле «обрубание корней». В сущности, — это «сглаживание углов», т. е. элиминирование разногласий, ослабление противоречий, отсечение противоположных точек зрения и т. д. Японские бизнесмены, готовящие условия для принятия решения, живо напоминают садовников, которые при пересадке дерева проделывают предварительную работу, обрубая торчащие далеко в сторону корни. 

 В результате  многочисленных собраний заинтересованных  лиц («кондапкай») и всестороннего  обговаривания с ними требующих реакции проблем («кайги») получается так, что принятое решение исходит от группы и ответственность за него ложится не на кого-то одного, а на группу в целом. Это и есть принцип «группизма». 

 Э. Вогель, рассматривая основные концепции  японцев по управлению экономикой, ставит принципы «группизма» па первое место. 

 Групповое  сознание так сильно врезалось  в психику японца, что он не  мыслит своего поведения вне  своей социальной группы. Поэтому  принять какое-либо самостоятельное  решение для него — сущая мука. Он сделает здесь все возможное, чтобы присоединиться к мнению своей группы, поскольку привык воспринимать себя с точки зрения интересов группы, отодвигать свои собственные интересы на второй план. Не случайно собственное «я» у японца проявляется не так, как у европейца. 

Информация о работе Психологические аспекты принятия управленческих решений