Психологические аспекты принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества.

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.

Содержание

Введение …..........................................................................................................3
Глава 1.Теоретический аспект психологии в принятии решений....................6
1.1.Понятие и природа управленческого решения...........................................6
1.2 Технология и организация процесса принятия решения........................... 10
1.3 Оценка эффективности решения..................................................................15
Глава 2.Психологические аспекты принятия управленческих решений................................................................................................................ 18
2.1 Психологические феномены процесса принятия решений....................... 18
2.2 Индивидуальные качества менеджера........................................................ 22
2.3 Стиль руководства в процессе принятия решений.
Модель Врума—Йеттона................................................................................... 23
Глава 3..Прогнозирование психологических аспектов принятия управленческих решений................................................................................................................ 26
3.1 Виды прогнозирования.Типы.......................................................................26
3.2 Функции прогнозирования............................................................................30
3.3 Прогнозирование психологических аспектов принятия решения........... 31
Заключение...........................................................................................................34
Список литературы............................................................................................. 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Подольский  институт московского  государственного открытого  университета (филиал) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Управленческие решения»

На  тему: «Психологические аспекты принятия управленческих решений» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

Вечернего отделения группы 9-54

Петрова Ольга Юрьевна

Шифр : 15071006

Проверил: Макарова Е.Е.

                                                                             
 
 
 
 
 

Подольск 2011 
 

Оглавление. 

Введение …..........................................................................................................3

Глава 1.Теоретический  аспект психологии в принятии решений....................6

1.1.Понятие и  природа управленческого решения...........................................6

1.2 Технология  и организация процесса принятия  решения........................... 10

1.3 Оценка эффективности  решения..................................................................15

Глава 2.Психологические  аспекты принятия управленческих решений................................................................................................................ 18

2.1 Психологические  феномены процесса принятия решений....................... 18

2.2 Индивидуальные  качества менеджера........................................................ 22

2.3 Стиль руководства  в процессе принятия решений.

 Модель Врума—Йеттона................................................................................... 23

Глава 3..Прогнозирование  психологических аспектов принятия управленческих решений................................................................................................................ 26

3.1 Виды прогнозирования.Типы.......................................................................26

3.2 Функции прогнозирования............................................................................30

3.3 Прогнозирование  психологических аспектов принятия  решения........... 31

Заключение...........................................................................................................34

Список литературы............................................................................................. 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Управленческое  решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества. 

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация. 

Управленческое  решение зависит от многих факторов: от положения дел в управляемой  сфере, от состояния трудового коллектива, от кадрового обеспечения и т.д. Кроме того, управление предъявляет  особые требования к личностным качествам  руководителя, к его умственным способностям, к его умениям прогнозировать и анализировать складывающиеся управленческие ситуации. 

Сам процесс  принятия управленческого решения  с большим трудом поддается изучению. Это связано с тем, что протекание фаз принятия решения, по большей части, скрыто от непосредственного наблюдения. Очень сложно создать экспериментальную ситуацию, в которой возможно проследить рождение решения, так как имеют большое значение реальные условия, в которых принимается управленческое решение. Большинство руководителей, осуществляя этот вид деятельности, скорее интуитивно учитывают множество факторов, влияющих на управленческую ситуацию, и, как правило, не могут сказать, каким образом они это делают. 

Еще одним важным аспектом принятия управленческого решения является получение и использование информации в ситуациях общения. 

Профессиональная  жизнь любого руководителя, любого менеджера протекает в условиях интенсивного общения. Как правило, руководители со стажем являются настоящими мастерами общения, знающими и использующими механизмы продуктивных взаимоотношений и взаимодействий. 

Для руководителя, как правило, представляет ценность социальный порядок, в том числе  и в его собственном коллективе. Поэтому большинство руководителей  уважает и учитывает в своей работе ролевые ожидания, статусные позиции, различные социальные нормы и правила труда и поведения среди людей. Сохранение авторитета – так же важная особенность руководителей. Вероятно, по этой причине, руководители очень не любят тестироваться у психологов, боясь, что информация выйдет за пределы кабинета. 

Так как получение  информации о протекании процессов  управления, и принятия управленческих решений, в частности, сильно затруднено, то мы посчитали возможным при  постановке нашего эксперимента, ориентироваться на самоотчеты руководителей и подчиненных, полагая возможным выявлять значимые различия в субъективных показателях и использовать их интерпретацию для предположений и утверждений объективного характера. 

Каждый человек  в течение жизни принимает большое количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и немногих связанных с ним людей. 

Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в  частной жизни индивида. Здесь  ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д. 

Кроме того, эффективность  деятельности предприятий зависит  от качества управленческих решений. Это  определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения. 

Организационный аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей. 

Направляющая  функция решений проявляется  в том, что они принимаются  исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления- планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений. 

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утверждённые сроки и соответствующего качества. 

Мотивирующая  функция решений реализуется  через систему организационных  мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация). 

Эффективность каждого управленческого решения  в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. 

С учётом всего  этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретический аспект психологии в принятии решений. 

1.1.Понятие и природа управленческого решения 

Среди множества  проблем современного менеджмента  одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческого  решения, представляющего собой  основной инструмент управляющего воздействия. Причем проблема эта не является чисто академической. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении. 

В литературе по менеджменту понятия принятия решений  и управленческой деятельности настолько  тесно переплетены и взаимосвязаны, что часто употребляются как синонимы. И это не случайно. Процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, т.к. именно они в наибольшей мере определяют как содержание этой деятельности, так и ее результаты. 

Как известно, в  своем развитии теория менеджмента  прошла ряд этапов, основным из которых  соответствуют следующие научные  школы и подходы: 

школа «научного  управления»; 

«классическая» (административная) школа; 

школа «человеческих  отношений»; 

«количественная»  школа; 

процессный подход; 

системный подход; 

ситуационный  подход. 

На первых трех этапах эволюции управленческой мысли  разработка и принятие управленческих решений еще не выделялась из общего процесса управления и не осознавалась как основное содержание всех функций менеджмента. Однако начиная с периода развития количественной школы и ,особенно, в рамках процессного и системного подходов вопросы принятия управленческих решений привлекают к себе все большее внимание и занимают одно из центральных мест в проблематике менеджмента. 

Как относительно самостоятельная область исследований, проблема разработки и принятия управленческих решений сложилась примерно к  середине 60-х гг. 20 в., благодаря, в  основном, работам американских ученых Г. Саймона, Дж. Марча и Р. Сайерта. Это новое направление, обозначенное в американском менеджменте как «школа принятия решений», находилось на стыке теории организации, моделирования, экономики и социологии. В дальнейшем, в 70—80-х гг., границы исследований на основе идей принятия решений сильно раздвинулись. 

Следует отметить, что одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение  различных (а иногда и далеких по своему предмету) областей научного знания. В разработке теории принятия решений принимают активное участие математики и философы, психологи и социологи, экономисты и юристы. Учитывая сложность, комплексность, многоаспектность решаемых проблем, самого решения и его последствий, такое положение нужно признать вполне естественным. Однако вследствие анализа проблемы специалистами различного профиля, которые вкладывают в нее разный смысл, область явлений, о которых можно говорить как о принятии управленческих решений, еще не определена достаточно строго, а их трактовка далеко неоднозначна. 

В условиях рыночного  механизма регулирования экономики  важнейшее место в области  исследований по принятию решений, естественно, отводится разработке вариантов действий в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры, риска, конкурентной борьбы. Однако не меньшее значение имеет и стадия осуществления решений, оценки их фактической эффективности, т.к. именно от нее зависит действенность и эффективность управления. Кроме того, сегодня невозможно не учитывать психологические аспекты принятия решений, существенно влияющие на их результаты. 

Информация о работе Психологические аспекты принятия управленческих решений