Психологические аспекты принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Оно творит направление, форму и содержание труда коллектива подчиненных. Самые незначительные пробелы в управленческих решениях могут обернуться потерями как для работников трудового коллектива, так, в конечном счете, и для общества. Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Влияние индивидуальных качеств на процессы принятия решений имеет две важные закономерности:

Во-первых, индивидуальные качества людей в  значительно большей степени  влияют на процесс, чем на результат принятия решения. Конечно, нельзя отрицать, что существует общая зависимость между уровнем развития отдельных психических процессов человека (прежде всего, когнитивных) и качеством его решений. Однако эта зависимость носит именно общий характер и часто искажается под влиянием других факторов.

Во-вторых, все индивидуальные качества людей  реально взаимосвязаны и неотделимы одно от другого. Поэтому результаты и способы принятия решений зависят  скорее не от отдельных качеств личности или их простой «суммы», а от того, как они сочетаются, образуя новые, более сложные качества, т.е. от целостных комплексов или системы качеств.

Несмотря  на отличие этой модели от других ситуативных  моделей, она похожа на них, что показывает отсутствие универсального оптимального влияния на подчиненных. В. Вруум и Ф. Иеттон показали, что оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций принятия решений. Для использования модели Вруума-Иеттона применяются следующие критерии:

­ Значение качества решения;

­ Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения;

­ Степень структурированности проблемы;

­ Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения;

­ Определенная на основании прошлого опыта вероятность, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных;

­ Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы;

­ Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Как и  предыдущие ситуативные модели лидерства, модель Вруума-Иеттона требует дальнейшего  уточнения и научного обоснования  с позиций других авторов. М. Ескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Положительным моментом в рассмотренных ситуативных теориях лидерства является попытка осознать наличие гибкого подхода сложнейшему социально-психологическому феномену, каким и является лидерство. Однако чтобы адекватно оценить управленческую ситуацию, лидер должен хорошо представлять возможности и особенности подчиненных, а также свои собственные.

Рассмотренные выше подходы к изучению лидерства  как особого системного феномена показали, что до настоящего времени  нет и, по всей вероятности, не может  быть из-за сложной феноменологии лидерства единого подхода или теории, приводящего лидеров к эффективной деятельности. Ясным остается одно - это то, что эффективное лидерство должно носить стратегический адаптивный характер в связи с деятельностью лидеров-руководителей в условиях, быстро меняющегося мира. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сущность и задачи прогнозирования

3.1. Методы прогнозирования психологических аспектов принятия решений

    Последствия  решений  менеджера, экономиста, инженера проявятся в будущем. А будущее неизвестно. Мы обречены принимать  решения  в условиях неопределенности. Мы всегда рискуем, поскольку нельзя исключить возможность нежелательных событий. Но можно сократить вероятность их появления. Для этого необходимо спрогнозировать дальнейшее развитие событий, в частности, последствия принимаемых  решений . 

  Теоретической основой  методов   прогнозирования  являются математические дисциплины (прежде всего, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика, исследование операций), а также экономическая теория, экономическая статистика, менеджмент, социология, политология и другие социально-экономические науки.  

  Прогнозирование  - частный вид моделирования как основы познания и управления. Роль  прогнозирования  в управлении страной, отраслью, регионом, предприятием очевидна. Необходимы учет СТЭЭП-факторов (т.е. социальных, технологических, экономических, экологических, политических), факторов конкурентного окружения и научно-технического прогресса. А также  прогнозирование  расходов и доходов предприятий и общества в целом (в соответствии с двумя вариантами жизненным циклом продукции - во времени и по 11-и стадиям международного стандарта ИСО 9004). Проблемы внедрения и практического использования математических  методов  эконометрического  прогнозирования  при  принятии   решений  связаны прежде всего с отсутствием в нашей стране достаточно обширного опыта подобных исследований, поскольку в течение десятилетий планированию отдавался приоритет перед  прогнозированием .

  Статистические   методы   прогнозирования . Простейшие методы восстановления используемых для  прогнозирования  зависимостей исходят из заданного временного ряда, т.е. функции, определенной в конечном числе точек на оси времени. Временной ряд при этом часто рассматривается в рамках вероятностной модели, вводятся иные факторы (независимые переменные), помимо времени, например, объем денежной массы (агрегат М2). Временной ряд может быть многомерным, т.е. число откликов (зависимых переменных) может быть больше одного. Основные решаемые задачи - интерполяция и экстраполяция. Они рассматриваются давно. Метод наименьших квадратов в простейшем случае (линейная функция от одного фактора) был разработан К.Гауссом более двух столетий назад, в 1794-1795 гг.   

  Оценивание  точности прогноза - необходимая часть  процедуры квалифицированного прогнозирования. При этом обычно используют вероятностно-статистические модели восстановления зависимости, например, строят наилучший прогноз по методу максимального правдоподобия (при использовании параметрических моделей). Разработаны параметрические (обычно на основе модели нормальных ошибок) и непараметрические оценки точности прогноза и доверительные границы для него (на основе Центральной Предельной Теоремы теории вероятностей). Так, в Институте высоких статистических технологий и эконометрики предложены и изучены методы доверительного оценивания точки наложения (встречи) двух временных рядов и их применения для оценки динамики технического уровня собственной продукции и продукции конкурентов, представленной на мировом рынке.  

  Адаптивные  методы   прогнозирования  позволяют оперативно корректировать прогнозы при появлении новых точек. Речь идет об адаптивных методах оценивания параметров моделей и об адаптивных методах непараметрического оценивания. Отметим, что с развитием вычислительных мощностей компьютеров проблема сокращения объемов вычисления теряет свое значение.  

  Многомерная регрессия, в том числе с использованием непараметрических оценок плотности  распределения - основной на настоящий  момент эконометрический аппарат прогнозирования. Подчеркнем, что нереалистическое предположение о нормальности погрешностей измерений и отклонений от линии (поверхности) регрессии использовать не обязательно. Однако для отказа от предположения нормальности необходимо опереться на иной математический аппарат, основанный на многомерной центральной предельной теореме теории вероятностей и эконометрической технологии линеаризации. Он позволяет проводить точечное и интервальное оценивание параметров, проверять значимость их отличия от 0 в непараметрической постановке, строить доверительные границы для прогноза.  

  К современным статистическим  методам   прогнозирования  относятся также модели авторегрессии, модель Бокса-Дженкинса, системы эконометрических уравнений, основанные как на параметрических, так и на непараметрических подходах.  

  Для установления возможности применения асимптотических результатов при  конечных (т.н. "малых") объемах  выборок полезны компьютерные статистические технологии. Они позволяют также  строить различные имитационные модели. Отметим полезность  методов  размножения данных (бутстреп-методов). Системы  прогнозирования  с интенсивным использованием компьютеров объединяют различные  методы   прогнозирования  в рамках единого автоматизированного рабочего места прогнозиста.

  Экспертные  методы   прогнозирования . Необходимость и общее представление о применении экспертных  методов   прогнозирования  при  принятии   решений  на различных уровнях управления - на уровне страны, отрасли, региона, предприятия - вытекают из рассмотрений следующей главы. Отметим большое практическое значение экспертиз при сравнении и выборе инвестиционных и инновационных проектов, при управлении проектами, экологических экспертиз. Роли лиц, принимающих  решения  (ЛПР), и специалистов (экспертов) в процедурах  принятия   решений , критерии  принятия   решений  и место экспертных оценок в процедурах  принятие   решений  рассмотрены ниже. В качестве примеров конкретных экспертных процедур, широко используемых при  прогнозировании , укажем  метод  Дельфи и  метод  сценариев. На их основе формируются конкретные процедуры подготовки и  принятия   решений  с использованием  методов  экспертных оценок, например, процедуры распределения финансирования научно-исследовательских работ (на основе балльных оценок или парных сравнений), технико-экономического анализа, кабинетных маркетинговых исследований (противопоставляемых "полевым" выборочным исследованиям), оценки, сравнения и выбора  

  3.2. Пути прогнозирования  показателей экономической  деятельности

Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана - дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.

Тщательное  обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов уверенность  в надежности своих инвестиций и  доверие к руководству компаний. Бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет. Как правило, он содержит следующие разделы:

­ анализ рынка и маркетинговая стратегия;

­ продуктовая стратегия;

­ производственная стратегия;

­ развитие системы управления фирмой и собственности;

­ финансовая (экономическая) стратегия.

В зависимости  от уровня своего развития отдельные  фирмы уделяют неодинаковое внимание разным разделам плана. Начинающие фирмы  больше внимания уделяют финансовой стратегии.

Развитые  фирмы больше заботятся о продуктовой  и производственной стратегии. Бизнес-план снабжается кратким рефератом, предназначенным для широкого круга лиц, поэтому не имеющим детализаций, в которых может содержаться коммерческая тайна.

2. Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.

3. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.

4. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

Для принятия управленческих решений важное значение имеет анализ показателей экономической  деятельности фирмы. В системе показателей  выделяют:

­ показатели экономического потенциала;

­ показатели результатов хозяйственной деятельности;

­ показатели финансового положения, определяющие платежеспособность фирмы.

Рассмотрим  последние. Анализом занимаются специалисты-аудиторы. Иногда фирма имеет аудиторов  в своем составе, но чаще приглашает со стороны.

Их функция - сделать официальное заключение о надежности рыночных позиций фирмы. Этими данными интересуются:

­ банки, чтобы удостовериться в кредитоспособности фирмы;

­ партнеры, чтобы убедиться в устойчивости производственно-торговых операций фирмы;

­ потенциальные покупатели акций фирмы, чтобы получить четкое представление о текущем и перспективном положении фирмы на рынке капиталов.

Среди финансовых показателей фирмы выделяют ряд важнейших:

­ размер "функционирующего капитала". Он равен разнице между суммой оборотного капитала и суммой текущих долгов, а также характеризует "запас прочности" фирмы в плане взаимоотношений с кредиторами;

­ коэффициент покрытия акций. Он характеризует степень надежности вложения денег в ценные бумаги фирмы. Чем выше коэффициент, тем меньше риск приобретения акций фирмы;

Информация о работе Психологические аспекты принятия решений