Психоанализ З.Фрейда и его место в психологии менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить теоретические основы психоанализа З.Фрейда, а также определить, какое место занимает эта теория в психологии менеджмента.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучение содержания и сущности психоанализа и его места в психологии менеджмента;
- освещение этапов эволюции психоанализа;

Содержание

Введение………………………………………………..……………………..3 1. Теоретические основы психоанализа З.Фрейда 1.1. Сущность теории З.Фрейда…………………..…………………………6
1.2. Место психоанализа в психологии менеджмента…………………….15
2. Методологические основы психоанализа З.Фрейда
2.1. Этапы эволюции прикладного психоанализа………………………21 2.2. Последователи теории психоанализа З.Фрейда………………………38
3. Применение психоанализа З.Фрейда при анализе деятельности трудового коллектива…………….………………….……………………….…….28
Заключение……………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы…………………..………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Механизмы работы с персоналом на предприятиях невозможно понять без анализа процессов массообразования, поскольку именно они во многом определяют все ноу-хау кадровиков. Попробуем определить трудовой коллектив как массу, исходя из критериев, предложенных Фрейдом: "Есть очень текучие массы и в высшей степени постоянные; гомогенные, состоящие из однородных индивидов, и не гомогенные; естественные и искусственные, которым для сплоченности нужно также внешнее принуждение; примитивные и высоко организованные, с четкими подразделениями".[11,107]

Коллективное бессознательное  имеет те же характеристики, что  индивидуальное: отсутствие отрицания, отсутствие противоречий, наличие качества психической реальности, индифферентность к вопросам времени и пространства. Отличие заключается в том, что  в психическом аппарате индивидуума бессознательное – это часть психики, которая подвергнута вытеснению. Коллективное бессознательное никогда не было осознавамым.

Феноменом, связывающим  структурные и иерархические  уровни организации в единое целое, является корпоративная культура – исторически сложившаяся либо специально разработанная и насаждаемая система корпоративных ценностей, правил поведения, понимания миссии и целей организации.  Кроме осознаваемой корпоративной культуры, представляющей собой верхушку айсберга, существует и подводная часть – бессознательное, которое оказывает сильное влияние на организацию, управляя ее процессами. Это те неписанные правила, по которым организация реально функционирует, и которые делают абсолютно бесперспективным  механическое калькирование систем управления и бизнес-процессов, отлично себя зарекомендовавших в других организациях. Двойной смысл сообщений, сочетание декларируемого с реально выполняемым представляет собой баланс между сознательным и бессознательным в организации. Двойные стандарты, которые часто являются проекцией  бессознательного руководителя организации, негативно влияют на функционирование организации, так же как двойные сообщения родителей – на психику ребенка. Активизируются защиты, снижается раскованность сотрудников, следовательно – инициативность и креативность. Появляется параноидальный страх разоблачения скрытого хаоса и неуправляемости, все больше усилий тратится на манифестацию внешнего благополучия,  снижается эффективность внутренних и внешних коммуникаций.

Рассмотрим конкретный «клинический» случай, который  можно было наблюдать десяток лет назад на ОАО «Химическом заводе им. Л.Я. Карпова». Этот случай, основываясь на исторических заметках и рассказах самих участников, мы попытались проанализировать с точки зрения теории психоанализа З. Фрейда.

ОАО «Химический завод  им. Л.Я. Карпова» по праву считается  старейшим предприятием химической индустрии России. Завод занимается производством неорганических химических продуктов самого разного назначения для различных отраслей промышленности и жизнедеятельности человека. Потребителями продукции  ОАО являются предприятия нефтяной, нефтехимической, медицинской, химико-фармацевтической, пищевой, строительной индустрии, сельского хозяйства и др.

Предприятие выпускает соли неорганической химии и химические реактивы – более 70 видов химической продукции.

Итак, «пациент» - трудовой коллектив (численность 1000 человек, управленческий состав - 120 человек) химического завода.

Химический завод является – это типичный представитель трудовых коллективов советского типа. Наибольших результатов он достиг в период «застоя», когда завод стал полностью соответствовать социальным запросам и интересам руководителей. На определенный период времени стала очевидна определенная неадекватность поведения, общая дезадаптированность, частые депрессивные состояния.

Сфера деятельности коллектива предполагает большую оперативность, ответственность, скоординированность деятельности различных подразделений. Коллектив явно перестал справляться с работой.

В процессе изучения выявилась следующая симптоматика:

1. Инфантильное поведения в работе.

Самое главное, что бросается  в глаза при исследовании - это неспособность членов коллектива завода принимать ответственные решения и вообще работать в смысле структурированности времени и целенаправленности деятельности.

Обращает на себя внимание императивность вечерних мероприятий. Каждый вечер руководители отделов разыскивают друг друга по телефонам, причем интригующими становятся ситуации, когда кого-то не могут разыскать и устраивают ему облавы по известным явкам. Когда компания собрана, все едут пьянствовать.

Инфантильность коллектива проявляется в демонстративном послушании руководству и придание ему статуса святого. При этом явно не произошло различения материнских и отцовских персонажей. В этом смысле очень показателен ритуал производственного совещания (который, кстати, называется, "доклад", что подчеркивает монологичность происходящего). Поочередно разоблачающим тоном задаются вопросы руководителям различных служб, которые встают, опускают голову и, как правило, не могут от ужаса вымолвить ни слова. Все участники чувствуют себя нашкодившими детьми.

2. Навязчивый регресс в деятельности.

При анализе создается  впечатление, что вся работа с персоналом на химическом заводе построена для того, чтобы поддерживать состояние глубокого регресса. Работники не могут почувствовать свою самостоятельность, у них нет возможности «повзрослеть», потому что для этого необходимо хотя бы иногда чувствовать себя в полном одиночестве. Здесь вся деятельность абсолютно публична, т.к. в полную силу функционируют общественные организации и профсоюзы, которые следят за всеми сферами частной жизни работников. Руководство всегда должно быть в курсе, где находится каждый работник.

Регресс наблюдается  и в том, что дом, где живут основные работники предприятия, стоит напротив здания заводоуправления. Поэтому ни в том, ни в другом доме никогда не задергиваются шторы. Это объясняется тем, что когда человек на работе, все домашние должны знать, что он там делает, а когда он дома, то ему вообще нельзя ничего скрывать от руководства предприятия.

Также наблюдается и  негативной мотивацией. По мнению большинства начальников, "управлять - значит ругать, а хорошо управлять - значит много и сильно ругать".

3. Склонность работников коллектива к имитационному поведению.

В данном коллективе постоянно  наблюдается чувство аврала, которое  создается искусвенно. На работу все управленцы приходят за полчаса до начала рабочего дня. Поскольку с вечера остается много несделанных дел. То, что можно решить спокойно и в плановом порядке, решается следующим образом: в шесть-семь часов вечера обзваниваются ключевые фигуры и дается команда через час прийти в кабинет к главному руководителю на срочное совещание. Учитывая склонность к алкоголизму, через час собираются малотрудоспособные люди. После совещания этот коллектив в таком же порядке предается разгульному времяпрепровождению.

Работа коллектива завода напоминает шумную детскую игру: много шума, беготни, построений во всех смыслах, но у внимательного наблюдателя остается ощущение чего-то ненастоящего.

4. Всеобщая бюрократизация.

Страх ответственности, стоящий перед руководителями и подчиненными коллектива, необходимость отчитываться за каждый проступок, имитация деятельности вышестоящими органами приводят к огромному документообороту и строгому порядку визирования. Эта бумажная волокита в действительности решает только одну задачу - найти виновного человека, который не прочитал или, хуже того, прочитал, завизировал, но не исполнил указание. Бюрократизация делает управленческий аппарат бездейственным, что вступает в противоречие с характером производственной деятельности, требующей оперативного реагирования.

Итак, можно сделать вывод, или как говорят психоаналитики поставить диагноз данному трудовому коллективу: коллектив явно задержался в доэдипальной стадии психосексуального развития. Не сформировались устойчивые и зрелые отношения между коллегами. Основным защитным механизмом является регрессия на оральную стадию психосексуального развития. При регрессе на оральную стадию пациент вновь сталкивается с тревогой, связанной с отделением от матери. Такая тревога толкает пациента к поиску материнских фигур, массообразованию и неконструктивным формам оральности (массовый алкоголизм). Незрелая фалличность выражается в кастрационном страхе перед руководством.

Сейчас все уже давно  не так. И это связано со сменой руководства и структуры управления химического завода им. Л.Я. Карпова. Меняется  руководство и меняется деятельность коллектива, подвергающаяся анализу. С приходом новой систему управления трудовой коллектив вышел на новую стадию своего психосексуального развития: пусть она еще не достигла генетальной фазы, но она уже преодолела Эдипов комплекс. Теперь коллектив завода руководствуется не только инстинктами Ид, а соизмеряет их общественными нормами и ценностями, т.е. включается управленческая роль Эго, а порой даже и Супер-эго.

 

 

Заключение

 

Психоанализ в современном  мире находит всё большее применение. Первоначально созданная как  медицинская методика со временем она  просочилась почти во все сферы  человеческой жизни.

Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности

Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социокультурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности. Сколько бы противников психоанализа не было, но он всё равно будет использоваться и развиваться. Так как он на практике всем доказал свою состоятельность.

В курсовой работе были раскрыты основы теории З. Фрейда. Учение о бессознательном является фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Согласно теории Фрейда, структура психического аппарата состоит  из трех систем или сил: Ид, Эго и  Супер-эго. А психологическое благосостояние человека зависит от того, насколько  эффективно взаимодействуют эти  три системы.

Большое значение психоанализ  представляет как прикладной психоанализ. В работе выделяется шесть этапов его эволюции.  Каждый из этапов его  эволюции представляет собою вариант  синтеза психоаналитической теории бессознательных процессов (в том  ее виде, в каком она сложилась к тому времени) и конкретной управленческой задачи (задачи упорядочивания Хаоса), которую никак не удавалось решить традиционными методами. Причем синтез этот формировался не на голом месте, а с активным привлечением ряда духовных традиций и практических управленческих методик

Таким образом, приходим к пониманию того, что прикладной психоанализ суть эффективный прием  антикризисного управления собой, малой  группой, социальной элитой или же обществом  в целом.

С одной стороны психоанализ для менеджера это процесс самоконтроля и самосовершенствования, с другой стороны это приёмы управления и манипулирования сотрудниками т. п., но в большей степени клиентами. Прежде всего, психоанализ для психологического менеджмента это - те механизмы контроля и управления, в рамках которых психоанализ реализует свой манипулятивный ресурс. Основное своё применение он нашёл в рекламной деятельности. С середины XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности крупных мировых торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров - будь то продукты, идеи, отношения, кандидаты, цели или душевное состояние.

Психоанализ по мере своего развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

- индивидуальная психология  А.Адлера;

- аналитическая психология  К.Юнга;

- социокультурная теория  К. Хорни;

-теория Э.Фромма и  др.

В работе был проведен психоанализ постсоветского трудового коллектива Химического завода им. Л.Я.Карпова. И было выявлено, что коллектив задержался в доэдипальной стадии психосексуального развития. Не были сформированы устойчивые идентификации и зрелые объектные отношения. Сепарационная тревога толкала пациента к бесконечному поиску материнских фигур, массообразованию и неконструктивным формам оральности (массовая алкоголизация). Незрелая фалличность выражалась в кастрационном страхе перед руководством и кастрирующем поведении по отношению к подчиненным.

Таким образом, психоанализ это ценный инструмент для менеджера, который позволит более качественно решать проблемы и принимать решения. В скором времени в связи с развитием России психоаналитические технологии будут применяться всё большим и большим числом компаний. Сегодня фрейдовская теория, переработанная и актуализированная на современный лад, во многих странах прочно вошла в учебники  и изучается не только представителями медицины, но и экономистами и менеджерами.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. – М.,  2002.
  2. Бессознательное: многообразие видения. - Новочеркасск, 2003
  3. Джонс Эрнест.  Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М., 1999
  4. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 2004
  5. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. - М., 2000.
  6. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие – М: Инфра-М, 2000
  7. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб, 1998.
  8. Радугин, А.А. Хрестоматия по истории психологии / А.А. Радугин. – М.:  МГУ, 1980. – 670 с.
  9. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия.-М., 2001
  10. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. - М., 2003.
  11. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М, 2004
  12. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 2000
  13. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. - М., 1999.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 2005.
  15. Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. - М., 2003.
  16. Чалдини Р. Психология влияния. – Спб.: Питер, 2000
  17. Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М., 1998
  18. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М., 2004
  19. Белогородская А.А. Манипулятивные методы в рекламе. //Менеджмент в России и за рубежом 2005, №6, с. 23-27.
  20. Попова Ж.Г. Идеи психоанализа в современной рекламе. // Маркетинг в России и за рубежом 2002, №5, с. 18-22.
  21.     www.chemport.ru/showusers - Химический завод им. Л.Я.Карпова.
  22. www.Karpov.tbit.ru – О химическом заводе им. Л.Я.Карпова
  23.    www.karporchem.ru/rus/opred  - Химический завод им. Л.Я.Карпова.

Информация о работе Психоанализ З.Фрейда и его место в психологии менеджмента