Психоанализ З.Фрейда и его место в психологии менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить теоретические основы психоанализа З.Фрейда, а также определить, какое место занимает эта теория в психологии менеджмента.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучение содержания и сущности психоанализа и его места в психологии менеджмента;
- освещение этапов эволюции психоанализа;

Содержание

Введение………………………………………………..……………………..3 1. Теоретические основы психоанализа З.Фрейда 1.1. Сущность теории З.Фрейда…………………..…………………………6
1.2. Место психоанализа в психологии менеджмента…………………….15
2. Методологические основы психоанализа З.Фрейда
2.1. Этапы эволюции прикладного психоанализа………………………21 2.2. Последователи теории психоанализа З.Фрейда………………………38
3. Применение психоанализа З.Фрейда при анализе деятельности трудового коллектива…………….………………….……………………….…….28
Заключение……………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы…………………..………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)
  • Орально-пассивный тип личности характеризует веселого, оптимистичного человека, который ожидает “материнского” отношения к себе. Он характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью.
  • Орально-агрессивный тип личности выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Ему свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих собственных нужд [18,168].

С приучением к  туалету ребенка начинается анальная стадия, которая длится от полутора лет и продолжается до третьего года жизни. В этой стадии ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля берут начало на стадии.

На этой стадии возможно формирование анально-удеживающего типа личности. Этот тип характеризуется скупостью, пунктуальностью и упрямством. Возможно формирование также анально-выталкивающего типа. Этому типу свойственна склонность к постоянному разрушению, беспокойство, импульсивность и даже жестокость.

В возрасте четырех  лет у детей начинается фаллическая (Эдипова) стадия. Интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону половых органов. На протяжении этой фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы и проявлять интерес в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями человека. Конфликт возникающий на данной стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплекс Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола.

Разрешение  Эдипова комплекса происходит примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания и начинает идентифицировать себя с отцом, в котором они видят пример.

Взрослые мужчины  с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо и опрометчиво, но при этом добиваются успеха. У женщины фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать и к беспорядочным половым связям, хотя при этом они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Затем следует, так называемый латентный период (выделяется в промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста) и определяется как фаза сексуального затишья. Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период, так как, по его мнению сексуальный инстинкт в это время находится в дремлющем состоянии.

С наступление  периода полового созревания начинается генитальная стадия – это период, который продолжается от зрелости до смерти. Её начальная фаза обычно совпадает с началом школьного. Результатом изменений в организме является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Развитие этих процессов ведёт к выбору брачного партнера и созданию семьи. [5, 198]

Человек с генитальным  типом характера - это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Фрейд говорил, что для того, чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от зависимости и пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворения давались очень легко.

В ранние годы Эго ребенка  относительно слабо, однако оно должно уметь управлять сильными инстинктивными импульсами. На этой стадии потеря любви может породить тревогу, которая сохранится на более поздних стадиях развития. Поэтому для того, чтобы справляться с источниками тревоги, Эго использует защитные механизмы.

Защитные механизмы  — это инфантилизмы, которые работают бессознательно и могут препятствовать реалистическому поведению еще  долго после того, как перестали быть полезными. Индивидуумы используют не все возможные механизмы защиты, а выбирают некоторые из них, которые фиксируются в их Эго [10,160].

Итак, Эго использует следующие защитные механизмы:

    • Вытеснение. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своём тяжёлом опыте. Но это не проходит бесследно, вытесненные мысли и импульсы активны в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется психическая энергия. Стремление вытесненного материала к открытому выражению может получить кратковременное удовлетворение в снах, шутках, оговорках.
    • Проекция. Это процесс, посредством которого индивидуум приписывает свои неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Например, студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую отметку нечестно проведённому тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает ответственность на преподавателя за то, что тот не объяснил эту тему.
    • Замещение. Проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребёнок, который после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает собачку или ломает её игрушки.
    • Рационализация – это ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Например, мужчина, который пригласил женщину на свидание, получает унизительный отказ, он утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна.
    • Регрессия. Это возврат к ребячливым, детским моделям поведения (у взрослых – несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать», детский лепет, противодействие авторитетам или езда на автомобиле с безрассудной скоростью).
    • Сублимация. Когда энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество  полагает приемлемыми. Например, женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой.
    • Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие. Например, ребёнок, отрицающий смерть любимой кошки и упорно продолжающий верить, что она всё ещё жива. [14, 129-133]

Основополагающим  понятием в психоанализе является интерпретация, которая проявляет себя в ряде очень распространённых обыденных жизненных действий: оговорок, ошибочных действий, забывании слов и имён и т.п.

Сновидения также играют важную роль в психоаналитической терапии.  В снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сны представляют собой скрытые аспекты подсознания. В сновидении психоаналитик различает явное содержание и скрытые мысли, о существовании которых сознание не подозревает.

Для проникновения в бессознательное используется и метод свободных ассоциаций. Суть метода состоит в том, что не нужно сдерживать все импульсы сознания; пациент может и должен говорить такие вещи, которые он считает простыми, постыдными, невежливыми. Все это рождает сильное сопротивление сознания, внутренний протест, и, кажется, что абсурдно, случайно и не имеет смысла. Само наличие сопротивления является очень важным источником анализа: там, где оно присутствует, и есть скрытые влечения и желания.

Итак, психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явными» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.

 

1.2. Место психоанализа в психологии менеджмента

Менеджмент – это  прежде всего управление и контроль. Поэтому распространенное мнение о менеджерах как о людях с исключительно сильно развитым рассудком, безусловно, возникло не на пустом месте. Менеджер, по определению, должен уметь хорошо рассчитывать цели и средства их достижения, и у него все «должно быть под контролем». Казалось бы, сама природа менеджмента не оставляет места для иррациональных начал психики человека. В действительности же это далеко не так. Хороший менеджер должен обладать, помимо всех рассудочных качеств, еще и сильной волей, способностью увлекать людей, а иногда даже безотчетной верой в успех поставленной цели. Без этого качества, то есть без страстной, безотчетной увлеченности своим делом, в бизнесе так же трудно добиться успеха, как и в других областях жизни. [20,36]

Лучшие топ-менеджеры  способны признавать иррациональное начало в самих себе, и, более того, использовать это начало в интересах своего бизнеса. Но менеджмент не был бы менеджментом, если бы не заключался, прежде всего, в контроле за разного рода ресурсами и способности мобилизовывать эти ресурсы для достижения заранее поставленных целей. Сами эти цели обычно выносятся за рамки психоанализа, и служат, как считается, объективным выражением интересов отдельных людей или организаций. Хороший менеджер должен знать, какие именно психические механизмы действуют в нем самом и в его организации, и как мобилизовать эти механизмы в нужном направлении. Иными словами, психическая энергия становится еще одним важным ресурсом для бизнеса. И, очевидно, в управлении этим ресурсом никто не может оказать помощь более квалифицированную, чем хороший психоаналитик. [16,86]

Некоторые случаи формально  патологических психических проявлений способствуют успеху менеджера, или  даже увеличивают эффективность деятельности всей организации. Например, нарциссизм - склонность человека проецировать свое «я» на какой-то внешний объект - может стать основным механизмом для его безотчетного желания все время развивать свою карьеру. У него просто нет другого выхода, потому что его «я» всегда находится снаружи – в воображаемом мире телезвезд. Поскольку в своем воображении он уже один из них, закономерным путем развития для него будет и в реальности стать объектом любования для себя и других настолько, насколько возможно. Достижение позиции топ-менеджера станет для такого человека долгожданным воплощением его воображаемой самоидентификации в реальности.

Когда нарциссист все-таки сделал карьеру и стал топ-менеджером, в его организации начинаются еще более интересные психические процессы. Нарциссизм его подчиненных может находить выход в переносе своей собственной воображаемой самоидентификации на фигуру обожаемого начальника, который и сам все время любуется своим воображаемым образом. В привязанности подчиненного к начальнику скрытым действующим психическим механизмом может быть любование собой, любимым. Это собственное «прекрасное я» подчиненного переносится на фигуру начальника и является объектом любования. Такие патологические с виду отношения, на самом деле, могут существовать во вполне здоровой организации, и, более того, обеспечивать ее успешное функционирование. Действительно, предположим, что в нашем примере нарциссизм у всех сотрудников вдруг разом исчез. Распад сложившихся психических связей тогда совершенно неизбежен, и неизвестно, будет ли найдено что-то взамен. Отсюда следует вывод: организация должна бережно относится к сложившейся психической «экосистеме», и не подавлять действующие в ней психические механизмы, а модифицировать их для достижения поставленных целей. [9,235]

Все эти психические  связи могут быть значимыми для  существования организации, но чаще они представляют собой «психический шум». Он может быть безвреден в определенных количествах, но, начиная с какого-то уровня интенсивности, начинает мешать функционированию организации и нормальным коммуникативным процессам в ней. В интервью рассматривается пример, когда у человека «в детстве были сложные отношения с отцом». В результате у будущего топ-менеджера выработалась привычка отвергать внешние авторитеты и стремление держать все процессы под своим собственным контролем. Впоследствии он, например, настаивал на том, чтобы копии всех электронных документов в компании отсылались лично ему. Все это было терпимым, пока возглавляемая им компания была небольшой. Но с какого-то момента такое стремление к контролю и неспособность терпеть рядом с собой других руководителей стала серьезной проблемой и для него, и для компании.

В этом случае в компании возникает  необходимость снижать уровень «психического шума». Один из способов, которым это можно сделать, уходит корнями в глубокую древность. Здесь речь идет о фигуре «королевского шута». Шуту позволялось говорить правду королям именно в силу его исключенности из иерархической структуры. Те же самые слова, произнесенные, например, герцогами, стоящими в иерархии близко к королю, были бы наверняка восприняты совсем по-другому. В современной компании должность шута, конечно, не предусмотрена, но найти человека, стоящего в какой-то степени вне сложившихся формальных, и, главное, неформальных иерархий, вполне возможно. Если руководители компаний будут достаточно мудры, чтобы не мстить таким «шутам» за их пренебрежение существующими условностями, это может благотворно сказаться на уровне «психического шума» в компании.

При этом главное, что  необходимо менеджеру, чтобы не стать  заложником избыточного «психического шума», это критическое отношение к безумию внутри себя. Иными словами, хороший лидер должен не отвергать наличие иррациональных мыслей в свой голове, а знать их и использовать, если это возможно [9,240]. Но при этом противоречие между иррациональностью и контролем должно решаться в пользу контроля. Иначе и не может быть в менеджменте. Просто к набору ресурсов, которыми приходится управлять менеджеру, добавляется еще один - его ресурсом безумия.

В зарубежных странах  человека, поступающего на работу, психоаналитики проверяют с точки зрения его умения ладить с людьми (бригадой, звеном) и уживаться с ними. Исследуется также принадлежность кандидата к профессиональному союзу, что является негативным фактором для руководства. С другой стороны, в компании пытаются создать хороший эмоциональный климат, чтобы смягчить недовольство коллектива.

  1. При выдвижении человека на более высокую должность работника испытывают в некоторых случаях так, что он сам об этом не догадывается, например, в обществе гостей или после выпивки. Во многих фирмах тщательно исследуется домашняя и семейная жизнь кандидата на работу. Большое внимание уделяется женам. На базе этих данных был даже сформирован идеальный тип жены работника фирмы - она должна легко приспосабливаться к обстоятельствам, быть очень общительной и понимать, что ее муж всецело принадлежит фирме. [19,63]

Психоанализ для психологического менеджмента это, прежде всего, - те механизмы контроля и управления, в рамках которых психоанализ мог бы реализовать свой манипулятивный ресурс. Поэтому свое применение он также нашёл в рекламной деятельности, как управление умами клиентов.

Информация о работе Психоанализ З.Фрейда и его место в психологии менеджмента