Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью данной работы является изучить теоретические основы психоанализа З.Фрейда, а также определить, какое место занимает эта теория в психологии менеджмента.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучение содержания и сущности психоанализа и его места в психологии менеджмента;
- освещение этапов эволюции психоанализа;
Введение………………………………………………..……………………..3 1. Теоретические основы психоанализа З.Фрейда 1.1. Сущность теории З.Фрейда…………………..…………………………6
1.2. Место психоанализа в психологии менеджмента…………………….15
2. Методологические основы психоанализа З.Фрейда
2.1. Этапы эволюции прикладного психоанализа………………………21 2.2. Последователи теории психоанализа З.Фрейда………………………38
3. Применение психоанализа З.Фрейда при анализе деятельности трудового коллектива…………….………………….……………………….…….28
Заключение……………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы…………………..………………….
Психоанализ в зарубежных странах стали применять, когда началось глобальное падение спроса на некоторые товары. Поэтому стал применяться один из методов психоанализа - статистический метод подсчета перспективных потребителей, заключающийся в предварительном выявлении лиц, склонных приобретать тот или иной товар. К примеру, женщины определенного возраста, общественного и семейного положения, проживающие в определенном штате, готовы купить предмет домашнего обихода по какой-либо цене. Согласно проведенным исследованиям, люди часто не знают, чего хотят и вовсе не расположены откровенно делиться своими симпатиями и антипатиями. [6,114]
Современные специалисты в области рекламы придерживаются теории трех психологических состояний:
1) человек понимает, что с ним происходит, и может объяснить это;
2) человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину;
3) человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о причинах данного состояния.
Наиболее активно изучаются в последнее время состояния второе и третье. Это область анализа мотивов. [20,45]
Часто методы исследования мотивов и потребностей берутся из психиатрической практики. К таким относится психоаналитическая беседа, проводимая также по телевидению и имеющая целью выявить все оттенки чувств, вызываемые, в частности, такими интимными товарами, как слабительные, средства от полноты, гигиенические прокладки и т. п.
Также применяются скрытые методы, когда исследуемые лица не подозревают цели опыта и обнаруживают себя косвенным путем, описывая, например, незнакомую картину или же толкуя причудливые чернильные пятна (тест Германа Роршаха). Такой метод носит название проекционного анализа. Кроме того, производятся исследования при помощи гипноза, которые позволяет восстановить давно воспринятые впечатления, а также выявить склонность испытуемых к одним маркам товара и отрицательное отношение к другим.
Таким образом, прикладной психоанализ, родоначальником которого был З.Фрейд, занимает значительное место в психологии менеджмента. Его применение становится всё более популярным. Западные технологии быстро пришли и в Россию. Но так как не всё ещё изучено, и психоанализ постоянно развивается, дальнейшее его вклад в управление, как персоналом организации, так и самой организацией не оспорим.
2. Методологические основы психоанализа З.Фрейда
2.1. Этапы эволюции прикладного психоанализа
Эволюция прикладного психоанализа прошла долгий путь своего формирования. Каждый из этапов его эволюции представляет собою вариант синтеза психоаналитической теории бессознательных процессов и конкретной управленческой задачи, которую никак не удавалось решить традиционными методами. Причем синтез этот формировался не на голом месте, а с активным привлечением ряда духовных традиций и практических управленческих методик. Психоанализ же служил при этом не просто фундаментом для подобного синтеза, но и связующей средой для всех его разнородных компонентов.
Изначально (первый этап - 1896-1899 гг.) прикладной психоанализ продемонстрировал свои возможности в качестве своего рода «строительных лесов» для формирования и функционирования нового типа личности - рационально ориентированного нарцисса, способного жить в глубинах собственной психической реальности и не терять при этом адаптивных качеств. Материалом же для этого служит индивидуальный объем и уникальное содержание культурного багажа каждой отдельной личности. Для Фрейда, к примеру, таковым материалом послужили античные, иудаистские и древнеегипетские мифы. Но количество «правильных» вариантов персонального самопознания, основанного на гипотезе о неосознаваемом интрапсихическом контроле, воистину бесконечно. Психоанализ при этом становится фундаментом рационально-волевого контроля над собой, средством трансформации индивидуальной психопатологии в нечто социально значимое и уже потому «нормальное». [7,193]
Второе явление прикладного психоанализа (этап второй - 1900-1906 гг.) стало основой для формирования закрытой касты, посредством духовного контроля над небольшой группой пока еще условных единомышленников, из которых нужно было сформировать профессиональную корпорацию в парадоксальном режиме, т.е. при отсутствии самой профессии как таковой (или при временном их недопущении к этой профессии). Для психоанализа это типично. Здесь не профессиональные интересы порождают корпоративность, как средство их защиты и обоснования, а напротив - созданная на основании мировоззренческого тождества (личностной конгениальности) квазикорпоративность порождает профессию как форму своего ритуального отыгрывания. В поле совместного контакта с бессознательным, все они, первые сподвижники Фрейда - врачи, художники, журналисты и даже один подмастерье сапожника - превращались в единое целое, в социальное тело, абсолютно послушное воле и фантазиям своего вождя и органично принимающее производные от его персональной воли корпоративные ценности и ограничения [7, 194].
Третий лик прикладного психоанализа (1907-1914 гг.) обозначил возможность несилового решения задачи контроля над сознанием интеллектуальной элиты, совокупными усилиями которой формируются смысловые и ценностные модели мировоззренческого уровня, посредством которых человеческое сознание («совместное знание») воспроизводится и системно организуется. Таким образом, психоаналитические подходы показали свою эффективность не только в области власти над собой и власти над небольшой группой, сплоченной единым мистическим переживанием, но и как основа властвования над умами, интеллектуального доминирования.
Четвертый этап (1919-1925 гг.) позволил вполне рационально выстраивать работу с массовыми процессами при решении, как частных управленческих задач, так и проблемы поддержания самой динамики массообразования, т.е. «социальности» (цивилизованности) как таковой.
Пятый этап (1926-1930 гг.) помог сформировать методики эффективного властвования в условиях принятия обществом либерально-демократических ограничителей в отношении властвующей воли. От точечных символических раздражителей психоанализ переходит при этом к системным иллюзиям (социальным мифам), массовым фантазиям и ритуальным формам их отыгрывания.
Шестой этап (1931-1939 гг.) продемонстрировал возможность глобального (этнокультурного) регулирования поведения людей, возможность моделировать и корректировать социально-психические процессы международного уровня. Идеи «социальной терапии» в поздних лекциях по введению в психоанализ (1933) приобрели конкретную сущность (стоит вспомнить, например, предложенную методику поголовной «психоаналитической прививки»), а проведенная Фрейдом в 1938 году операция на теле исторической памяти конкретного этноса открыла новую эпоху в искусстве управления, не опирающемся уже на конфронтационные классовые и национальные иллюзии [7,196].
Таким образом, приходим к пониманию того, что прикладной психоанализ - это эффективный прием антикризисного управления собой, малой группой, социальной элитой или же обществом в целом. Алгоритм такого управления весьма эффективен, но, честно говоря, столь же и разрушителен. Психоанализ не помогает преодолеть изначальный конфликт; он убивает проблему вместе с ее носителем. [3,105]
Обобщая, можно сказать, что эволюция психоанализа, основоположником которого был Фрейд, будет продолжаться. И это, несомненно, по крайней мере, пока человек не изучит своё сознание, психологическое состояние и возможности человеческого мозга. А это на данный момент не посильно даже самому квалифицированному психоаналитику.
2.2. Последователи теории психоанализа З.Фрейда
Фрейд имел множество последователей, которые в дальнейшем развили теорию психоанализа, к пересмотру ряда постулатов фрейдизма. К наиболее яркими из учеников были Карл Густав Юнг и Альфред Адлер, создавшие собственные направления: соответственно аналитическую психологию и индивидуальную психологию.
Одним из известнейших учеников Фрейда был К.Юнг. Юнг ввел в психологию понятие коллективного бессознательного. Он провёл четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу каких-либо причин. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые импульсы памяти человека. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем деятельности бессознательного являются сновидения.
Юнг в противовес Фрейду отрицал теорию сексуальности, как единственное выражение психической целостности личности. Он приводит многочисленные примеры неврозов, в которых главными становились проблемы социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т.д.[1,178].
Адлер преобразовал теорию психоанализа, выделив в качестве фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других людей, человек актуализирует свой творческий потенциал. Адлер назвал этот процесс сверхкомпенсацией, которая представляет собой особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. Именно в «комплексе неполноценности» Адлер видел источник всех неврозов человека, считая, что необходимо знать конечную цель стремлений человека, при помощи которой он (человек) старается преодолеть напряжение жизни и неуверенность в себе.
В последующие годы (в 30-х гг. XX века) появилось новое течение - неофрейдизм. Идея этого течения заключалась в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями. Ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов были подвергнуты критике, однако представители неофрейдизма перешли на исследование межличностных отношений, оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду). Причиной неврозов человека считалась тревога, которая появляется у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Затем причиной, вызывающей неврозы человека, становится невозможность для человека достичь гармонии с социальной структурой общества, формирующей у человека чувство одиночества и отчуждение [2,97].
К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх, Г. Маркузе, Салливен и др. Рассмотрим концепции некоторых из них.
Одним из главных представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он полагал, что человек не имеет ничего прирожденного. Все его психические проявления – это следствие погруженности личности в различные общественные среды. Хорни, Фромм и Салливен отвергли постулаты о различиях полов, о стадиях психосексуального развития и Эдиповом комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и социокультурного влияния на личность.
Основоположница социокультурной теории - К. Хорни выделила 3 типа поведения личности по отношению к окружающим ее людям: к людям (как потребность в любви); от людей (как потребность в независимости); против людей (как потребность во власти). Если в человеке преобладает одна из его потребностей, тоформируются три типа невротической личности: услужливая, ищущая любви, одобрения; пытающаяся отрешиться от общества; агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Отличие подходов Хорни и Фрейда наблюдается в том, что метод Хорни имеет дело скорее с дефектами в межличностных взаимоотношениях человека, раскрывающимися в отношении пациента к своему психоаналитику.
Хорни, Салливен, Фромм и другие неофрейдисты внесли в теорию и практику психоанализа следующие идеи:
- осознание важности рассмотрения социальных и культурных факторов для понимания человеческой природы;
- важность понимания межличностных взаимоотношений для изучения характера, тревожности и неврозов человека;
- Эдипов комплекс, образование Суперэго и “неполноценность” женщины – это культурные особенности людей;
- не характер является результатом сексуального развития, а характер определяет сексуальное поведение человека [1,191-197].
Неофрейдизм оказал большое влияние на жизнь общества, этику, культуру своего времени. Современные психоаналитики считают, что гнев, враждебность, зависимость и другие чувтсва могут быть также важны в формировании личности человека. Бесспорно, современные пациенты имеют трудности на сексуальной почве, на которые делается упор у Фрейда, но и также имеются многие другие проблемы – чувства гнева, одиночества, всевозможные зависимости, недостаточность смысла собственной жизни и другие.
После Зигмунда Фрейда основное внимание психоанализа было направлено на изучение вхождения человека в этот мир как личности, обладающей самосознанием и чувством положительного самоуважения.. Ранний психоанализ использовался только для лечения проблем пациентов, больных истерией, источники проблем которых в раннем детстве. В наши дни пациенты не так часто посещают психоаналитика, как во времена классического психоанализа.
Современные психоаналитики имеют большое количество разнообразных техник, позволяющих оперативно реагировать на поведение пациента. Современный анализ динамично меняется, чтобы удовлетворить потребности как пациента, так и врача-аналитика.
3. Применение психоанализа З.Фрейда при анализе деятельности трудового коллектива
Любому работающему человеку, в том числе и менеджеру ежедневно приходится взаимодействовать с десятками, а то и сотнями людей. Кому-то приходится преимущественно взаимодействовать с коллегами индивидуально. Кто-то обязан регулярно проводить мероприятия, в которых участвуют многие сотрудники. Можно, конечно, исходить из того, что примерно все люди одинаковы. Но такая точка зрения, скорее всего, приведет к значительным ошибкам, которые будет нелегко исправить. Поэтому в менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией. И традиционно большое внимание у менеджеров вызывают психологические рекомендации об особенностях обращения с разными людьми.
Информация о работе Психоанализ З.Фрейда и его место в психологии менеджмента