Психоанализ З.Фрейда и его место в психологии менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить теоретические основы психоанализа З.Фрейда, а также определить, какое место занимает эта теория в психологии менеджмента.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- изучение содержания и сущности психоанализа и его места в психологии менеджмента;
- освещение этапов эволюции психоанализа;

Содержание

Введение………………………………………………..……………………..3 1. Теоретические основы психоанализа З.Фрейда 1.1. Сущность теории З.Фрейда…………………..…………………………6
1.2. Место психоанализа в психологии менеджмента…………………….15
2. Методологические основы психоанализа З.Фрейда
2.1. Этапы эволюции прикладного психоанализа………………………21 2.2. Последователи теории психоанализа З.Фрейда………………………38
3. Применение психоанализа З.Фрейда при анализе деятельности трудового коллектива…………….………………….……………………….…….28
Заключение……………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы…………………..………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра Общего менеджмента  

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

по дисциплине «Психология менеджмента»

Тема: Психоанализ З.Фрейда и его  место в психологии менеджмента

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                             Гринько А.Р.

Группа                                                                          502

Руководитель работы                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2010

 

Содержание

       

Введение………………………………………………..……………………..3 1. Теоретические основы  психоанализа З.Фрейда     1.1. Сущность теории З.Фрейда…………………..…………………………6

1.2. Место психоанализа в психологии  менеджмента…………………….15

2. Методологические основы психоанализа З.Фрейда

2.1. Этапы эволюции  прикладного психоанализа………………………21 2.2. Последователи теории психоанализа З.Фрейда………………………38

3. Применение психоанализа  З.Фрейда при анализе деятельности трудового коллектива…………….………………….……………………….…….28

Заключение……………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы…………………..………………….37        

 

Введение 

 

 Зигмунду Фрейду в психологии 20 века принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Учение Фрейда вызывает неугасающий интерес и по сей день. Это объясняется тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между инстинктами и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Психоанализ является учением  о бессознательном, об огромной и  важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.

В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумываются о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть.

За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и  деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих  наших чувств и мыслей.

Первая и универсальная  задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что  возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом  занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

Уникальность, необычность  психоанализа связана с тем, что  он возник на границе между практической медициной, наукой и обыденной жизнью. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности, а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением  академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве  что с популярностью марксизма  и мировых религий. Будучи задуман  своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики.

В России изучение психоанализа находится на этапе возрождения. Это связано с тем, что в СССР к нему было негативное отношение. Хотя спецслужбы изучали его в своих целях. В наше время перехода к рыночной экономике, появившейся конкуренции психоанализ становится одним из инструментов привлечения клиентов и массового манипулирования.

Целью данной работы является изучить теоретические основы психоанализа З.Фрейда, а также определить, какое место занимает эта теория в психологии менеджмента.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих  задач:

- изучение содержания  и сущности психоанализа и его места в психологии менеджмента;

- освещение этапов  эволюции психоанализа;

- изучение последователей теории З. Фрейда;

- изучение возможности  применения психоанализа З.Фрейда  при анализе деятельности трудового коллектива.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается теоретические основы  психоанализа З.Фрейда – его сущность и  содержание, раскрываются основные понятия, раскрывается его роль в психологии менеджмента. Во второй главе приводятся методологические основы прикладного психоанализа: эволюция его развития, а также последователи теории Фрейда. В последней главе рассматривается применимость психоанализа З.Фрейда в организации при анализе деятельности трудового коллектива.

При написании данной работы была использованы различные  источники литературы, в том числе  зарубежных и отечественных авторов, труды самого З.Фрейда, а также  монографии, периодическая печать и ресурсы сети Интернет.

 

 

 

  1. Теоретические основы  психоанализа З.Фрейда

 

    1. Сущность теории З.Фрейда

Ни одно направление  не приобрело такую большую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с деятельностю человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, но, при этом дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление, названное «психоанализ».

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии [1,97].

Учение о бессознательном является фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Затем это учение было переработано Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

По мнению Фрейда, душевная жизнь — это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии так же применим к ней, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательными и бессознательными намерениями и определяются каким-либо предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Но этого быть не может. Поэтому в этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

В душевной жизни Фрейд различает три сферы психики:

  • сознательное;
  • предсознательное;
  • бессознательное.

Сознательное имеет  свойство переживания. Сознательное - это совокупность психических процессов, с помощью которых человек осуществляет целенаправленный контроль за совершаемыми действиями. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Сознание охватывает малый процент информации, хранящейся в мозге, причем эта информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Предсознательное – это скрытое бессознательное, потенциально сознательное, которое может проникнуть в сознание, т.е. имеет способность сознания. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в конкретный момент, но может легко вернуться в сознание неожиданно или в результате минимального усилия.

Самая глубокая и значимая область человеческой психики — это бессознательное.  Бессознательное - хранилище инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно бессознательное во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие  во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. [3,65].

Согласно теории Фрейда, структура психического аппарата состоит из трех систем: Ид, Эго и Супер-эго. А психологическое благосостояние человека зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три системы.

Ид, или «оно», — самая древняя из трех систем, содержащая все, что унаследовано и зафиксировано в конституции. Инстинкты, обусловленные соматической организацией, находят свое психическое выражение в Ид. Ид, наполненное энергией инстинктов, стремится к удовлетворению инстинктивных потребностей на основе принципа удовольствия. Таким образом, деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения. Психические процессы Ид можно назвать первичными процессами, так как они изначально имеют место в психическом аппарате. Более того, со временем течение психических процессов Ид никак не изменяется. Фрейд рассматривал Ид как «хаос, котел, наполненный кипящими эмоциями». В Ид «не существует никаких представлений ни о добре, ни о зле, никакой морали». Оно состоит из определяемых желаниями импульсов, которые не управляются логикой. [5,22]

Эго, или «Я» — это  прежде всего телесное Эго, которое  формируется из ощущений тела, в первую очередь из ощущений, исходящих с поверхности тела. Эго — часть Ид, которая прошла особый путь развития под влиянием внешнего мира. Эго действует как посредник между Ид и внешним миром и является идеальным «представителем» рассудка и здравого смысла (при этом Ид содержит инстинктивные страсти и уничтожило бы себя без вмешательства Эго). Эго стремится навязать Ид принцип реальности взамен принципа удовольствия. Процессы Эго, которые включают в себя восприятие, решение проблем и подавление, являются более поздними результатами развития, или вторичными процессами, в отличие от изначально присущих, или первичных процессов Ид. Тем не менее, Эго также стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия, отличаясь от Ид только средствами, используемыми для достижения общих целей. [5,25]

Рассматривая внутренние события, связанные с Ид, Эго пытается управлять инстинктивными требованиями, принимая решения, касающиеся выбора времени и способа их выполнения, или подавляя обусловленное этими требованиями возбуждение. Поэтому Фрейд сравнивает Ид с лошадью, а Эго — с наездником.

Третья сила — это Супер-эго, которое формируется в пределах Эго и является отражением остаточного родительского влияния. Родительское влияние включает в себя культурные, расовые и семейные влияния. По мере того как человек растет, природа родительского влияния может меняться; отчасти это объясняется тем, что родители могут вести себя по-разному. Преподаватели, общественные деятели и многие другие люди также могут вносить свой вклад в развитие Супер-эго индивидуума, в результате чего оно все более уходит из-под изначально сильного родительского влияния. [14,144]

Главной функцией Супер-эго, которое поглощено самонаблюдением, является подавление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Для Супер-эго характерно наличие Эго-идеала, основанного на восхищении совершенством, которое ребенок усматривает в родителях, и на стремлении подражать им.

Фрейд признавал  существование двух основных инстинктов: инстинкты жизни и смерти. Инстинкты жизни, ил Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизни и продолжения рода. Наиболее важные из них – это сексуальные инстинкты и сексуальная энергия – либидо. Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии и убийств, самоубийств.

Одна из предпосылок  психоаналитической теории состоит  в том, что человек рождается  с определенным количеством либидо, а затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие – биологическая последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня. С современной точки зрения, психосексуальное развитие человека продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей и т.д.

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях психосексуальное развитие человека: оральной, анальной, фаллической и генитальной. Рассмотрим их более подробно.

Психосексуальная  деятельность человека начинается в  период кормления грудью, когда рот  ребенка становится эрогенной зоной  – зоной удовольствия.На этом этапе  начинается оральная стадия. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления такого поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и т.д. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал типы личности, которые возникают при фиксации на этой стадии:

Информация о работе Психоанализ З.Фрейда и его место в психологии менеджмента