Прогнозирование внешней среды фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% всех фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.

Работа содержит 1 файл

Курсовая-прогнозирование.doc

— 327.00 Кб (Скачать)
Наименование

проектов

Цели  обеспечения

качества продукции

Цели  обеспечения

ритмичности

производства

Все цели 0,6 0,4
Ценность  проекта

 А=0,6*8+0,4*5=6,8

8 5
Ценность  проекта

 В=0,6*4+0,4*7=5,2

4 7
Ценность  проекта

 С=0,6*6+0,4*6=6,0

6 6
 

     Рисунок 2.5 –  Пример оценки проектов

     Естественно для реализации целесообразно выбрать  проект, представляющий наибольшую ценность.

     Причинно-следственные методы (каузальные) наиболее сложные методы прогнозирования из числа применяемых в настоящее время. Эти методы используются в ситуациях, где на прогнозный показатель влияет более чем одна переменная. При их использовании делается попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Этим предопределяется сложность аналитической структуры прогнозного процесса, когда устанавливается последовательность причинных связей, где первая зависимая переменная становится причинной переменной для второй зависимой переменной, которая в свою очередь может стать причинной для нескольких других зависимых переменных, влияющих на прогнозный показатель. Определение причинной структуры – это исходная точка математического моделирования, которая является составной частью каузального метода прогнозирования. Из причинно-следственных методов самые сложные – аксонометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики в области экономики.

     В прогнозной системе организации  различные методы должны рассматриваться не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Эффективная прогнозная система должна обеспечивать возможность использования любого метода. Хорошим средством для организации взаимодействия количественного и качественного подходов и для интегрирования данных, полученных различными прогнозными методами, является метод сценариев. 30

     2.5 Сценарный метод

 

     Это формализованный метод прогнозирования, реализующий ситуационный подход в принятии управленческих решений, В условиях нестабильного поведения внешней среды стратегия может быть сформулирована только в ситуационной форме по принципу: что произойдет, если события будут развиваться соответствующим образом. Этот подход исходит из убеждения в том, что будущее никогда не может быть полностью измерено и управляемо. Он концентрирует внимание организации на неопределенности, которая характеризует любую рыночную ситуацию. В содержательном плане сценарный метод представляет собой практическую реализацию принципа последовательного разрешения этой неопределенности. Реализация этого подхода вносит в управление организацией дополнительную гибкость благодаря возможности разработки альтернативных планов и системы быстрого реагирования.

     Сценарий  – это описание будущих обстоятельств, составленное с учетом определенных предположений на основе вероятных вариантов развития. Прогнозы и предположения, на которых строится сценарий, должны включать все ключевые факторы, относящиеся к будущему конкретного бизнеса.

     Сценарий  как инструмент стратегического  менеджмента разрабатывается, прежде всего, для того, чтобы:

     – лучше понять рыночную ситуацию и ее эволюцию в прошлом;

     – повысить чувствительность фирмы к изменениям во внешней среде;

     – выявить возможные направления своих действий.

     Благодаря повышению чувствительности к внешним факторам рассматриваемый комплексный метод позволяет повысить способность к предвидению и развить гибкость и адаптивность фирмы.

     Как правило, рассматриваются три предварительных  сценария будущего развития организационной среды: наиболее благоприятный (оптимистичный), наиболее неблагоприятный (пессимистичный) и наиболее вероятный. Вероятный сценарий – это вариант, на основе которого принимаются решения и разрабатывается стратегия. Рассмотрение других вариантов помогает менеджменту идентифицировать факторы, которые имеют большое значение для будущей деятельности. 31

     Сценарии  разрабатываются для определенных рамок будущего развития отрасли, технологии, рынков и их сегментов, стран и регионов и т. д. При определении стратегии метод сценариев обычно используется для предсказания возможных структурных изменений в какой-либо отрасли и в вероятных конкурентных ситуациях. Все процедуры сценарного метода основаны на сочетании содержательного качественного анализа с формальными количественными методами исследований и широком применении современных информационных технологий. Исходным пунктом при использовании рассматриваемого метода всегда должен быть анализ настоящей ситуации, которая ведет к пониманию воздействующих факторов. Анализ текущей ситуации предполагает изучение прошлых тенденций изменения воздействующих факторов организационной среды. Для воздействующих факторов с неопределенным развитием в будущем должны быть сделаны предположения на основе экспертных методов. Возможный алгоритм техники сценариев, представленный на рисунке 2.6, включает несколько взаимосвязанных этапов. 32 

               Этап
         1 Структурирование  и постановка задачи
         2 Анализ среды  и определение влияющих факторов
         3 Определение тенденций развития
         4 Формулирование  и отбор альтернативных предложений
         5 Интерпретация выбранных сценариев развития среды
         6 Учет возможных  противодействующих событий
         7 Установление  последствий
         8 Перенос сценария на практическую основу
 

     Рисунок 2.6 – Процесс разработки сценариев 

     Приведем  краткое содержание основных этапов процесса разработки сценариев.

     Первый  этап. Структурирование:

     – определение предмета исследования (например, туристическая индустрия);

     – сбор и анализ базовой информации;

     – анализ фактического состояния предмета исследования;

     – постановка задачи.

     Второй  этап. Анализ среды:

     – выделение ключевых факторов организационной среды;

     – оценка их влияния на будущее состояние предмета исследования.

     Третий  этап. Определение тенденций развития:

     – прогноз возможного состояния сферы влияния (воздействующих факторов);

     – выделение величин с явной тенденцией (гарантированное развитие) и с неопределенным развитием (критические величины);

     – для областей с нечетким развитием – их описание при помощи альтернативных показателей.

     Четвертый этан. Формирование и отбор альтернативных предположений исходя из следующих критериев:

     – непротиворечивость и высокая сочетаемость альтернативных предположений, входящих в набор;

     – наличие большого числа значимых переменных;

     – высокая вероятность событий, относящихся к набору предположений.

     Пятый этап. Интерпретация выбранных сценариев развития среды:

     – прогноз развития выбранных сценариев для различных временных горизонтов;

     – расширенное формулирование отдельных сценариев.

     Шестой  этап. Учет возможных противодействующих событий:

     – определение результатов возможных разрушительных событий, которые могут оказать влияние на ход прогнозирования (новая технология, смена правительства, дефолт и т.д.);

     – анализ воздействий в свете их влияния на прогнозируемое развитие;

     – создание новых сценариев с учетом разрушительных событий.

     Седьмой этап. Установление последствий;

     – сопоставление стратегических проблем фирмы и прогнозируемых вариантов развития среды;

     – определение характера и степени воздействия тех или иных вариантов развития на стратегические области действий фирмы.

     Восьмой этап. Перенос сценария на практическую основу в узком смысле не относится к процессу анализа, однако он естественно вытекает из предыдущих этапов. Здесь большое значение приобретают именно эффективные действия. 33

     Наряду  с отмеченными достоинствами  сценарного метода должны приниматься во внимание высокие финансовые затраты этого метода и значительное время, необходимое для аналитического процесса разработки сценариев.

     2.6 Краткий анализ и прогнозирование развития ОАО «Ишимбайский машиностроительный завод»

 

     Для оценки перспектив развития и прогнозирования  внешней среды в качестве примера  возьмем предприятие «Ишимбайского машиностроительного завода» (ИМЗ).

     В результате изменения организационной  структуры предприятие  Ишимбайский машиностроительный завод в феврале 1994 года было преобразовано в Акционерное Общество открытого типа.

     Общая сумма размещаемых акций по номинальной  стоимости – 122712 тыс. руб.

     Юридический адрес предприятия г. Ишимбай, ул. Б. Хмельницкого, 2.

     Органами управления предприятия являются:

     - общее собрание акционеров;

     - совет директоров акционерного общества;

     - единоличный исполнительный орган.

     На  сегодняшний день Уставной капитал  ОАО «ИМЗ» составляет 622712  рублей, который разделен на 622712 обыкновенных акций.

     Основными видами деятельности ОАО «Ишимбайский машиностроительный завод» являются:

     – проектирование и изготовление бурового, нефтепромыслового оборудования, инструмента, товаров народного потребления, запасных частей и их ремонт.;

     – совершение сделок и иных юридических актов с собственным имуществом с учреждениями, предприятиями, в том числе купли – продажи, мены, подряда, поручения, займа, страхования, хранения, комиссии, совместной деятельности, а также участие в торгах , конкурсах и аукционах;

     – заключение договоров с государственными, собственными и иными предприятиями, отдельными гражданами на поставку продукции, выполнение необходимых услуг, работ;

     – строительство, приобретение и сдача в наем в интересах общества движимого и недвижимого имущества;

     В настоящее ОАО ИМЗ - известное предприятие по изготовлению, ремонту и проектированию бурового нефтепромыслового оборудования, инструмента.

     Основными потребителями, выпускаемой продукции, являются: нефтегазодобывающие предприятия стран Восточной Европы, стран СНГ, также предприятия нефтяной отрасли Республики Башкортостан и предприятия Восточной Сибири. Организационная структура предприятия включает основное и вспомогательное производство. К основному производству относятся: литейный, кузнечный, механический, механосборочный и сварочно-сборочный цеха. К вспомогательному производству относятся: транспортный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный цеха; энерго-ремонтный участок, экспериментальный и инструментальный участки, база инструментального и паросилового хозяйства. Из социально-культурных и бытовых объектов имеется пункт оказания экстренной медицинской помощи, столовая и общежитие. Основные технико-экономические показатели приведены в приложении А.

Информация о работе Прогнозирование внешней среды фирмы