Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:53, курсовая работа
Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% всех фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.
Однако все эти знания, за исключением достаточно точных астрономических прогнозов, не может считаться наукой в современном смысле этого слова, а предсказания, подтвержденные последовавшими событиями мы можем отнести, в лучшем случае, к искусству прогнозирования.9
Но тем не менее, благодаря такого рода прогнозам, принимались важные управленческие решения, вплоть до формирования прогнозирования как науки. Это произошло в середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения прогнозирования как науки, но именно ближе ко второй мировой войне грань между прогнозированием возможного технологического процесса и просто фантазией была мало различима. Сегодня, «Прогноз – это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий» 10.
Одной
из первых работ предшествовавших формированию
прогнозирования как
Джифиллан также внес существенный вклад в создание в создание науки прогнозирования. В 1937 г. он сделал прогноз создания телевидения, как одного из способов заработать деньги. Если быть более точным, он в своей работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецом, им самим в период 1910 – 1920 гг. и установил, что не менее 75% из них оказались правильными.
В 1952 г. Джифиллан публикует обзор состояния технологического прогнозирования, где впервые подчеркивает принцип соответствия запросам удачного момента. В этом труде он также перечисляет основные этапы прогнозирования, получивших в дальнейшем название изыскательских.
Под технологическим прогнозированием, надо понимать не традиционное, а расширенное понимание термина технология, означающее широкую область целенаправленного применения физических наук, наук о жизни и наук о поведении.11
Прогнозирование невозможно без обладания широкой информацией об организации в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.
Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.12
Прогнозирование – это предвидение будущего состояния организационной среды, ее внутренних и внешних факторов, основанное на научных методах, видении и интуиции. Прогнозирование как род предвидения создает информационную базу о будущем состоянии значимых, с точки зрения разработки стратегии, факторов внутренней и внешней среды организации. Практика подтверждает, что чем лучше предсказание внешних и внутренних условий применительно к будущему, тем вероятнее разработка осуществимой стратегии.
В предвидении будущего организации прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой – является его составной частью. Прогнозирование используется на разных стадиях осуществления деятельности организации по планированию. Особую значимость оно приобретает в процессе диагностического этапа разработки стратегии, когда должны быть определены перспективы развития в той или иной сфере деятельности организации. Прогнозирование применяется с целью определения предпосылок для формирования общей, деловой и функциональной стратегии; оно также осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых показателей. Преследуемая в данном случае цель – дополнительные управляющие воздействия для ликвидации отклонений.
Процесс «прогнозирование – планирование» можно рассматривать как некоторую систему, позволяющую последовательно и дозировано раскрывать неопределенности, связанные с внешней средой. По мере повышения уровня и темпа научно-технического прогресса, возрастания сложности объектов управления роль прогнозирования и планирования в системе разработки стратегии организации возрастает.
Отсутствие взаимосвязи «прогнозирование – планирование» может привести:
– к нарушению баланса между стратегической и оперативной деятельностью;
– к снижению эффективности принимаемых решений;
– к повышению риска в управлении из-за увеличения доли неопределенных условий. 13
Обобщенно прогнозирование – это процесс формирования вероятных суждений о состоянии объекта в будущем. В качестве объектов прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, связанные с факторами организационной среды. В таблице 1.1 описаны основные разновидности прогнозов, которые часто используются в соединении с разработкой стратегии организации.13
Результатом
процесса прогнозирования является
прогноз – суждение, выраженное в словесной,
математической, графической или другой
форме, о возможном состоянии организации
и ее среды в будущем; его можно использовать
как основу для планирования. Прогнозы
включаются в цели организации, определяемые
руководством.
Таблица 1.1 – Разновидности прогнозов
Организационная среда | Объекты
прогнозирования
(процессы, явления, события) |
Экономические факторы | Макроэкономические
показатели:
ВНП, ВИД, темпы инфляции, налоговые ставки, уровни занятости, международный платежный баланс, стабильность денежной единицы и др. Микроэкономические показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных рынков |
Рыночные факторы | Демографические
условия, распределение доходов
населения; жизненные цикли спроса, товаров и услуг; уровень конкуренции в отрасли; легкость проникновения на рынок и выхода из него |
Факторы конкуренции | Будущие цели конкурентов,
их стратегия и тактика;
появление новых
конкурентов и товаров- |
Технологические факторы | Фазы жизненного
цикла технологии, их соотношение
с жизненным никлом спроса и товара; технологические прорывы, ожидаемые в данной отрасли |
Политические факторы | Законодательство
о труде и другие государственные
правовые и нормативные акты; взаимоотношение правительства и предпринимательства |
Социальные факторы | Состояния общества и социальные установки людей; рабочее движение; консюмеризм (движение в защиту прав потребителей), экологизм (движение в защиту окружающей среды) |
Как уже было отмечено, планирование и прогнозирование – это род предвидения, поскольку они связаны с получением информации о будущем. Вместе с тем между ними имеются существенные различия, которые приведены в таблице 1.2.14
Таблица 1.2 – Сравнительная характеристика прогнозирования и планирования
Сравнительный признак | Прогнозирование | Планирование |
Условия
по степени
определенности |
Большая доля
неопределенности или случайности |
Детерминируемые
(определенные) |
Объект | Совокупность
или отдельные факторы организационной
среды |
Процесс управления
организацией |
Ориентация | Исследование развития
внешней среды организации |
Соответствующая
сфера бизнеса |
Характер информации | Консультативный | Директивный |
Принятие решений | Необязательное | Обязательное |
Методы | Обобщенные | Конкретные |
Логическая
формула
процессов выработки информации о будущем |
«Вероятно будет» | «Должно быть» |
Таким
образом, под прогнозированием в
менеджменте подразумевается
Прогноз
не может быть точным на все 100%, он должен
дополняться определенными допущениями.
Иногда, когда материала недостаточно
для сколько-нибудь определенных выводов,
допущения используются в качестве самостоятельного
инструмента разработки стратегии.15
Методы
прогнозирования можно
Методы
прогнозирования
Неформальные методы в основном используются как вспомогательные средства для прогнозирования и выработки целей. Сюда следует отнести вербальную информацию о внешней среде, получаемую из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, консультантов, на профессиональных совещаниях, конференциях и т. д. Такая информация имеет откровенно переменчивый характер, ее легко получить. В то же время данные могут оказаться неточными, устаревшими или страдающими расплывчатостью.
Другим неформальным методом прогнозирования является письменная информация, источники которой – периодические издания, профессиональные газеты и журналы, информационные бюллетени, статистические отчеты. Эта информация также легко доступна, она страдает теми же недостатками, что и вербальная.
Формальные методы прогнозирования можно классифицировать по двум измерениям: уровню субъективности процесса прогнозирования и степени аналитичности этого процесса (рисунок 2.1). Субъективные и объективные методы разделяют качественную и количественную область прогнозирования.16
Качественные
методы прогнозирования – это группа
субъективных методов, в основе которых
лежат суждения специалистов (экспертов)
в определенной области науки и практической
деятельности относительно перспектив
развития объекта прогнозирования. Здесь
прогнозные экспертные оценки являются
результатом профессиональных знаний
и опыта, творческого видения будущего,
интуиции или логических заключений экспертов.