Прогнозирование внешней среды фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% всех фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.

Работа содержит 1 файл

Курсовая-прогнозирование.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

     Однако  все эти знания, за исключением  достаточно точных астрономических прогнозов, не может считаться наукой в современном смысле этого слова, а предсказания, подтвержденные последовавшими событиями мы можем отнести, в лучшем случае, к искусству прогнозирования.9

     Но  тем не менее, благодаря такого рода прогнозам, принимались важные управленческие решения, вплоть до формирования прогнозирования  как науки. Это произошло в  середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения прогнозирования как науки, но именно ближе ко второй мировой войне грань между прогнозированием возможного технологического процесса и просто фантазией была мало различима. Сегодня, «Прогноз – это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий» 10.

     Одной из первых работ предшествовавших формированию прогнозирования как современной  науки, является опубликованное известным  американским инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических прогнозов.

     Джифиллан также внес существенный вклад в создание в создание науки прогнозирования. В 1937 г. он сделал прогноз создания телевидения, как одного из способов заработать деньги. Если быть более точным, он в своей работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецом, им самим в период 1910 – 1920 гг. и установил, что не менее 75% из них оказались правильными.

     В 1952 г. Джифиллан публикует обзор  состояния технологического прогнозирования, где впервые подчеркивает принцип соответствия запросам удачного момента. В этом труде он также перечисляет основные этапы прогнозирования, получивших в дальнейшем название изыскательских.

     Под технологическим прогнозированием, надо понимать не традиционное, а расширенное понимание термина технология, означающее широкую  область целенаправленного применения физических наук, наук о жизни и наук о поведении.11

     Прогнозирование невозможно без обладания  широкой  информацией об организации в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

     Основами  прогнозов являются: специальные  обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.12

     1.4 Прогнозирование  – процесс создания  информационной базы            планирования стратегии

 

     Прогнозирование – это предвидение будущего состояния организационной среды, ее внутренних и внешних факторов, основанное на научных методах, видении и интуиции. Прогнозирование как род предвидения создает информационную базу о будущем состоянии значимых, с точки зрения разработки стратегии, факторов внутренней и внешней среды организации. Практика подтверждает, что чем лучше предсказание внешних и внутренних условий применительно к будущему, тем вероятнее разработка осуществимой стратегии.

     В предвидении будущего организации  прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой – является его составной частью. Прогнозирование используется на разных стадиях осуществления деятельности организации по планированию. Особую значимость оно приобретает в процессе диагностического этапа разработки стратегии, когда должны быть определены перспективы развития в той или иной сфере деятельности организации. Прогнозирование применяется с целью определения предпосылок для формирования общей, деловой и функциональной стратегии; оно также осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонений от плановых показателей. Преследуемая в данном случае цель – дополнительные управляющие воздействия для ликвидации отклонений.

     Процесс «прогнозирование – планирование»  можно рассматривать как некоторую систему, позволяющую последовательно и дозировано раскрывать неопределенности, связанные с внешней средой. По мере повышения уровня и темпа научно-технического прогресса, возрастания сложности объектов управления роль прогнозирования и планирования в системе разработки стратегии организации возрастает.

     Отсутствие  взаимосвязи «прогнозирование –  планирование» может привести:

     – к нарушению баланса между стратегической и оперативной деятельностью;

     – к снижению эффективности принимаемых решений;

     – к повышению риска в управлении из-за увеличения доли неопределенных условий. 13

     Обобщенно прогнозирование – это процесс  формирования вероятных суждений о состоянии объекта в будущем. В качестве объектов прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, связанные с факторами организационной среды. В таблице 1.1 описаны основные разновидности прогнозов, которые часто используются в соединении с разработкой стратегии организации.13

     Результатом процесса прогнозирования является прогноз – суждение, выраженное в словесной, математической, графической или другой форме, о возможном состоянии организации и ее среды в будущем; его можно использовать как основу для планирования. Прогнозы включаются в цели организации, определяемые руководством. 

Таблица 1.1 – Разновидности прогнозов

Организационная среда Объекты прогнозирования 

(процессы, явления, события)

Экономические факторы Макроэкономические показатели:

ВНП, ВИД, темпы инфляции, налоговые ставки, уровни занятости, международный платежный баланс,

стабильность денежной единицы и др.

Микроэкономические  показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных рынков

Рыночные  факторы Демографические условия, распределение доходов

населения; жизненные  цикли спроса, товаров и услуг; уровень конкуренции в отрасли; легкость

проникновения на рынок и выхода из него

Факторы конкуренции Будущие цели конкурентов, их стратегия и тактика;

появление новых  конкурентов и товаров-субститутов

Технологические факторы Фазы жизненного цикла технологии, их соотношение

с жизненным  никлом спроса и товара; технологические прорывы, ожидаемые в данной отрасли

Политические  факторы Законодательство  о труде и другие государственные

правовые и  нормативные акты; взаимоотношение

правительства и предпринимательства

Социальные факторы Состояния общества и социальные установки людей; рабочее движение; консюмеризм (движение в защиту прав потребителей), экологизм (движение в защиту   окружающей среды)
 

     Как уже было отмечено, планирование и  прогнозирование – это род предвидения, поскольку они связаны с получением информации о будущем. Вместе с тем между ними имеются существенные различия, которые приведены в таблице 1.2.14

Таблица 1.2 – Сравнительная характеристика прогнозирования и планирования

Сравнительный признак Прогнозирование Планирование
  Условия по степени 

  определенности

Большая доля

неопределенности

 или  случайности

Детерминируемые

(определенные)

  Объект Совокупность  или отдельные факторы организационной

среды

Процесс управления

организацией

  Ориентация Исследование развития

внешней среды организации

Соответствующая

сфера бизнеса

  Характер информации Консультативный Директивный
  Принятие  решений Необязательное Обязательное
  Методы Обобщенные Конкретные
  Логическая  формула 

  процессов выработки 

  информации  о будущем

«Вероятно будет» «Должно быть»
 

     Таким образом, под прогнозированием в  менеджменте подразумевается научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

     Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться определенными допущениями. Иногда, когда материала недостаточно для сколько-нибудь определенных выводов, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента разработки стратегии.15 
 

     2 Основные формы и методы прогнозирования

     2.1.Классификация  основных методов  прогнозирования

 

     Методы  прогнозирования можно рассматривать  как некий фильтр, через который должна пройти информация о внешней среде, прежде чем стать основой для принятия стратегических решений. Если метод может охватить внешнюю среду во всем ее многообразии, полученное фирмой представление о ней будет соответствовать действительности. Если же метод слишком многое отсеивает, данные, которые получит фирма, будут отражать действительность в искаженном и чрезмерно упрощенном виде.

     Методы  прогнозирования классифицируются по различным признакам. Можно выделить методы неформальные и формальные.

     Неформальные  методы в основном используются как вспомогательные средства для прогнозирования и выработки целей. Сюда следует отнести вербальную информацию о внешней среде, получаемую из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, консультантов, на профессиональных совещаниях, конференциях и т. д. Такая информация имеет откровенно переменчивый характер, ее легко получить. В то же время данные могут оказаться неточными, устаревшими или страдающими расплывчатостью.

     Другим  неформальным методом прогнозирования  является письменная информация, источники которой – периодические издания, профессиональные газеты и журналы, информационные бюллетени, статистические отчеты. Эта информация также легко доступна, она страдает теми же недостатками, что и вербальная.

     Формальные  методы прогнозирования можно классифицировать по двум измерениям: уровню субъективности процесса прогнозирования и степени аналитичности этого процесса (рисунок 2.1). Субъективные и объективные методы разделяют качественную и количественную область прогнозирования.16

     Качественные  методы прогнозирования – это группа субъективных методов, в основе которых лежат суждения специалистов (экспертов) в определенной области науки и практической деятельности относительно перспектив развития объекта прогнозирования. Здесь прогнозные экспертные оценки являются результатом профессиональных знаний и опыта, творческого видения будущего, интуиции или логических заключений экспертов. 

Информация о работе Прогнозирование внешней среды фирмы