Профилактика конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Профилактика конфликтов - это вид управленческой деятельности, которая заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенного факторов и ограничении таким образом возможности их возникновения или деструктивного решения в будущем. Это такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которое исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Содержание

1.Сущность и назначение процессов профилактики и предотвращения возникновения конфликтов, технологии их использования.
1.1. Сущность и значение процессов профилактики и предотвращение возникновения конфликтов
1.2.Технология профилактики и предотвращения конфликтов
1.3.Средства профилактики и предотвращения конфликтов
2.Сущность прогноза конфликта и его вероятность. Необходимость прогнозирования в производственной практике.
3.Социально-трудовой конфликт, его сущность и место в системе социальных противоречий. Основные стратегии переговоров в решении конфликтов социально-трудового характера.
3.1.Социально-трудовой конфликт, его сущность и место в системе социальных противоречий.
3.2.Основные стратегии переговоров в решении конфликтов социально-трудового характера.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 46.24 Кб (Скачать)

Глава 3

3.1 Социально-трудовой конфликт, его сущность и место в системе социальных противоречий.

     Переход  к рыночной экономике в стране  происходит крайне противоречиво.  С одной стороны, он сопровождается  формированием качественно новых  правовых социально-трудовых отношений,  а с другой - нарастанием конфронтации, социальной напряженности, о чем  свидетельствуют массовые недовольства - коллективные трудовые споры  и конфликты (забастовки).

      В основе нарастания конфронтации  лежат большие социальные противоречия  транзитивного этапа экономики,  системы государственного и социального  управления. Процессы социальных  противоречий - это: процессы, которые  возникают в условиях стремления  индивидов и социальных групп  удовлетворить свои потребности  с помощью объектов и средств,  которыми другие индивиды и  группы также пытаются удовлетворить  свои интересы.

     К  основным противоречий, сложившихся  на современном этапе, можно  отнести: в духовной жизни:  Между желанием улучшить жизнь  и пренебрежением духовностью.  в политической жизни: 

  Между государством и обществом (проблема легитимности и доверия);

  Между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной);

  Между государством и отдельными институтами политической системы (например,

  Между государством и политической партией);

  Между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся  эту систему изменить;

  Между государством и лицом (проблемы соблюдения прав человека). в правовой сфере:

  Между декларируемым  правом граждан на правосудие и невозможностью для большинства реализовать  его. в экономической жизни:

  Между интересами общества и частного капитала относительно владения средствами производства и  прибылью.

  Отсутствие  справедливого распределения прибыли  Между владельцами контрольного пакета акций и мелкими акционерами.

  Отсутствие  справедливого распределения прибыли  Между капиталом и наемным  трудом.

  Между декларативной  обязательность уплаты налога и существованием законодательно закрепленных возможностей для уклонения от этой обязанности.

  Между слабостью  национального капитала и необходимостью наравне конкурировать с транснациональным  капиталом.

  Между декларируемой  поддержке сельскохозяйственного  производства и его фактическим  разрушением. в социальной сфере:

  Между декларированием  полноценной социальной защиты и  реальной беззащитностью граждан. во внешней  политике:

  Между мощными  потенциальными возможностями Украины  и ее низким статусом на

  Международной арене.Социальные противоречия, объективно присущи человеческому обществу. Но следует отметить, что они наиболее ярко проявляются именно в социально-экономической  сфере. Процессы социальных противоречий в социально-экономической сфере  проявляются в таких формах: скрытых (соревнование, конкуренция); открытых (социальная борьба, социальные и социально-трудовые конфликты.

  Соревнования - специфическое социальное явление, источником возникновения и развития которого есть объективные противоположности, противоречия Между людьми, обусловленные их потребностями и интересами и вызваны отклонениями в результатах труда, что связано с их возможностями и талант. Поскольку последние имеют изменчивый характер, они порождают активность, что и проявляется в форме соревнования.

  Конкуренция - разновидность соревнования, а именно экономическое соревнование, направленное на достижение более прибыльных условий производства и сбыта товаров.

  Социальная борьба - форма социальных противоречий (соперничества), обусловленная существующей в обществе социальной дифференциацией и направлена на удовлетворение коренных, наиболее существенных интересов социальных групп в различных сферах жизни общества.

  Социальный  конфликт представляет собой достаточно специфическую форму процесса социальных противоречий, поскольку, с одной  стороны, не все противоречия, возникающие  Между людьми, являются острыми, наоборот, некоторые из них постоянно способствуют активизации деятельности индивидов  и групп. С другой стороны, лишь в  тех случаях, когда противоречия достигнут определенной стадии развития, когда они субъективно усвидомляться  людьми как такие, которые нарушают их интересы и приведут к активным действиям (борьбы), можно говорить о конфликте.

  Основное  определение:

  Социальный конфликт - это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов общества, которая характеризуется максимальным усилением противоположных тенденций и интересов в поведении индивидов и социальных сообществ и сопровождается их конфронтацию и борьбой

  Что же представляют собой социальные конфликты? Являются ли они дисфункцией организации, проявлением отклонений в поведении  людей от принятых общественных норм, аномалией в общественной жизни, или же это необходимое, нормальная форма социального взаимодействия Между людьми? В истории развития человеческой мысли в социальных науках представлены две точки зрения на эту проблему.

  Одна из них исходит из того, что конфликт - это всего лишь временное состояние  общества, организации, который можно  преодолеть разными способами.

  Вторая  точка зрения, которой придерживается большинство современных исследователей (таких, как Р. Дарендорф, Л. Козер), заключается  в том, что конфликт является нормальным состоянием, объективным свойством  социальных систем, обусловлено самой  противоречивой природой общественной жизни.

  Социально-трудовой конфликт - это особый вид социального конфликта, который проявляется через столкновение двух или более разнонаправлено сил, интересов, взглядов по поводу социально-трудовых отношений и условий их обеспечения. Иначе говоря, это стадия максимального развития противоречий Между субъектами трудовой деятельности в трудовой или связанных с трудовой деятельностью областях и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется значительным количеством индивидов, социальных групп на основе действительного или сомнительного незбигу интересов ценностей или нехватки ресурсов .

  Сам термин «трудовой конфликт» употребляется  в нашем законодательстве с 1989 г., когда приняли Закон СССР «О порядке  разрешение коллективных трудовых Спорова (конфликтов)» и действовал до момента  принятия Верховной Радой Украины  в апреле 1998 года Закона Украины  «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) ».

  Главными  субъектами социально-трудового конфликта  выступают работники, работодатели, органы государственного управления и  местного самоуправления. Институтами, защищающие и представляющие интересы работников и работодателей является соответственно профсоюзы и объединения  работодателей, предпринимателей. Социально-трудовой конфликт тесно переплетается с  политическим, подтверждением этому  служит участие в нем властных структур и выдвижение участниками  конфликта наряду с экономическими политических требований.

  Влияние социально-трудового конфликта на общественное жизни прослеживается во всех сферах жизнедеятельности общества. В этом смысле результаты влияния  конфликта на общество можно разделить  на две большие группы, соответствующие  двум главным сферам - социально-экономической  и политической. Социально-экономические  последствия тесно связано с  производством, материальной стороной и может быть оценена не только как разрушительные, но и как творческие. Конфликт нередко способствует перегруппировки  социальных сил, общему прогрессу социально-экономической  сферы, формированию новых социально-трудовых отношений.

  Политическая  сторона конфликта проявляется  в политических требованиях; в участии  сторон-конфликтерив во властных отношениях, а также в деятельности властных структур; в содействии кадровым изменениям в органах государственной власти и местного самоуправления.

  Социально-трудовой конфликт представляет собой всесторонний многоуровневый феномен социально-трудовых отношений. Он может происходить  на макроуровне, т.е. как крупномасштабное противоборство различных социальных сил, имеющих противоположные экономические  и политические цели; как менее  масштабные столкновения, при которых  в конфликт вступают интересы работников и работодателей в рамках отрасли, региона, предприятия, на межличностного уровне (работник - работодатель; работник - руководитель; работник - государственный  служащий; руководитель - государственный  служащий и т.д.).

  Наука не дает точного ответа на вопрос, где  заканчивается конфликт обычный  и начинается конфликт трудовой. Изучение природы трудового конфликта  требует комплексного подхода - учета  общественного мнения, изучение направленности действий участников социально-трудовых отношений, мотивов поведения сторон, ценностной ориентации конкретных индивидов  и т.п.

По мнению Р. Фишера и У. Юре, основными стратегиями, которые применяются в переговорах, являются: традиционная - позиционного борьбы; стратегия колаборативних (принципиальных) переговоров.

3.2.Основные  стратегии переговоров  в решении конфликтов  социально-трудового  характера.

  По мнению Р. Фишера и У. Юре, основными стратегиями, которые применяются в переговорах, являются: традиционная - позиционного борьбы; стратегия колаборативних (принципиальных) переговоров.

  Сторонники  традиционной стратегии борются  за максимальное удовлетворения выдвинутых ими требований. Те, кто исповедует ценности принципиальных переговоров, видят свою цель в достижении общей (колаборативнои) победы, за которой  максимально удовлетворяются как  сегодняшние интересы всех сторон, так и будущие, а также достигается  психологическое удовлетворение от процесса переговоров.

  Сторонники  позиционного подхода склонны воспринимать переговоры как борьбу с противником, победу в которой приобретает  тот, кто: создает для противника трудности; сохраняет свободу собственных  действий и ограничивает возможности  действий противника; использует в  своих целях резервы противника (например, делает из документов или  фактов, на которые ссылается противник, полезные для себя выводы); розчленовуе  силы противника (по принципу «Divide et impera» - «разделяй и властвуй», который  древние римляне применяли в  отношениях с соседними государствами); парализует главный координационный  центр противника (как библейский Давид победил великана Голиаф, влучившы ему камнем в голову); направляет главный удар слабозахищене место (целенаправленно бьет по самым слабым участке); захватывает противника врасплох т.д.

  Позиционный подход предусматривает три основные тактические линии. Исходная позиция  декларируется в начале переговоров, а затем в нее вносятся изменения. Обычно исходная позиция в этом случае является программой-максимумом или  содержит завышенные требования. Как  писал известный американский деятель  Генри Кисинджер: «В соответствии с  методологией удачного торга предполагается, что начинать надо со значительно  екстремальнишои позиции, чем та, которую готовы принять. Чем жестче будет начальная позиция, тем  лучше будут перспективы - цель, которой  стремятся на самом деле, будет  рассматриваться как компромисс ». Одновременно завышенные требования одной из сторон могут спровоцировать другую сторону к аналогичным  действиям, что увеличивает вероятность  эскалации конфликта. Исходная позиция  защищается течение переговоров, готовность к компромиссу проявляется лишь в последний момент. В этом случае исходная позиция должна быть реалистичнишою, учитывать интересы других участников. Одна из сторон берет на себя инициативу, ведет себя как решительный и  серьезный участник переговоров. Но если в конце концов ей придется идти на серьезные уступки, это нанесет  вред ее репутации.

  Исходная  позиция остается неизменной. Позицию  нецелесообразно заявлять в начале переговоров, ибо она будет воспринято как ультиматум. Она должна учитывать  интересы других сторон, предложения, которые высказывались в процессе переговоров. В то же время успех  переговоров возможен лишь тогда, когда  другие участники согласятся с такой  позицией (со сформулированными требованиями), в основном маловероятно.

  Как в  позиционных, так и в непозицийних переговорах используются такие  понятия, как исходная позиция, запасная позиция, пороговый рубеж, позиция  ухода. Исходная позиция имеет целью  повлиять на оппонента в желаемом направлении и предложить пути решения  спорных вопросов. Считается необходимым  в начале переговоров объяснить  оппоненту все преимущества разрешения конфликта, обосновать свои интересы, аргументировать целесообразность определенных договоренностей. Позицию  называют закрытой, когда сторона, ухиляючись от обсуждения интересов, четко декларирует  свою позицию и требования по основным вопросам. Позицию называют открытой, когда, в определенной мере открывая свои интересы, сторона переговоров  предлагает свой взгляд на возможность  улагодження конфликта, признавая  правомерность и целесообразность широкого обсуждения интересов всех сторон и альтернативных вариантов  решения конфликта.

Информация о работе Профилактика конфликтов