Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:08, курсовая работа
Профилактика конфликтов - это вид управленческой деятельности, которая заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенного факторов и ограничении таким образом возможности их возникновения или деструктивного решения в будущем. Это такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которое исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
1.Сущность и назначение процессов профилактики и предотвращения возникновения конфликтов, технологии их использования.
1.1. Сущность и значение процессов профилактики и предотвращение возникновения конфликтов
1.2.Технология профилактики и предотвращения конфликтов
1.3.Средства профилактики и предотвращения конфликтов
2.Сущность прогноза конфликта и его вероятность. Необходимость прогнозирования в производственной практике.
3.Социально-трудовой конфликт, его сущность и место в системе социальных противоречий. Основные стратегии переговоров в решении конфликтов социально-трудового характера.
3.1.Социально-трудовой конфликт, его сущность и место в системе социальных противоречий.
3.2.Основные стратегии переговоров в решении конфликтов социально-трудового характера.
Содержание:
1.Сущность и
назначение процессов
1.1. Сущность
и значение процессов профилактики и предотвращение
возникновения
1.2.Технология профилактики и предотвращения
конфликтов
1.3.Средства профилактики и предотвращения
конфликтов
2.Сущность прогноза конфликта и его вероятность. Необходимость прогнозирования в производственной практике.
3.Социально-трудовой
конфликт, его сущность и место
в системе социальных
3.1.Социально-трудовой
конфликт, его сущность и место
в системе социальных
3.2.Основные
стратегии переговоров в решении конфликтов
социально-трудового характера.
Глава 1
1.1 Сущность и значение процессов профилактики и предотвращение возникновения конфликтов
Различают этапы частичного и полного
предотвращения конфликтов и раннего
предупреждения и опережающего их решения.
Частичное предотвращение становится
возможным при условии блокирования действия
одной из причин данного конфликта, ограничения
его негативного влияния на интересы оппонентов.
Стратегия полного предотвращения предполагает
нейтрализацию действия всего комплекса
факторов, детерминирует конфликт, позволяет
направить взаимодействие субъектов в
русло их сотрудничества для реализации
общих интересов. Опережающих разрешению
конфликтов, как и раннее предотвращение,
означает не что иное, как согласование
позиций и интересов оппонентов в пространстве
социального единства, достижение согласия
по более важным вопросам общественной
жизни.
Профилактика конфликтов
- это вид управленческой деятельности,
которая заключается в своевременном
распознавании, устранении или ослаблении
конфликтогенного факторов и ограничении
таким образом возможности их возникновения
или деструктивного решения в будущем.
Это такая организация жизнедеятельности
субъектов социального взаимодействия,
которое исключает или сводит к минимуму
вероятность возникновения конфликтов
между ними.
Профилактику конфликтов
разделяют на первичную и вторичную. Первичная
профилактика заключается в психологической
образовании возможных участников конфликта.
Вторичную профилактику связано с проведением
непосредственной работы по снижению
уровня напряженности в конфликтогенного
группах. При этом следует учитывать и
анализировать конфликтогены, т.е. все
то, что может вызвать конфликт (слово,
действие или бездействие, невербальные
проявления и т.п.). Основными конфликтогенамы
есть угрозы, приказы, неконструктивно
критика, оскорбления, проявление агрессивности,
эгоизм, утаивание информации, ложь и др.
В ответ на них обычно применяются аналогичные
по силе или даже сильнее конфликтогены.
Повышение психологической культуры и
психологической образования способствуют
предупреждению агрессивности вероятных
участников конфликтов, психологического
давления и конфликтогенности общения.
1.2 Технология профилактики и предотвращения конфликтов
Технология предотвращения конфликтов
- это совокупность знаний о способах,
средства, приемы воздействия на передконфликтну
ситуации, а также последовательность
действий оппонентов и третьих лиц, в результате
которых устраняются имеющиеся противоречия.
Влиять на передконфликтну
ситуацию можно двумя путями: влиять на
собственное поведение и изменить свое
отношение к проблеме; влиять на поведение
оппонента.
Иерархия
причин конфликта.
Существует очень много причин
снижения качества управления конфликтами.
Среди них есть три главные.
Первая причина - низкое качество
обоснования управленческих решений.
Попробуем вспомнить десять любых известных
нам решений различного масштаба, начиная
от наших собственных решений и заканчивая
решениями по управлению экономикой страны.
Оценивая их качество, мы убеждаемся, что
многие решения являются либо практически
не обоснованными, либо же обоснованными,
но плохо.
Часто дается неглубокая
и неполная характеристика объекта управления,
то есть описательная модель, а затем сразу
предлагается система мероприятий по
управлению. Причем технология их введение
не только не раскрывается, но и не зачипаеться.
Получается, что из пяти моделей, которые
необходимо подробно или хотя бы быстро
отработать, три вообще не рассматриваются,
а две разрабатываются не в полном объеме.
Можно ли в этом случае рассчитывать на
эффективность управления? Конечно, нет.
Вместе с тем, минимум 50% из того, что руководители
сегодня не делают обосновывая управленческие
решения, они вполне могли бы делать, не
тратя дополнительно ничего, кроме собственной
добросовестности и усердия.
Вторая причина - выраженный
технократичний подход к управлению социальными
и социотехничнимы системами. Человек,
его состояние, перспективы развития,
способы создания для нее нормальных условий
жизнедеятельности, формирование заинтересованности
в качественной работы - все это в стране
продолжают говорить. Однако,
к сожалению, еще явно недостаточно делается
для реализации такого подхода в жизнь.
Руководители разных уровней все еще плохо
понимают, не поставив в процессе подготовки
управленческого решения на первое место
человека, трудно рассчитывать на достижение
любых целей, потому что всякое дело производится
не только машинами, а прежде всего людьми.
Технократизм в управлении
является практически неизбежным, потому
что большинство наших руководителей
имеют негуманитарну образование. Естественно,
они не могут не переносить навыки управления
техническими и природными системами
на руководство системами социальными.
Ведь в технических и гуманитарных вузах
мы практически не готовим специалистов
по управлению людьми и коллективами.
Насколько нам известно, в США и Японии
до 80% высшего управленческого персонала
фирм имеют определенную гуманитарную
подготовку. У нас примерно такой же процент
высших руководителей организаций не
имеет гуманитарного образования. Цифры,
конечно, приблизительные, однако различия
во стратегии управления понятны.
Один из выходов из ситуации, которая возникла,
заключается в гуманитаризации технического
образования, повышении качества преподавания
общественно-научных дисциплин, в более
широком привлечении к управлению специалистов-гуманитариев,
в быстром развитии отечественной теории
управления, конфликтологии.
Третья причина - волюнтаризм,
присущий достаточно значительном количестве
отечественных руководителей. Он проявляется,
во-первых, в принятии решений о радикальные
преобразования тех объектов, явлений,
систем, которые недостаточно хорошо изучен.
В таких руководителей волевой компонент
принятия решения доминирует над информационно-аналитическим.
Во-вторых, для волюнтаристский решение
характерно игнорирование интересов других
людей или социальных групп, которые также
являются субъектами или объектами управленческой
деятельности. Руководитель волюнтаристский
типа абсолютизирует правильность собственных
подходов к решению проблемы, не учитывая
мнений тех, кто работает вместе с ним.
Кроме того, он отстаивает свои личные
интересы и интересы приближенной к нему
группы в ущерб интересам других работников.
Это проявляется в явном несоответствии
качества труда и вознаграждения за труд
в разных групп работников. Такие руководители
работают меньше, а получают в десятки
и сотни раз больше своих сотрудников.
Естественно, что волюнтаризм являются
причиной многих конфликтов всех уровней
сложности.
Группирование факторов конфликтов
по объективно-субъективным признакам
Факторы конфликтов носят объективно-субъективный
характер и могут быть объединенных в
четыре группы: объективные, организационно-управленческие,
социально-психологические, личностные.
Основными объективными факторами
возникновения конфликтов являются: естественное
столкновение интересов людей в процессе
их жизнедеятельности; слабая разработанность
и использование нормативных процедур
разрешения социальных противоречий;
недостаток и несправедливое распределение
важных для нормальной жизнедеятельности
людей материальных и духовных благ; сам
образ жизни, повязки. связанных с материальной
неупорядоченностью и радикальными, масштабными,
быстрыми изменениями; традиционные для
нас стереотипы конфликтного разрешения
социальных противоречий и т.д.
Основными организационно-управленческими
факторами конфликтов являются: структурно-организационные,
функционально-организационные, индивидуально-
функциональные и ситуативно-управленческие.
В типичных социально-психологических
факторов конфликтов относятся: потеря
и искажение информации в процессе межличностные
и межгрупповых коммуникации; разбалансирована
сотрудничество людей; выбор разных способов
оценки результатов деятельности; различный
подход к оценке одних и тех же сложных
событий; внутришньогрупповой фаворитизм;
соревнование и конкуренция; ограничена
способность к децентрации т.д.
Основными личностными факторами
конфликта выступают: субъективная оценка
поведения партнера как недопустимой;
низкая конфликтостойкость; плохое развитие
эмпатии; неадекватный уровень ожиданий
и др.
Направления профилактики
и предотвращения конфликтов
Работа и профилактика по
предупреждению конфликтов должна проводиться
руководителями, ведущими специалистами
и членами коллективов, психологами и
конфликтологамы по следующим основным
направлениям: создание условий, способствующих
профилактике деструктивных конфликтов,
оптимизация организационно-управленческих
решений (создание благоприятных условий
для жизнедеятельности работников, объективная
оценка их трудового вклада, справедливое
распределение материальных благ и т.п.);
управление компетенцией работников;
устранения социально-пcихологических
и личностных причин конфликтов. Управление
компетенцией, хотя и являются составной
частью управленческой деятельности,
но выделяется в отдельное направление
из-за его особую важность.
Компетенция человека формируется
на основе знаний, навыков и способов общения
в коллективе. Этапы компетенции включают
обучение человека, активное использование
знаний и их застаревания. Для того, чтобы
компетенция сотрудников находилась на
должном уровне, этими процессами необходимо
управлять как на уровне организации (оценки
имеющихся ресурсов, их сопоставление
с потребностями, принятия решений по
достижению необходимого уровня компетенции),
так и на уровне отдельной личности (повышение
квалификации, улучшение навыков общения
и т.п.).
Управление компетенцией
работников способствует сужению объективных
зон конфликтов, а, следовательно, предотвращению
и профилактике.
Важным направлением работы в этой сфере
является также учет социально-психологических
факторов и личных черт персонала. Для
гармонизации социального взаимодействия
в трудовом коллективе необходимо сбалансирование:
социальных ролей; взаимозависимости
в решениях и действиях; взаимных услуг;
самооценки и внешней оценки.
Каждый человек в своей жизни
"играет" определенную роль: супруга
(супруги), брата (сестры), руководителя,
подчиненного и т.п. Если ожидаемая от
нее роль соответствует требованиям партнера
(или организации, в которой он работает),
то противоположная сторона не предъявляет
к ней претензий. В то же время человек,
в свою очередь, ожидает чего-либо от противоположной
стороны. Если и ее ожидания справджуються,
то наблюдается баланс социальных ролей.
В этих условиях основания для конфликта
отсутствуют. Нарушение баланса является
фактором, способствующим развитию конфликтных
отношений.
Кроме того, следует учитывать,
что каждый партнер может играть по отношению
к другой роли старшего, равного или младшего.
Если противоположная сторона принимает
роль, которая отводится ей, то ролевой
конфликт не происходит. В противном случае
баланс социальных ролей нарушается, что
способствует созданию конфликтной ситуации.
Причиной конфликтного поведения
может служить также нарушения баланса
взаимозависимости, когда наблюдается
слишком большая зависимость от партнера,
который затрагивает личную свободу действий.
Для профилактики конфликтов необходимо
уметь определять, какая степень зависимости
противоположной стороны есть для нее
дискомфортно.
Гармония в отношениях нарушается
и в случае изменения баланса взаимных
услуг. Состояние напряжения, что провоцирует
начало конфликта, чаще всего связано
с тем, что человек, который сделал услугу
коллеге и ожидает от него аналогичных
действий, не получает желаемого.
Профилактике конфликтов
способствует также поддержание баланса
между самооценкой и внешней оценкой человека.
За значительного расхождения между ними
человек чувствует определенную меру
психологической напряженности, что может
спровоцировать развитие конфликтных
отношений.
Предупреждение и профилактика
конфликтов в коллективе во многом зависят
также от учета личных черт персонала
(характера, темперамента и т.п.), уровня
психологической совместимости работников,
соблюдения ими общепринятых норм и правил
поведения и т.д.
Глава
2
Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление.
Прогноз
— это представление о будущем конфликте
с определенной вероятностью указания
места и времени его возникновения. Научная
и практическая ценность прогноза определяется
уровнем его обоснованности и достоверности.
В числе основных методов прогнозирования:
- экстраполяция данной ситуации
на будущее состояние системы (подсистемы);
- моделирование возможной
конфликтной ситуации,
-статический метод,
- опрос экспертов.
В качестве исходного пункта
прогностического конфликтологического
мышления следует признать определение
противоречия, обусловливающего данную
проблемную ситуацию, которая может породить
конфликт. Противоречие, выражаемое в
проблеме, суть причина возможного конфликта.
Следующий шаг на пути разработки прогноза
— выявление тенденций
изменения данной ситуации,
развития противоречий
и раскрытия проблемы. Эта мыслительная
операция включает описание событийного
ряда, т.е. совокупности событий, проявляющих
проблему во взаимодействии субъектов,
а также прослеживание объективной последовательности
и взаимосвязи событий — логики общественного
процесса. Описание событийного ряда и
анализ логики изменения существующей
ситуации (развития противоречия, раскрытия
проблемы) позволяет очертить облик
вступающих в противостояние
субъектов и предмет
его. Дальнейшее исследование развития
проблемной ситуации в возможный конфликт
предполагает включение в анализ принципов
и норм функционирования
данной системы (подсистемы), временного
и пространственного
факторов ее изменения,
а также социально-экономических,
политических, идеологических
и социально-психологических
условий.
Предвидение возможных вариантов
развития событий создает условия для
результативного управления ими. Прогнозирование
возникновения конфликтов является главной
предпосылкой эффективной деятельности
по их предупреждению. Прогнозирование
и профилактика конфликтов выступают
направлениями управленческой деятельности
по регулированию социальных противоречий.
Особенности управления
конфликтами во многом определяются их
спецификой как сложного социального
явления. Важным принципом управления
конфликтом является принцип
компетентности. Во-первых, люди, вмешивающиеся
в развитие конфликтной ситуации, должны
обладать общими знаниями о характере
возникновения, развития и завершения
конфликтов вообще. Эти знания могут быть
следствием их теоретической подготовки
или богатого жизненного опыта. Во-вторых,
необходимо собрать максимально разностороннюю,
подробную содержательную информацию
о конкретной ситуации. Радикальность
вмешательства в конфликты не должна превышать
глубины наших знаний о них. Управлять
можно только тем, что хорошо знаешь. В
противном случае управление может привести
к результатам худшим, чем те, которые
были бы при естественном развитии событий.
Вмешательство в естественное
развитие конфликтной ситуации должно
осуществляться компетентными людьми,
не блокировать развитие противоречия,
а стремиться разрешить его неконфликтными
способами.
Регулирование
конфликтов требует соблюдения еще одного
принципа. Можно пытаться заставить оппонентов
отказаться от своих намерений, не допускать
их борьбы и т.п. Лучше все же дать возможность
людям защищать свои интересы, но добиться,
чтобы они делали это путем сотрудничества,
компромисса, избегания
конфронтации. Желательно не менять
радикальным образом содержание развития
событий, а сделать так, чтобы форма разрешения
назревшего противоречия была конструктивной,
мирной.
На основе изложенного
исследования складываются предпосылки
для разработки возможных сценариев прогноза
конфликтной ситуации. Затем перед конфликтологом
встает задача формулирования прогностической
модели и оценка ее достоверности. Заметим,
что описание событийного ряда и анализ
логики процесса изменения ситуации не
позволяют однозначно предсказать возможный
конфликт, так как на процесс его формирования
влияет ряд трудно учитываемых в исследовании
явлений, прежде всего субъективного порядка
(эмоциональный настрой людей, уровень
их толерантности и т.п.). Так что, каким
бы корректным ни был научный анализ событий,
их логики, речь может идти лишь о выработке
тех или иных вариантов ожидаемых проявлений
конфликтной ситуации.
Прогнозирование конфликта
— лишь предпосылка его предотвращения.
Следует также учитывать невозможность
предупреждения всякого конфликта. И к
этому, собственно говоря, не стремится
ни один здравомыслящий субъект управления
власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать,
что в период перехода к рыночной системе
экономики можно избежать конфликтов,
связанных с перестройкой структуры производства,
возникновением безработицы, забастовочных
движений. Руководящие органы общества,
тем не менее, имеют целью не допустить
возникновения и развития таких конфликтов,
которые бы подрывали основы функционирования
экономической системы и создавали бы
условия для социальных потрясений.
Стратегия предотвращения
конфликтов включает систему деятельности,
совокупность этапов и методов управления
конкретным процессом противоречивых
взаимоотношений общественных субъектов.
Различаются этапы:
1) частичного и полного предотвращения
конфликтов,
2) раннего предупреждения
и упреждающего разрешения.
Частичное предотвращение
становится возможным при условии блокирования
действия одной из причин данного конфликта
и ограничения его негативного влияния
на интересы противоборствующих сторон.
Стратегия полного предотвращения предполагает
нейтрализацию действия всего комплекса
детерминирующих конфликт факторов, что
и позволяет направить взаимодействие
субъектов в русло их сотрудничества во
имя реализации совпадающих интересов.
Упреждающее разрешение конфликта, равно
как и ранее его предупреждение, означает
не что иное, как осуществление согласования
позиций и интересов противоречивых субъектов
в пространстве их социального единства,
согласия по более важным вопросам общественной
жизни.
Деятельность зарубежных фирм, практика отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию. Организационные конфликты возникают из-за различия людей во взглядах, несовпадения восприятия и оценок тех или иных событий в ситуации, когда возникает угроза достижения цели хотя бы одного из участников взаимодействия. Управление конфликтами представляет собой контроль над процессом и формами протекания конфликта с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно направлено на разрешение конфликта или его урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение его источника, а урегулирование конфликта означает прекращение конфликтных действий и враждебности, снижение значимости источника, причины конфликта.
Исходным моментом эффективного обращения с конфликтом является его диагностирование, предполагающее сбор и анализ разносторонней информации о нем. В ходе изучения теоретических основ рассматриваемой проблемы были выявлены важнейшие аспекты диагноза конфликта:
1) причины или источники конфликта;
2) природа конфликта, то есть существует он на базе организационной целей или целей его участников;
3) биография конфликта, то есть его история в том числе поворотные точки в его развитии и фон на котором он возник и прогрессировал, а также стадия и тенденции его развертывания;
4) стороны конфликта, то есть личности или группы;
5) отношение сторон к конфликту, их цели и ожидания;
6) формальные и неформальные взаимоотношения и позиции сторон, в том числе их лидеров.
Анализ
практических аспектов изучаемой проблемы
показал, что внутрифирменные конфликты
неизбежны даже при очень жестком стиле
руководства кадрами. Проще всего их решать
в фирмах, которым требуется много малоквалифицированного
и легко заменяемого персонала. В таких
организациях достаточно увольнения конфликтных
личностей. Однако практика показывает,
что никакой ресурс не бывает бесконечным,
и последние десятилетия отечественной
истории хорошо иллюстрируют последствия
такого отношения к внутрифирменным конфликтам
- разрушение организационной системы.
Лишь использование системы предупреждения
конфликтов, предполагающей действия,
исключающие зарождение конфликтных ситуаций
или устраняющие причины, источники конфликта
и приводящие к разрядке конфликтной напряженности,
предотвращению формирования конфликтного
сознания, кризиса и конфликтных действий
позволит снизить издержки организации
и в конечном счете приведет к повышению
ее конкурентоспособности.