Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель – выявить особенности профессиональной мотивации учащихся 11 класса, определить методы их исследования.
Объект – учащиеся 11 класса
Предмет – особенности профессиональной мотивации у учащихся 11 класса.
В данной работе для определения
структуры мотивации
В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Инструкция.
Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
В очень незначительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в немаленькой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере | |||||
1. Денежный заработок |
|||||||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||||||
3. Стремление избежать
критики со стороны |
|||||||||
4. Стремление избежать
возможных наказаний или |
|||||||||
5. Потребность в достижении
социального престижа и |
|||||||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
|||||||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
|||||||||
Обработка результатов.
После заполнения листа ответов подсчитываются
показатели внутренней мотивации (ВМ),
внешней положительной (ВПМ) и внешней
отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии
со следующими ключами:
ВМ = (6+7)/2
ВПМ = (1+2+5)/3
ВОМ = (3+4)/2
Показателем выраженности каждого типа
мотивации будет число, заключенное в пределах
от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Из 30 опрошенных старшеклассников варианты ответов разделились на 4 группы:
ВМ1= (1+2)/2=1,5
ВМ2= (5+4)/4=2,25
ВМ3= (4+5)/3=3
ВМ4= (3+1)/5=0,8
ВМ5= (2+3)/1=5
ВПМ1=(3+2+5)/1=10
ВПМ2=(5+4+1)/3=3,3
ВПМ3=(2+3+2)/4=1,75
ВПМ4=(1+5+4)/2=5
ВПМ5=(4+1+3)/5=1,6
ВОМ1=(1+4)/2=2,5
ВОМ2=(3+2)/4=1,25
ВОМ3=(4+5)/3=1,3
ВОМ4=(2+3)/5=1
ВОМ5=(5+1)/1=6
ВМ1= (2+1)/3=1
ВМ2= (3+3)/2=3
ВМ3= (4+2)/1=6
ВМ4= (1+4)/4=1,25
ВМ5= (5+5)/5=2
ВПМ1=(3+3+1)/8=1,4
ВПМ2=(5+2+2)/3=3
ВПМ3=(2+1+3)/2=3
ВПМ4=(1+4+4)/1=9
ВПМ5=(4+5+5)/4=3,5
ВОМ1=(5+5)/3=3,3
ВОМ2=(3+4)/2=3,5
ВОМ3=(2+3)/1=5
ВОМ4=(1+2)/4=0,75
ВОМ5=(4+1)/5=1
ВМ1= (5+1)/5=1,2
ВМ2= (3+3)/1=6
ВМ3= (4+2)/2=3
ВМ4= (2+4)/3=2
ВМ5= (1+5)/4=1,5
ВПМ1=(2+5+1)/1=8
ВПМ2=(1+1+2)/2=2
ВПМ3=(3+2+3)/5=1,6
ВПМ4=(5+3+4)/4=3
ВПМ5=(4+4+5)/3=4,3
ВОМ1=(1+4)/5=1
ВОМ2=(2+3)/1=5
ВОМ3=(5+5)/2=5
ВОМ4=(4+1)/3=1,67
ВОМ5=(3+2)/4=1,25
ВМ1= (1+1)/1=2
ВМ2= (2+2)/2=2
ВМ3= (3+3)/3=2
ВМ4= (4+4)/4=2
ВМ5= (5+5)/5=2
ВПМ1=(3+1+1)/3=1,67
ВПМ2=(4+2+2)4=2
ВПМ3=(5+3+3)/5=2,2
ВПМ4=(2+4+4)/2=5
ВПМ5=(1+5+5)/1=11
ВОМ1=(3+1)/1=4
ВОМ2=(4+2)/2=3
ВОМ3=(5+3)/3=2,67
ВОМ4=(2+4)/4=1,5
ВОМ5=(1+5)/5=1,2
Результаты опроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование среди учеников 11 классов, я сделала вывод, что большинство учеников интересует не значение деятельности самой по себе, а содержание самой профессиональной деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), т.е. внешняя положительная мотивация.
Опрашивая старшеклассников, я убедилась в том, что для всех ребят важно получить высшее профессиональное образование. Найти наиболее престижную работу, на которой они смогли бы удовлетворить свои потребности в достижении социального престижа и уважения со стороны, и получили бы возможность наиболее полной самореализации именно в данной, интересной для них деятельности. Ну и, конечно же, мало кому из учеников хотелось бы получать наказания или неприятности. Но и тут их мнение разделились. Одни школьники говорили, что небольшие наказания приведут их к стимулу работать еще лучше, а другие говорили, что наказания и неприятности наоборот могут вызвать испуг данной деятельности и отказ выполнять ее.
И хотелось бы еще отметить, что важнейшей основой мотивации молодого человека на дальнейшее успешное обучение и трудовую деятельность является правильное воспитание в подростковом возрасте со стороны взрослых, понимание ими всех особенностей данного возраста. Необходимо вовремя признать право на определенную автономию повзрослевшего ребенка, удовлетворять его потребности в уважении и признании и вовремя рассмотреть негативную личностную направленность. Также важно выявить уровень мотивации молодого человека и приложить определенные усилия (со стороны старшего поколения) для его совершенствования. Все это в комплексе будет базой для формирования положительной мотивации на дальнейшее обучение и трудовую деятельность.
Список использованных источников
1. Батаршев А.В. Учебно-
2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006.
3. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Академия, 2008.
4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007.
1 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.- С. 7.
2 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М., 1992.- С. 359.
3 там же – С. 262.
4 Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.
5 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М., 1992, С.267
6 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М., 1992.
7 Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.
8 Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.
9 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003, С.279.
10 Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.
11 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М., 1992.-
12 Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Питер, 2003.
13 Там же
14 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
15 Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000.
16 Мескон М.Х. Основы менеджмента. М. 1992. С. 377
17 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003.
18 Мескон М.Х. Основы менеджмента. М. 1992. С. 377
19 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003
20 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003
21 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.
22 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
23 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
24 Там же
25 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.
26 Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.
27 Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л.: Наука, 1979.
28 Выготский Л.С. Детская психология. Педология подростка. Т. 4 – М., 1984.
29 Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование. –1996. –№2. С. 10-12.
30 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966
31 Макаренко А.С. Педагогическая поэма.- М.: Молодая гвардия, 1985.- С. 114.
32 Цандер Э. Практика управления. М. 1993. С. 215
33 *Социология молодежи /Под ред. В. Т. Лисовского. Кн. 1-3, М, 1995. С.35
34 Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.
35 Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. – 1975. - №5. С. 22-29.
36 Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М., 2009.
46 Практическая психодиагностика. Методика и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского - Самара , 2001.
47 Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2006.
48 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2005.
49 Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987.
Информация о работе Профессиональная мотивация учащихся 11 класса