Профессиональная мотивация учащихся 11 класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить особенности профессиональной мотивации учащихся 11 класса, определить методы их исследования.
Объект – учащиеся 11 класса
Предмет – особенности профессиональной мотивации у учащихся 11 класса.

Работа содержит 1 файл

курсовая Психофизиология.docx

— 92.93 Кб (Скачать)

В данной работе для определения  структуры мотивации профессионально  деятельности, я использую методику К. Замфира в модификации А. Реана.

В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция.

Прочитайте ниже перечисленные  мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для  Вас по пятибалльной шкале.

 

 

 

                                                                                                      Таблица 1.1

 

1

2

3

4

5

В

очень незначительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В

очень большой мере

1. Денежный заработок

         

2. Стремление к продвижению  по работе

         

3. Стремление избежать  критики со стороны руководителя  или коллег

         

4. Стремление избежать  возможных наказаний или неприятностей

         

5. Потребность в достижении  социального престижа и уважения  со стороны других

         

6. Удовлетворение от самого  процесса и результата работы

         

7. Возможность наиболее  полной самореализации именно  в данной деятельности

         
               

 

Обработка результатов. 
После заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами: 
ВМ = (6+7)/2 
ВПМ = (1+2+5)/3 

ВОМ = (3+4)/2 
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Из 30 опрошенных старшеклассников варианты ответов разделились на 4 группы:

    1. Данным вариантом ответили 5 человек

 

ВМ1= (1+2)/2=1,5

ВМ2= (5+4)/4=2,25

ВМ3= (4+5)/3=3

ВМ4= (3+1)/5=0,8

ВМ5= (2+3)/1=5

 

ВПМ1=(3+2+5)/1=10

ВПМ2=(5+4+1)/3=3,3

ВПМ3=(2+3+2)/4=1,75

ВПМ4=(1+5+4)/2=5

ВПМ5=(4+1+3)/5=1,6

 

ВОМ1=(1+4)/2=2,5

ВОМ2=(3+2)/4=1,25

ВОМ3=(4+5)/3=1,3

ВОМ4=(2+3)/5=1

ВОМ5=(5+1)/1=6

 

    1. Данным вариантом ответили 2 человека

 

ВМ1= (2+1)/3=1

ВМ2= (3+3)/2=3

ВМ3= (4+2)/1=6

ВМ4= (1+4)/4=1,25

ВМ5= (5+5)/5=2

 

ВПМ1=(3+3+1)/8=1,4

ВПМ2=(5+2+2)/3=3

ВПМ3=(2+1+3)/2=3

ВПМ4=(1+4+4)/1=9

ВПМ5=(4+5+5)/4=3,5

 

ВОМ1=(5+5)/3=3,3 
ВОМ2=(3+4)/2=3,5 
ВОМ3=(2+3)/1=5 
ВОМ4=(1+2)/4=0,75 
ВОМ5=(4+1)/5=1

 

    1. Данным вариантом ответили 13 человек

 

ВМ1= (5+1)/5=1,2

ВМ2= (3+3)/1=6

ВМ3= (4+2)/2=3

ВМ4= (2+4)/3=2

ВМ5= (1+5)/4=1,5

 

ВПМ1=(2+5+1)/1=8

ВПМ2=(1+1+2)/2=2

ВПМ3=(3+2+3)/5=1,6

ВПМ4=(5+3+4)/4=3

ВПМ5=(4+4+5)/3=4,3

 

ВОМ1=(1+4)/5=1 
ВОМ2=(2+3)/1=5 
ВОМ3=(5+5)/2=5 
ВОМ4=(4+1)/3=1,67 
ВОМ5=(3+2)/4=1,25

 

    1. Данным вариантом ответили 10 человек

 

ВМ1= (1+1)/1=2

ВМ2= (2+2)/2=2

ВМ3= (3+3)/3=2

ВМ4= (4+4)/4=2

ВМ5= (5+5)/5=2

 

ВПМ1=(3+1+1)/3=1,67

ВПМ2=(4+2+2)4=2

ВПМ3=(5+3+3)/5=2,2

ВПМ4=(2+4+4)/2=5

ВПМ5=(1+5+5)/1=11

 

ВОМ1=(3+1)/1=4

ВОМ2=(4+2)/2=3 
ВОМ3=(5+3)/3=2,67 
ВОМ4=(2+4)/4=1,5

ВОМ5=(1+5)/5=1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты опроса

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование среди  учеников 11 классов, я сделала вывод, что большинство учеников интересует не значение деятельности самой по себе, а содержание самой профессиональной деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), т.е. внешняя положительная мотивация.

Опрашивая старшеклассников, я убедилась в том, что для  всех ребят важно получить высшее профессиональное образование. Найти  наиболее престижную работу, на которой  они смогли бы удовлетворить свои потребности в достижении социального  престижа и уважения со стороны, и  получили бы возможность наиболее полной самореализации именно в данной, интересной для них деятельности. Ну и, конечно же, мало кому из учеников хотелось бы получать наказания или неприятности. Но и тут их мнение разделились. Одни школьники говорили, что небольшие наказания приведут их к стимулу работать еще лучше, а другие говорили, что наказания и неприятности наоборот могут вызвать испуг данной деятельности и отказ выполнять ее.

И хотелось бы еще отметить, что важнейшей основой мотивации молодого человека на дальнейшее успешное обучение и трудовую деятельность является правильное воспитание в подростковом возрасте со стороны взрослых, понимание ими всех особенностей данного возраста. Необходимо вовремя признать право на определенную автономию повзрослевшего ребенка, удовлетворять его потребности в уважении и признании и вовремя рассмотреть негативную личностную направленность. Также важно выявить уровень мотивации молодого человека и приложить определенные усилия (со стороны старшего поколения) для его совершенствования. Все это в комплексе будет базой для формирования положительной мотивации на дальнейшее обучение и трудовую деятельность.

Список использованных источников

1.  Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М.: Академия, 2009.

2.  Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006.

3.  Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Академия, 2008.

4.  Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007.

1 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.- С. 7.

2 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М., 1992.- С. 359.

3 там же – С. 262.

4 Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.

5 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М., 1992, С.267

6 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М., 1992.

7 Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.

8 Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.

9 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003, С.279.

10 Носкова О.Г. Психология труда – М., 2004.

11 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М., 1992.-

12 Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Питер, 2003.

13  Там же

14 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

15 Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000.

16 Мескон М.Х. Основы менеджмента. М. 1992. С. 377

17 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003.

18 Мескон М.Х. Основы менеджмента. М. 1992. С. 377

19 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003

20 ШульцД., Шульц С. Психология и работа. – СПб., 2003

21 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.

22 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

23 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

24 Там же

25 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2008.

26 Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. – М.,  2003.

27 Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л.: Наука, 1979.

28 Выготский Л.С. Детская психология. Педология подростка. Т. 4 – М., 1984.

29 Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психологическая наука и образование. –1996. –№2. С. 10-12.

30 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966

31 Макаренко А.С. Педагогическая поэма.- М.: Молодая гвардия, 1985.- С. 114.

32 Цандер Э. Практика управления. М. 1993. С. 215

33 *Социология молодежи /Под ред. В. Т. Лисовского. Кн. 1-3, М, 1995. С.35

34 Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.

35 Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. – 1975. - №5. С. 22-29.

36 Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М., 2009.

46 Практическая психодиагностика. Методика и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского - Самара , 2001.

47 Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2006.

48 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2005.

49 Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональная мотивация учащихся 11 класса