Профессиональная мотивация учащихся 11 класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить особенности профессиональной мотивации учащихся 11 класса, определить методы их исследования.
Объект – учащиеся 11 класса
Предмет – особенности профессиональной мотивации у учащихся 11 класса.

Работа содержит 1 файл

курсовая Психофизиология.docx

— 92.93 Кб (Скачать)

Внутренняя мотивация  предполагает наивысший уровень  самодетерминации поведения. Все факторы, которые стимулируют интенцию человека к выполнению деятельности, определяются спецификой самой деятельности. Человек  полностью осознает значимость как  результата выполняемой им деятельности, так и самого процесса. Данный тип  мотивации предполагает высокий  уровень отдачи, инициативности, проявления творчества в деятельности человека. Внутренне мотивированные люди отличаются высокой работоспособностью и личностной вовлеченностью в деятельность.

Идентификационная регуляция  относиться к внешней мотивации. Данный тип детерминации поведения  предполагает, что человек осознает важность цели деятельности, и конечный результат расценивается как  личностно значимый для него. Идентификационная  регуляция имеет много общих  черт с внутренней мотивацией, в  частности, имеет высокий уровень  самодетерминации поведения, но у нее  есть одна важная особенность: человек  выполняет деятельность ради достижения результата, а не ради получения  удовольствия от процесса ее выполнения.

При внешней регуляции  человек выполняет деятельность для удовлетворения внешнего запроса, ради получения вознаграждения либо избегания наказания.

«Амотивированное» поведение  не является самодетерминированным. Человек  либо вообще не действует, либо выполняет  деятельность без осознанного намерения  и желания – просто осуществляет набор действий. Такой тип детерминации поведения возникает при отсутствии важности результата и процесса деятельности для человека, когда он не ощущает  себя достаточно компетентным или понимает, что его действия не приведут к ожидаемому результату.

Формирование мотивации  с высоким уровнем самодетерминации во многом связано со степенью удовлетворения у человека потребностей в компетентности и автономии. Компетентность предполагает стремление приносить результаты, быть эффективным во взаимоотношениях с окружающей средой. Потребность в автономии определяется, как необходимость ощущать независимость (свободу) от давления (гнета, эксплуатации) и ощущать возможности выбирать среди нескольких вариантов, способов выполнения деятельности. В данном исследовании мы предположили, что личностные качества, способствующие ощущению собственной компетентности и автономии, могут служить факторами мотивации с высоким уровнем самодетерминации. К таким качествам можно отнести: уровень притязаний, самооценка, самоэффективность, и интернальный локус контроля.

Таким образом, личностные качества, способствующие ощущению собственной  компетентности (высокий уровень  притязаний, самооценки и самоэффективности), а также автономии (интернальный локус контроля) являются одним из условий формирования мотивации  с высоким уровнем самодетерминации. Внутренняя мотивация способствует росту удовлетворенности трудом, стимулирует развитие индивидуальных способностей, высокого чувства ответственности. Она создает основу для формирования отношения к труду как к  средству самореализации личности. Типы мотивации с низким уровнем самодетерминации связаны с низким интересом к  деятельности, которая становится возможной  только при воздействии внешних  стимулов. Полученные данные расширяют  возможности для формирования эффективной  кадровой политики в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы формирования  профессиональной мотивации

 

Первый этап: «Определение структуры мотивации профессиональной деятельности»

Один из основополагающих моментов – определение структуры  мотивации профессиональной деятельности – позволяет выявить одноименная методика К. Замфира в модификации А. Реана.

Данный этап может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в  основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к  удовлетворению иных потребностей внешних  по отношению к содержанию самой  деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Данный этап позволяет выявить нежелательное соотношение между внутренней мотивацией, внешней отрицательной и внешней положительной мотивацией. Наихудшим вариантом, который должен насторожить психологов и педагогов является тот, где наименьшее значение принадлежит внутренней мотивации, а наибольшее значение принадлежит внешней отрицательной мотивации (разница между степенями выраженности равна 4–3 баллам).

 

Второй этап: «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»[46]

Следующий этап, который представляет интерес в свете нашей работы, является «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере» (разработчик О.Ф. Потемкина).

Данный этап основан на работах Д.Н. Узнадзе (14), который, в свою очередь опирался на работы К. Юнга и Э. Фромма. Она позволяет диагностировать степень выраженности и взаимосвязь между собой социально-психологических установок у отдельной личности или группы людей. Это прежде всего социально-психологические установки, связанные с «альтруизмом» и «эгоизмом», «процессуальной» и «результативной» направленностью, а также ориентацией на «свободу» и «власть», «труд» и «деньги».

Следует отметить, что можно  на основании результатов использования  этапов, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных  испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно  и в равной степени.

2. Группа низкомотивированных  испытуемых, у которых всe ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными  ориентациями, у которых некоторые  ориентации выражены сильно, а  другие могут даже отсутствовать.

Результаты по этой методике согласовываются с изложенным ранее  материалом – четыре уровня сформированности мотивации у молодых людей. Соответственно, с помощью этого этапа, возможно выявить на каком уровне находится мотивационная сфера индивида.

Третий этап: «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности»

Данный этап помогает определить ведущие потребности-мотиваторы личности. Методологической основой служит теория мотивации Д. Мак-Клеланда, а также ряд ее современных интерпретаций.

В рамках данного этапа определяются доминирующие потребности исследуемого. В свете работы Д. Мак-Клеланда это следующие значимые мотивации: достижение успеха, стремление к власти, тенденция к групповому признанию и уважению.

Необходимо отметить, что  знание молодыми людьми основных своих  потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Четвертый этап: «Ценностные ориентации»[47]

Следующий представляемый этап для исследования мотивации у молодых людей «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич).

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям. Данный этап основан на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1)  терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Этот класс отвечает за нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, структуру ценностей;

2)  инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Данный класс отвечает за ценности на уровне поведения, индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в социуме.

По результатам данного теста психолог устанавливает индивидуальную закономерность в выстраивании испытуемым системы ценностных ориентаций.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку  испытуемым в содержательные блоки  по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

В связи с тем, что в  основе данной методики лежит прямое ранжирование списка ценностей, то ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого, и, соответственно, ее надежность снижается. Данные по этому этапу рекомендуется подкреплять данными других этапов. 

Пятый этап: «Диагностика удовлетворенности работой»[48]

Данный этап позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие. Она в определенной степени согласуется с рассмотренной нами ранее теорией мотивации Л. Портера – Э. Лоулера. С помощью этого этапа можно определить, какая составляющая деятельности (учебы, работы) молодого человека является наименее благополучной, где у него назрела внутренняя неудовлетворенность.

Выделяют следующие элементы или показатели удовлетворенности  работой:

– содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);

– условия работы;

– оплата труда, материальное вознаграждение;

– степень престижности работы;

– руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);

– карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т.п.;

– окружение, психологический климат в коллективе.

В первую очередь, важно обратить внимание на удовлетворенность содержанием  и характером работы. Интерес к  процессу деятельности, ее значимости может быть важным мотивирующим фактором для молодого человека. И в случае получения низких баллов по данной шкале следует обратить на это  внимание педагогов или руководителей.

Шестой этап: «Диагностика эмоциональной направленности личности»[49]

Следующий этап, на который необходимо обратить внимание – «Диагностика эмоциональной направленности личности».

Установлено, что ценность одних и тех же переживаний  для разных лиц ранжирована по-разному. В связи с этим в психологию и было введено понятие общей  эмоциональной направленности. Эмоциональная  направленность, таким образом, связана  с функционированием эмоции в  качестве ценности, и только по этому  признаку она отличается от морально-мировоззренческой.

Общая эмоциональная направленность человека сказывается, прежде всего, в выборе им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.

Б.И. Додонов предлагает выделять 10 типов общей эмоциональной направленности человека:

1.Альтруистическая направленность

2.Коммуникативная направленность

3.Глористическая направленность (на самоутверждение)

4.Практическая направленность (радость от процесса работы)

5.Пугностическая направленность (удовлетворение от преодоления опасности)

6.Романтическая направленность

7.Гностическая направленность (удовлетворение от решения трудных задач)

8.Эстетическая направленность

9.Гедонистическая направленность – на удовольствия

10.Акхизитивная направленность (на коллекционирование, накопление)

Тип общей эмоциональной  направленности личности, выступая в  качестве одного из системообразующих  факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы  человека. Эмоциональная же сфера, в  свою очередь, оказывает свое воздействие  на восприятие человеком окружающей действительности, на его мечты и  планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление  о счастье. Вместе с тем лицу с  ярко выраженной определенной эмоциональной  направленностью отнюдь не чужды  и все другие побуждения. Но они  существуют независимо от главного типа эмоциональной направленности человека, а как бы пронизываются им.

В данной главе был сделан обзор основных этапов, которые предлагаются для выявления мотивационных факторов у молодых людей в период их профессионального обучения и становления в профессии. С их помощью можно определить эмоциональную направленность личности, ее ценностные ориентации, доминирующие потребности, установить уровень мотивации и ее социально-психологические установки. Также здесь представлены этапы на выявление уровня удовлетворенности работой и типа мотивации профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что  своевременное проведение диагностики  молодых людей представленными  этапами позволит преподавателям, родителям, старшим наставникам, а также непосредственно самим испытуемым провести необходимую коррекцию мотивационной структуры в учебной и профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследование профессиональной структуры мотивации личности

На данном этапе работы необходимо определиться, какой именно возрастной интервал будем рассматривать. Ведь определение «молодежь» достаточно расплывчатое и требует уточнения.

В связи с тем, что в  рамках данной работы невозможно наиболее полно охватить все особенности  достаточно широкого возрастного диапазона, предлагаю принять к рассмотрению интервал от 16 до 18 лет. На этот возраст приходится период профессионального самоопределения и обучения. И, соответственно, именно в этом возрасте должна происходить основная закладка всего дальнейшего жизненного пути человека.

Информация о работе Профессиональная мотивация учащихся 11 класса