Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Введение
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Характеристика профессионального обучения
1.4 Направления профессионального обучения
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
Заключение
Список литературы
При
этом метод имеет следующие
-Отсутствие
источников развития систем
-Невозможность
генерировать и продвигать
-Рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;
-Ограниченность аудитории, которая может обучаться посредством внутренних ресурсов.
При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем вне рабочего места, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости к обучаемым по социальному положению и личным качествам. Таким образом основными методами профессионального обучения персонала на рабочем месте являются:
«Инструктаж - разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником или специально подготовленным инструктором непосредственно на рабочем месте. По времени инструктаж непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности. Широко используется на всех уровнях современной организации»2.
Ротация
- метод подготовки кадров в организации,
который предполагает последовательную
работу сотрудника на разных должностях
как в своем, так и в других
подразделениях с целью приобретения
новых навыков. Ротация применяется
тогда, когда сотруднику необходима
многосторонняя квалификация, «многоплоскостной»
взгляд на проблемы организации. Кроме
сугубо обучающего эффекта, ротация
оказывает положительное
«Ученичество
и наставничество - метод передачи
знаний и навыков от опытного и
компетентного сотрудника менее
опытному и компетентному в процессе
их общения. Метод широко распространен
там, где практический опыт играет исключительную
роль в подготовке специалистов: в
медицине, сфере услуг, управлении.
Ученики не обязательно проводят
все свое время, наблюдая за тем, как
работает наставник, и оказывая ему
помощь. Они могут занимать должности
и работать самостоятельно. Их ученичество
заключается в возможности
Такие методы обучения не дают возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.
«Методы
профессионального обучения вне
рабочего места предназначены прежде
всего для получения
В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе «кружок качества», который применяется в США и Европе).
В
Германии этот метод называется «вместо
учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых,
аналогичных особенностей: рабочие
группы хотят управлять
Обучение вне рабочего места - также имеет определенные достоинства и недостатки. Данные методы обучения позволяют:
-пригласить
для обучения в компанию
-решать актуальные проблемы обучения персонала. Вместе с тем она имеет свои ограничения:
-при
использовании только внешних
ресурсов обучения у
-растет
неспособность организации к
самостоятельному обучающему
-транзакционные
издержки.
Таблица 2.2
Методы обучения персонала вне рабочего места
Метод обучения | Характерные особенности метода |
1. Чтение лекций | Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
2.Программированные курсы обучения | Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний |
3.Конференции, семинары | Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях |
4.
Метод обучения руководящих |
Моделирование
организационной проблемы, которую
должны решить участники (слушатели) группы.
Позволяет соединить |
5. Деловые игры | Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
6.
Методы решения |
Моделирование
процессов, происходящих на конкурирующих
предприятиях. Слушатели распределяют
между собой роли конкурирующих
между собой фиктивных |
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы») | Молодые специалисты
разрабатывают конкретные решения
по проблемам управления организации,
объединившись в рабочие |
Таким образом, основными методами обучения вне рабочего места являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, самообучение.
Лекция
(разновидности: лекция-беседа, лекция-дискуссия,
лекция-диалог, лекция-презентация) - традиционный
метод обучения, один из основных видов
учебных занятий. Лекция решает важную
задачу - за довольно короткий промежуток
времени дать определенную сумму
знаний, донести до слушателей информацию,
изложить фактический материал, дать
глубокий анализ темы. Она позволяет
развить множество новых идей
в течение одного занятия, расставить
необходимые акценты. Лекции эффективны
и с экономической точки
Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего, их роль сводится к восприятию и самостоятельному осмыслению материала. В результате - отсутствие обратной связи, лектор не контролирует степень восприятия материала и не может внести коррективы в ход обучения. Чтобы лекция прошла успешно, следует уделить внимание подготовке к ней: раздать план и тезисы, раздаточный материал и список использованной литературы. Во многом успех лекции зависит от внутреннего настроя лектора, от его желания увлечь слушателей, пробудить у них интерес к теме.
Семинары
проводятся обычно как итоговое занятие,
завершающее какой-то раздел учебного
плана или самостоятельную
Практические занятия (кейсы). Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, ведущий направляет и контролирует их работу.
Использование данного метода позволяет участникам обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики.
Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень теоретических знаний и профессионализма.
Деловые
игры - метод обучения, наиболее близкий
к реальной профессиональной деятельности
обучающихся. Его цель — найти
коллективно путь выхода из сложного
жизненного положения путем обогащения
мыслей, подходов, идей как индивидуумов,
так и групп слушателей. Деловую
игру можно провести, имитируя любой
уровень управления. Кроме того,
за несколько часов, отведенных на деловую
игру, возможно имитировать процесс,
который длится в реальной жизни
месяцы и годы. Каждый участвующий
в игре видит процесс в динамике,
а также последствия
Методики деловых игр различны: «Мозговая атака», «Метод Дельфи», «Метод Гордона» и т. п. Игры могут имитировать как глобальные процессы (управление регионом, городом, предприятием или организацией), так и локальные (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Деловые игры полезны с точки зрения выработки практических, управленческих и поведенческих навыков. Они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения навыками профессии.
Деловые игры дорогостоящие, для их подготовки требуются специальные навыки и много времени; необходим тщательный разбор игры, имеющий чрезвычайное значение для эффективности этого вида обучения, подбор специально подготовленных модераторов.
Тренинги являются методом обучения, обеспечивающим активное усвоение учебного материала, формирование практических навыков, снятие стереотипов поведения, создание психологической готовности к деятельности. Различают функционально-поведенческие тренинги, задачей которых является воспроизводство и усвоение уже известного профессионального опыта (знаний, умений, навыков), и консультативные тренинги, имеющие преобразующую направленность на развитие нового профессионального опыта.
Наиболее распространенные тренинговые области - командообразование; продвижение товаров и услуг; стратегическое планирование; организационное развитие; управление структурным подразделением; личностный рост и профессиональное развитие; корпоративная культура; тайм-менеджмент.
«Самостоятельное обучение - самый простой вид обучения, требующий только желания и возможностей обучающихся. Эффективно использование вспомогательных средств: аудио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ, в том числе компьютерных. Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся сам определяет скорость обучения, число повторений, продолжительность занятий, контролирует важные параметры процесса обучения. Однако индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности - обратной связи (обучающийся предоставлен самому себе). Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток»3.