Процесс обучения и развития персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Характеристика профессионального обучения
1.4 Направления профессионального обучения
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по персоналу.docx

— 68.86 Кб (Скачать)

     Таблица 1.1

Характеристика  видов обучения кадров

Вид обучения Характеристика  вида обучения
1. Профессиональная подготовка кадров

1.1.Профессиональная начальная подготовка

1.2.Профессиональная специализированная подготовка

Приобретение  знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления  конкретной деятельности (обучается  учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как  фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения  специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с  целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)
2.Профессиональное  совершенствование (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование  профессиональных знаний и способностей

2.2.Профессиональное совершенствование

с целью продвижения  по службе

Расширение  знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются  занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Приведение знаний и способностей в соответствие с  требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка к  выполнению качественно более высоких  задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) Получение знаний, умений, навыков и овладение способами  обучения (поведения) для освоения новой  профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются  занятые в производстве работники  или безработные, имеющие практический опыт)
 

 

      Таблица 1.2

Задачи  обучения для отдельных  целевых групп

Целевая группа Главные задачи обучения
1. Учащаяся молодежь Теоретическая начальная подготовка вне сферы  деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство)
2.Специалисты  с опытом работы Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности
3.Руководители  с опытом работы Отработка поведения  на случай возникновения конфликтных  ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.

1.3 Характеристика профессионального обучения

 

     «Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений сотрудникам  организации»1.

     В современных условиях быстрого устаревания  профессиональных знаний способность  организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников  является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией. Сегодня  организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние  на достижение организационных целей.

     Профессиональное  обучение персонала включает ряд  мероприятий. Это дополнительная и  адаптирующая подготовка, подготовка резерва, переподготовка, профессиональная реабилитация. Существуют различные  формы и методы обучения.

     Профессиональное  обучение предусматривает первичную  профессиональную подготовку и последующее  углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.

     Цикл  профессионального обучения начинается с определения потребностей в  обучении. Для этого выявляется степень  несоответствия между имеющимся  и требуемым уровнем подготовленности сотрудника. На основании анализа  потребностей обучения и ресурсов (материальных, временных, интеллектуальных) организации  формируется план обучения, определяются цели профессионального обучения, а  также критерии оценки его эффективности.

     Поскольку затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация  ожидает от них отдачи в виде повышения  эффективности ее деятельности.

     Ключевым  моментом в управлении профессиональным обучением является определение  потребностей организации в этой области, которое состоит в выявлении  несоответствия между требованиями организации к профессиональным навыкам и знаниям своих сотрудников  и теми знаниями и навыками, которыми они обладают.

     Определение потребности в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует  совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его  руководителя. Каждая из сторон привносит  свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и  ролью в процессе профессионального  развития

     Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:

  • результаты аттестации;
  • заявки и пожелания от самих сотрудников;
  • стратегия развития организации.

     После определения потребностей переходят  к этапу подготовки программы  обучения. Разработка программ профессионального  обучения может осуществляться как  самой организацией, так и специализированными  компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ  и недостатков каждого варианта.

     «Содержание программы определяется стоящими перед  ней целями, отражающими потребности  в профессиональном обучении в конкретной организации».

1.4 Направления профессионального обучения

 

     Существуют  различные направления профессионального  обучения, каждое из которых нацелено на решение специфических проблем  организации. Основными направлениями  профессионального обучения и повышения  квалификации являются:

     1) первичное обучение в соответствии  с задачами и спецификой работы предприятия. В РК существовала хорошо разработанная и четко продуманная система первичного профессионального обучения, которая осуществлялась на двух уровнях: среднее профессиональное образование (профессионально-технические училища - ПТУ) и высшее профессиональное образование (высшие технические учебные заведения - ВТУ-Зы). И ПТУ, и ВУЗы создавались при соответствующем крупном предприятии, что позволяло обучающимся совмещать обучение с прохождением производственной практики, знакомиться с лучшими наставниками, формировать целостную картину производственного процесса. Предприятия, в свою очередь, осуществляли целенаправленную подготовку специалистов, учитывая собственные нужды. Это помогало удовлетворять потребность в новых работниках, а совмещение обучения и практики существенно сокращало сроки адаптации новичков на рабочем месте.

  1. обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и возможностями исполнителя. Даже в том случае, если подбор и найм работника был произведен по всем правилам, остается разрыв между требованиями рабочего места и возможностями исполнителя. Это связано прежде всего с тем, что каждая организация имеет специфические черты в системе распределения труда. В погоне за укреплением своих позиций на рынке компании стремятся разработать более эффективную систему организации производства, укрупнить рабочие места, увеличивая нагрузку. Это, в свою очередь, создает необходимость непрерывного совершенствования исполнителей;
  2. обучение для повышения общей квалификации. Темпы развития современного бизнеса, переход от функциональной к процессной модели организации производства предъявляют повышенные требования к общей деловой эрудированности и подготовленности специалистов. Доказано, что чем выше сотрудник поднимается по служебной лестнице, тем большее значение приобретает широта его профессиональной подготовки. Узкая специализация важна, в первую очередь, для специалистов исполнительского уровня, в то время как руководители должны уметь продемонстрировать стратегическое мышление, умение принимать решения с учетом всех аспектов деятельности предприятия;
  3. обучение по новым направлениям деятельности организации. Данный вид обучения становится особенно актуальным тогда, когда организация готовится изменить направление своей деятельности или добавить новые виды деятельности. В этом случае многие организации предпочитают осуществить дополнительную переподготовку уже имеющихся сотрудников вместо того, чтобы нанимать новых. Это обусловлено тем, что старые сотрудники уже знакомы с правилами поведения в организации, имеют более высокий уровень лояльности (приверженности) к ней, разделяют ее корпоративные ценности;
  4. обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций. Этот вид обучения применяется масштабно перед внедрением новых технологий в организации. Например, широкое распространение компьютеров привело к необходимости дополнительного обучения сотрудников практически всех специальностей по овладению компьютерной грамотностью. То же самое касается и массового использования Интернета как способа получения и распространения информации.

 

Глава 2. Основные методы профессионального обучения персонала

2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте

 

     Традиционно различают два основных метода обучения персонала: Обучение без отрыва от производства; Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров. Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

     Приведу методы профессионального обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой  задачи на рабочем месте (табл. 2.1). 

     Таблица 2.1

Методы  обучения персонала  на рабочем месте

Метод обучения Характерные особенности  метода
1. Направленное приобретение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в  котором изложены цели обучения
2.Производственный  инструктаж Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей  обстановкой
3.Смена  рабочего места(ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление  о многогранности деятельности и  производственных задач (специальные  программы молодого поколения специалистов)
4.Использование  работников в качестве ассис-тентов. стажеров Обучение и  ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного  порядка задач при одновременном  принятии на себя некоторой доли ответственности
5.Подготовка

в проектных  группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях

в проектных  группах, создаваемых на предприятии  для разработки крупных, ограниченных сроком задач

     Компании  используют данный метод для обучения по следующим причинам: есть возможность  учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются  корпоративные тайны.

Информация о работе Процесс обучения и развития персонала