Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа
В этой курсовой работе я попытался рассмотреть автомобильный рынок России на конец 2003 года с разных сторон: его игроков, тенденции, возможности и угрозы; положение на нем АвтоВАЗа, перспективы его развития, те стратегии, которые использует компания на данный момент, и на что, на мой взгляд, ей следует сделать упор в ближайшем будущем.
Введение
1.Описание предприятия
2. Анализ хозяйственного портфеля
2.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы
2.2. Матрица Ансоффа
3.Процедуры анализа внешней среды.
3.1.Методика ПЭСТ
3.2. Модель пяти сил конкуренции
3.3. SWOT-анализ
Заключение
Доля моделей АвтоВАЗа на рынке России:
1. Классика 12,68 %
2. Самара 13,41 %
3. Лада 110 13,51 %
4. Нива 2,982%
Доля ближайших конкурентов на рынке России:
1. ИЖмаш 4,2 %
2. Иномарки 26,6 %
3. Иномарки 32,5 %
4. УАЗ 26,6 %
Относительная доля рынка АвтоВАЗа:
1. Классика 3,019
2. Самара 0,504
3. Лада 110 0,508
4. Нива 0,112
Темпы
роста продаж:
1. Классика -5 %
2. Самара +11 %
3. Лада 110 +19 %
4. Нива +2 %
Согласно занимаемым позициям в матрице
БКГ следует применять следущие стратегии:
1)
Классика: получение максимальной прибыли
и постепенное сокращение объемов производства,
вследствие сокращения объемов продаж.
Направление получаемой прибыли в развитие
трудных детей и новых моделей.
2)
Самара и Лада 110: произвести сравнение
потенциалов развития и выбрать наиболее
перспективный продукт для инвестиций.
3)
Нива: не снимать с производства, продолжая
удовлетворять имеющийся спрос.
Имеющиеся рынки | Новые рынки | |
Имеющиеся продукты | Расширение присутствия (проникновение) | Развитие новых рынков |
Новые продукты | Развитие продукта | Диверсификация |
Маркетинговая
привлекательность стратегий
Для
уже имеющихся продуктов (
Для внедорожника «Нива» следует развивать новые рынки. Возможно, подойдет разработка различных модификаций для пожарных, медицинских, лесных служб, для армии и т.д.
Для новой модели Лада Калина следует применять стратегию развития продукта, проводить рекламные и PR-кампании с целью привлечения интереса потенциальных покупателей.
На наш
взгляд соотношение объемов продаж
и величины риска этих двух стратегий
соразмерны ожидаемой прибыли от
их реализации.
3.
Процедуры анализа внешней
среды
3.1. Методика ПЭСТ
Факторы макросреды | Характер влияния | Степень влияния (-5)-(+5) | Возможные действия организации | Степень влияния после принятия мер (-5)-(+5) |
Политические
факторы:
1)размеры гос.бюджета 2)отношения правительства с иностранными государствами 3)финансовая кредитная политика |
1)маленькое
выделение средств из гос. 2)запрет на вывоз отечестве авто за границ 3) увелечение % ставок по кредитам |
-3
-1 -2 |
1)приобретение
ссуды,кредита 3)привлечение инвестиций и инвесторов |
+4 +2 |
Правовые
факторы:
1)развитие законодательства по защите окружающей среды |
1)загрязнение
окружающей среды |
-1 |
1)увелечение экологического класса авто |
+3 |
Экономические
факторы:
1)темпы экономического роста 2)ставка % по кредитам 3) изменения уровня доходов населения |
1) плохой эконом.
Рост
Хороший эконом рост 2)высокие % Низие % 3)низкий уровень дохода населения |
-2
+2 -3
+4 -4 |
1)хорошее финансирование
из гос. бюжета 3)понежение цен на продукцию |
+2 +2 |
Социальные
факторы:
1)уровень средне душевого дохода 2)покупательские предпочтения 3)отношение к качеству товаров и услуг 4)экологические требования 5)изменение в
стиле жизни, обычаях, |
1)низкий уровень
маленький спрос
2)уменьшение
спроса 4)не
сответсвие классам Евро 5)приобретение импорт. авто |
-3
-2
-3
-2 |
1)понеженее
цен 2)увелечение
качества продукции 4) соответствовать требованиям Евро стандарта 5)разработка и внедрение новых технологий |
+2 +3 +3 +1 |
Технологические
факторы:
1)ускорение и
развитие научно-технического 2)разработка и внедрение новых технологий 3)совершенствование существующих и производство новых товаров 4)рост числа техногенных катастроф |
+1
+1
+2 0 |
|||
Демографические
факторы:
1)рост или
сокращение численности 2)старение населения 3)интенсивность иммиграции и эмиграции 4)коэффициент
средней продолжительности |
1)рост населения
Сокращение
населения 2)падение потребности продукта 3) въезд в страну |
+2 -2 -2 +2 |
1)увелечение
продаж в том районе
Упадок продаж 2)разработка продукта для более старшего населения 3)увелечение производства |
+2 -2 +2 +2 |
Природные
факторы:
1)истощение ресурсов 2)изменение климата |
1)покупка сырья из за границы | -3 |
3.2. Модель пяти сил
конкуренции
1.Конкурентная борьба.
Не усилится, даже можно сказать ослабеет по отношению к нашему автопрому. Возрастёт скорее всего борьба на рынке России между зарубежными производителями .
2. Сила покупателей.
Заметно возрастет ,автопроизводителю придется более тонко заманивать клиентов всевозможными скидками и акциями, не принося тем самым ущерб себе.
3.Новые конкуренты.
В условиях демографического кризиса и сокращения спроса на автомобили вряд ли будут создаваться за столь короткие сроки бюджетные версии.
4.Сила поставщиков.
Сила поставщиков заметно возрастет, особенно если поставляемое сырьё качественное и не дорогое. Тесное сотрудничество и отсутствие роста цен на поставки позволит снизить цены на готовую продукцию.
5.Товары-заменители.
В условиях кризиса
и нехватки средств на покупку
автомобилей заменителем можно будет
считать общественный транспорт.
3.3.
SWOT анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
Узнаваемость бренда | Невысокое качество продукции |
Значительная доля рынка | Старый модельный ряд |
Невысокая стоимость продукции | Устаревшие технологии производства продукции |
Дешевизна в обслуживание и эксплуатации | Недостаточное кол-во финс. средств |
Повышение качества продукции | |
Обновление модельного ряда | |
Модернизация производственных мощностей |
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны |
|
|
Слабые стороны |
|
Возможности | Угрозы |
Увеличение доли рынка посредствам вытеснения ближ. конкурентов | Снижение объема продаж |
Получение фин. поддержки со стороны государства | Рост кол-ва конкурентов на рынке |
Привлечение доп. средств за счет размещения ценных бумаг на фондовых биржах | Снижение ввозных пошлин на подержанные иномарок после вступления в ВТО |
Повышение издержек |
На данный момент
Компания АВТОВАЗ использует следующие
возможности для роста:
- Участие в совместных проектах с ведущими мировыми автопроизводителями (GM Chevrolet)
- Модернизация производственных мощностей и повышение качества продукции
- Вывод новой модели на рынок в 2005 году (Калина)
- Привлечение дополнительного финансирования через размещение ценных бумаг компании на рынке еврооблигаций
Заключение
В заключение, хочется еще раз отметить: на сегодняшний день российский автомобильный рынок поделен в пользу АвтоВАЗа. Однако, современные тенденции угрожающе напоминают о том, что такое положение не вечно. Динамичное расширение производства иностранных марок на территории России вместе с решением Правительства о максимальном снижении пошлин на импорт комплектующих для автосборочных предприятий, активной рекламной и PR-кампанией, системами скидок, бонусов, кредитов, обмена старых автомобилей на новые, системой послепродажного обслуживания (гарантийного и негарантийного), – угрожает коренным перераспределением рынка.
В ближайшие 5 лет компания сохранит свое прочное конкурентное положение на рынке и бо́льшую долю рынка, однако при сохраняющихся тенденциях АвтоВАЗ будет постепенно утрачивать свои позиции. За эти 3-5 лет необходимо предпринять активные меры по укреплению конкурентоспособности компании на рынке:
1) Коренное изменение имиджа компании.
Имидж
«АвтоВАЗа» как производителя практичных,
современных, доступных и надежных
автомобилей в большом
- Неуклонного повышения качества продукции (разработаны 10 правил фирменной системы качества)
- Модернизации производственных мощностей
- Проведение адресных рекламных кампаний (т.е. нацеленных на целевую аудиторию), PR-акций, участие в выставках, тест-драйвах.
2) Разработка новых базовых моделей с интервалом не более 5 лет и полное обновление модельного ряда до 2008 года, увеличение пакета услуг, сопутствующих выпускаемым автомобилям. Для этого компания осуществляет инвестиции в НИОКР, которые за последние 5 лет составили 1,7% от выручки, а капиталовложения находились на уровне 6,0% от выручки. Это в целом соответствует объемам подобных расходов крупных мировых автомобилестроительных компаний.
3) Работа над снижением издержек и себестоимости продукции (т.к. ВТО – см. отчет)
4) Реформирование и развитие дилерской сети, услуг покупателем, м.б. кредитование заводом покупателей.
5) Уже сейчас на заводе внедряется система экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО-14001. Тем не менее, после подписания Россией Киотского протокола, придется учитывать еще один фактор, влияющий на себестоимость продукции: заводу придется разработать систему контроля за уровнем выбросов парниковых газов в атмосферу.