Процедуры анализа внешней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

В этой курсовой работе я попытался рассмотреть автомобильный рынок России на конец 2003 года с разных сторон: его игроков, тенденции, возможности и угрозы; положение на нем АвтоВАЗа, перспективы его развития, те стратегии, которые использует компания на данный момент, и на что, на мой взгляд, ей следует сделать упор в ближайшем будущем.

Содержание

Введение
1.Описание предприятия
2. Анализ хозяйственного портфеля
2.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы
2.2. Матрица Ансоффа
3.Процедуры анализа внешней среды.
3.1.Методика ПЭСТ
3.2. Модель пяти сил конкуренции
3.3. SWOT-анализ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

ичСодержание: 

Введение

1.Описание предприятия

2. Анализ хозяйственного  портфеля

   2.1. Матрица  Бостонской консалтинговой группы

   2.2. Матрица  Ансоффа

3.Процедуры анализа  внешней среды.

   3.1.Методика  ПЭСТ

   3.2. Модель  пяти сил конкуренции

   3.3. SWOT-анализ

Заключение 
Введение

     В качестве исследуемой компании я  решил выбрать именно АвтоВАЗ, потому что проблемы отечественной автомобильной  промышленности сегодня волнуют  многих граждан нашей страны: Каково ее положение сегодня и перспективы  развития в будущем? Сможет ли она выдержать конкуренцию с иностранными автопроизводителями, стремительно проникающими на Российский рынок? И, наконец, стоит ли вводить протекционистские меры или, наоборот, снижать барьеры для иностранных компаний для привлечения инвестиций? Ответы на эти вопросы неоднозначны, и во многом зависят от реального состояния и потенциала компаний на сегодняшний момент, которые в свою очередь определяются их маркетинговой политикой. Попробуем взглянуть на эти вопросы со стороны ОАО «АвтоВАЗ». Он является наиболее крупным представителем отечественного автопрома, но даже у него, обладающего бо́льшими, чем у его российских конкурентов, ресурсами, существует масса проблем, справиться с которыми будет действительно непросто.

     В этой курсовой работе я попытался рассмотреть автомобильный рынок России на конец 2003 года с разных сторон: его игроков, тенденции, возможности и угрозы; положение на нем АвтоВАЗа, перспективы его развития, те стратегии, которые использует компания на данный момент, и на что, на мой взгляд, ей следует сделать упор в ближайшем будущем.

 

1 Описание предприятия 
 

     5 апреля 1966 года Председатель Совета  Министров СССР Косыгин Алексей  Николаевич выступил с докладом  по пятилетнему плану развития  народного хозяйства на 1966-1970 гг., где было впервые сказано о необходимости построить в СССР новый автомобильный завод. 4 мая подписан протокол «О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР» с итальянским автопроизводителем ФИАТ. Кроме того, подписано Межбанковское соглашение о кредите между Внешторгбанком СССР и банком «Институто Мобильяро Италиано» для оплаты поставок оборудования. 19 апреля 1970 года в 7 утра с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101, хотя значительный ряд деталей и комплектующих все еще поступали из-за рубежа.  

    ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.

    За период 1970 – 2005 годов предприятием выпущено более 21 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.

    ОАО «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

    Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111. 

     Миссия – удовлетворение широкого круга потребителей практичными легковыми автомобилями. 

     Стратегическая  цель – сохранить бесспорное долгосрочное лидерство на российском автомобильном рынке, предлагая качественные автомобили по доступным ценам, а затем активно войти в мировую автомобильную элиту. 

     Корпоративный лозунг - Работать на благо россиян и во славу России! 
 
 
 
 
 

Конкуренты

    Автомобильный рынок России является открытым и на нем реально присутствуют все крупнейшие мировые производители. Продукция предприятий автомобильной промышленности России сталкивается на всех сегментах внутреннего рынка с четырьмя группами конкурентов.

Автомобильный рынок России на конец 2005 года
  Кол-во, шт Доля рынка, %
Подержанные иномарки (более 3 лет) 288 316 19,61%
Новые иномарки (до 3 лет) 226 534 15,41%
Новые отечественные 898 000 61,09%
Иномарки, собираемые в России 57 150 3,89%
Итого 1 470 000 100,00%

 

  1. Новые отечественные автомобили (с ними практически нет конкуренции).

    Автомобильный рынок России по своим объемам значительно превышает производственные возможности действующих отечественных предприятий, что практически исключает для последних конкуренцию между собой. 

  1. Новые импортные автомобили (c ними слабая конкуренция).

    Новые импортные автомобили достаточно дороги. Самые дешевые из них в 1,3-1,5 раза дороже российских аналогов. Так, основное количество автомобилей иностранного производства - конкурентов продукции АО «АвтоВАЗ» сосредоточено в ценовом диапазоне от 11 до 15 тыс. долл. США. В частности, «оппонентами» ВАЗа выступают автомобили таких марок, как: «Hyundai», «Kia»; «Рено», «Peugeot»; «ФИАТ»; «Шкода»; «VolksWagen»; «Ford». 

  1. Подержанные импортные автомобили (c ними сильная конкуренция).

    Основным конкурентом для продукции отечественных предприятий является импортируемая подержанная автомобильная техника. Основная масса присутствующих на российском рынке подержанных импортируемых автомобилей со сроком службы 5-6 лет располагается в ценовом диапазоне в зависимости от класса от 3 до 8 тыс. долл. США, перекрывая всю шкалу цен новых отечественных автомобилей. Подержанные импортные легковые автомобили со сроком службы порядка 5-6 лет по потребительским качествам выигрывают у отечественных машин, а по затратам на ремонт и обслуживание проигрывают им. 

  1. Автомобили  автосборочных предприятий, созданных в России с участием (частичным  или полным) иностранного капитала

    (пока c ними слабая конкуренция, но есть угроза многократного ее усиления вследствие резкого снижения пошлин на импортные комплектующие).

    Пока они не оказывают существенной конкуренции, так как объемы их производства невелики, а цены из-за использования практически только импортных комплектующих не намного ниже новых импортных автомобилей. Но есть угроза многократного усиления конкуренции вследствие резкого снижения пошлин на импортные комплектующие или начала их производства на территории России (что также повлечет существенное падение их цены). 

  Тенденции рынка

В новом 2005 году наблюдается следующие тенденция изменения рынка:

1) За первый квартал текущего года впервые в истории России ввезено больше новых б/у иномарок (до 3 лет), чем подержанных б/у (более 3 лет):

  2004 год 2005 года
До 3 лет 44 % 53,8 %
Более 3 лет 56 % 46,2 %

     Причем  по данным Государственного таможенного  комитета России, с января по март 2004 года импорт иномарок увеличился на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Рост связан с двумя  факторами, – считает начальник  аналитического управления инвестиционной компании «ОЛМА» Владимир Детинич. – Первый – увеличение количества денег в стране, что, в свою очередь, привело к увеличению платежеспособного спроса на автомобили. Поскольку спрос не может быть удовлетворен внутренними производителями, растет интерес к иномаркам. Второй фактор – относительное укрепление рубля, которое привело к тому, что импортные автомобили стали дешевле».

     По  данным «АвтоВАЗа», до 2003 года большинство  потенциальных покупателей могли  реально рассчитывать на приобретение машины ценой до 7 тыс. долларов. Теперь с учетом роста доходов населения приоритеты смещаются в сторону более дорогих автомобилей (8–10 тыс. долларов и 10–15 тыс. долларов) с более высокими потребительскими свойствами. А таковых отечественный автопром пока предложить не может.

  1 квартал 2004 года 1 квартал 2005 года Изменение
Ввезено, шт. 80 000 93 800 + 17,25%

2) Сегодня наблюдатся начало массированной экспансии иностранных автопроизводителей на Российский рынок.

     По  мнению опрошеных агентством «RBC Daily» экспертов, в 2006 году развитие российского авторынка будет определяться активностью иностранных производителей. «Автотор» (Калининград), «Ford Motor Company» (Ленинградская обл.), «Автофрамос» (Москва), ТагАЗ (Таганрог), «УзДэу» (Узбекистан) и СП «GM-АвтоВАЗ» (Тольятти), вместе взятые, увеличат производство более чем на 40 тыс. штук. За весь 2005 года эти предприятия изготовили 5,7% (57150шт.) от общего производства легковых автомобилей в России. Тенденция роста производства иномарок на территории России сохранится: «…стало известно, что вслед за японской компанией Toyota, планирующей строительство своего, уже восьмого в мире и первого в России, завода, на котором будут собираться модели Corolla и Camry, о своих планах на Россию заявил немецкий автоконцерн DaimlerChrysler». По мнению ряда экспертов, рост объемов производства автомобилей под иностранными марками в России в ближайшие 3-4 года будет находиться на уровне 50-100% в год. Этому во многом поспособствует решение Правительства о снижении практически до нулевого уровня ввозных пошлин на комплектующие для автосборочных предприятий в России. Согласно экспертной оценке, производство иномарок внутри России в следующем году составит 8–10% от общего объема, а к 2010 году превысит 40% от выпуска машин в РФ. 

В связи  с все более возрастающей значимостью  этого сектора автомобильного производства, следует подробнее рассмотреть его структуру:

Структура производства иномарок в России в 2005 году

Название предприятия Месторасположение Что производит Кол-во В % к объему производства
1 GM-АвтоВАЗ г. Тольятти Шевроле-Нива 25 235 44%
2 Ford Motor Corp. г. Всеволжск Ford Focus 16 261 28,5%
3 Автотор г. Калининград 8 моделей KIA

2 модели  BMW

8 415 14,7%
4 ТагАЗ г. Таганрог Hyundai Accent 5 896 10,3%
5 Автофрамос г. Москва Renault Clio Symbol 1 343 2,3%
Итого 57 150 100%

     При этом при продвижении своих автомобилей  иностранцы будут вовсю практиковать испытанные ими инструменты –  кредиты, скидки, увеличенные сроки гарантии, льготы на страхование, сервисное обслуживание, выгодные программы смены старого автомобиля на новый – и делать ставку на развитие дилерских центров в регионах. Российские автозаводы ничего такого себе позволить не могут. Это еще раз подтверждает реальность угрозы перехода части рынка к иностранным автопроизводителям на территории России. 
 

2. Анализ хозяйственного портфеля 

2.1. Матрица БКГ

<

Информация о работе Процедуры анализа внешней среды