Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:10, реферат

Описание работы

Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

Содержание

Введение
1. Современный менеджмент и проблемы российского управления
2. Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий
3. Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

стр менеджмент и опыт.docx

— 41.03 Кб (Скачать)

Как правило, цели фирмы  диктуются изменениями внешних  условий и внутрифирменных возможностей деятельности любого хозсубъекта. В зависимости от этих условий каждая фирма может ставить перед собой различные цели, связанные, например, с максимальным удовлетворением требований покупателей, получением запланированной прибыли в текущем и долгосрочном периоде, увеличением объема продаж и удержанием определенной доли рынка, повышением качества товаров и услуг, завоеванием новых рынков сбыта т.д. Однако, главной, глобальной целью любой фирмы является полное удовлетворение спроса, получение ожидаемой прибыли и обеспечение экономической выгоды потребителям в текущем и перспективном периоде, повышение качества и стандартов жизни своего персонала и общества. Это сложное понятие включает в себя качественные характеристики: товаров и услуг, их ассортимент, доступность и стоимость; физическую и культурную среду обитания жизнедеятельности людей; удовлетворение технологических и социальных нормативов региона, в котором действуют предприятия, направленных на защиту окружающей среды и безопасности использования товаров, соответствие бизнеса социально-этическим правилам поведения на рынке и должного уровня потребления товаров.

В общем случае все  цели фирмы можно объединить в  две большие группы - стратегические и тактические, которые отличаются масштабами и качеством решения  внутрифирменных проблем [19, с. 81].

Стратегические цели любого предприятия ориентированы  на решение крупномасштабных проблем  и по сути дела заключаются в борьбе за все, что сулит успех в будущем. Борьба конкурирующих между собой хозсубъектов обычно разворачивается: за ограниченные ресурсы общества, включая деньги, покупателей и клиентов; за место на данном рынке и экономическую власть; за преимущество на рынке и новые возможности, включая привилегии и льготы государства, процентные ставки и кредиты банков; за новые прибыльные рынки сбыта; за репутацию товаров и фирмы в глазах покупателей, конкурентов и партеров по бизнесу; за вытеснение конкурентов и получение максимальной прибыли в будущем за счет производства конкурентоспособных высококачественных товаров и услуг; за создание будущего управленческого и экономического потенциала роста фирмы за счет гибкой реакции на изменения внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в производстве продукции, технологии, маркетинга, снижения риска потерь, стимулирования спроса и т.д.

Стратегическими целями предприятия могут быть: полное удовлетворение потребностей покупателей в перспективном  периоде; сохранение рабочих мест и  экологического нейтралитета фирмы; разрешение производственных и социальных конфликтов на предприятии; увеличение объема продаж и долгосрочное завоевание определенной рыночной доли; рост активов предприятия  и изменение структуры основных и оборотных средств; повышение  рентабельности и занятие лидирующего  положения на рынке; оптимизация территорий и каналов сбыта или сегментов рынка; подавление конкурентов и занятие господствующего положения на рынке; обеспечение запланированной прибыли или получение максимального эффекта в долгосрочном периоде независимо от степени риска; минимизация риска без возможного получения большого эффекта от деятельности фирмы; формирование благоприятного образа товара и фирмы в сознании покупателей; выявление запросов рынка и воздействие на их формирование и т.д.

Для практической реализации долгосрочных целей фирмы, необходимо разрабатывать соответствующие  планы и программы действий. Причем, в зависимости от отраслевой принадлежности фирмы концепции построения планов могут отличаться по длительности, функциям и специальным мерам.

В основе разработки таких планов лежат: изучение изменений  внешней среды, оценка конъюнктуры  товарных рынков и поведение участников рыночных отношений, анализ экономико-политических и социально-демографических ситуаций, исследование нормативно-правовых актов  государства и т.д.; анализ внутрифирменных  возможностей и выработка стратегий  действий для получения конкурентных преимуществ товаров фирмы по сравнению с товарами конкурентов; разработка 3-х - 5-ти летних стратегических планов хозяйственной деятельности с четким количественным определением целей и стратегических мер по их достижению с использованием многовариантных  сценариев развития фирмы.

Элементами стратегического  плана фирмы с рыночной ориентацией  являются: глобальная идея (миссия) фирмы, которая дает ответ на фундаментальные  вопросы ее существования, вытекающие из основополагающей концепции деятельности фирмы. Определяя свою миссию, фирма  выбирает свой базовый рынок, на котором  она будет вести конкурентную борьбу; осуществляет внешний аудит, то есть изучение макро- и микроокружения фирмы, неподвластного фирме, с точки  зрения силы и слабости фирмы, угроз  и новых возможностей; проводит внутрифирменный  аудит, то есть изучение внутренних факторов, подконтрольных фирме, исследование внутренних ресурсов и обстоятельств для определения ее сильных и слабых сторон, естественных преимуществ, выражающихся в качестве товаров, которых невозможно скопировать или подделать, в цене, в продвижении и размещении товаров в местах, недоступных конкурентам и т.д.

Тактические цели любой  фирмы ориентированы на решение  текущих проблем: получение постоянной прибыли за счет базовых изделий  и рациональною использования производственных ресурсов, повышения производительности труда и бездефектного изготовления продукции; обеспечение максимального  дохода в краткосрочном периоде  через умелое сочетание производства базовых изделий с освоением  новых технологий и видов продукции, оптимальное формирование товарного  ассортимента и правильного выбора каналов товародвижения, определение  ценовой политики и стимулирование спроса; разрешение текущих социальных и производственных конфликтов путем  формирования желаемого поведения  персонала и обеспечение занятости  у трудоспособного населения  региона, создание благожелательного  отношения потребителей к товарам  фирмы и изменения уровня жизни  людей в регионе, где действует  фирма, то есть социальных обязательств перед природой и обществом [17, с. 46].

По традиции главной  целью хозсубъекта считается достижение максимальной прибыльности и доходности от производственно-коммерческой деятельности вне зависимости от других факторов. Однако практика показывает, что величина прибыли и вероятность ее получения находятся в обратной зависимости, так как рентабельность производства товаров зависит не только от структуры себестоимости и цены на продукцию, но и скорости оборота капитала и ценовой эластичности товара.

В целом тактические  цели производственно-коммерческой деятельности фирмы сводятся к определению  и выяснению основных факторов:

- сколько и какой  продукции (старой, новой) нужно  производить, чтобы удовлетворить  спрос в целом на рынке и  отдельных его сегментах в  текущем периоде; 

- соответствует ли  продукция фирмы отечественным  и мировым стандартам качества  и как приспособить ее к  потребностям рынка; 

- где и в каком  регионе наиболее выгодно вести  сбыт своей продукции и каковы территориальные границы этих регионов, обеспечивающие получение адекватных результатов;

- чем угрожают  предприятию конкуренты на отечественных  и мировых рынках и как противостоять  этой угрозе, каким образом организовать  продвижение своих товаров на  эти рынки, не понеся при  этом чрезмерных расходов;

- зон деятельности, где у фирмы есть ключевые  преимущества в цене, в качестве  обслуживания по отношению к  вероятным конкурентам, позволяющим  удовлетворить желания и запросы  целевых сегментов рынка; 

- как сформировать  рынок для нового продукта  фирмы и т.д. 

В основе формирования и реализации целевых установок  на каждом рынке конкретного товара в краткосрочном периоде лежит: разработка маркетинговых стратегий  действий на основе учета местных  условий и знаний поведения потребителей, их запросов и нужд; оценка текущей  рыночной ситуации при постоянной корректировке  задач по мере изменения конъюнктуры  рынка и индекса цен, обострения конкурентной борьбы, сезонного падения  спроса, уменьшение интересов покупателей  к товарам фирмы и т.д.; высокая  теоретическая и практическая подготовка работников маркетинга, детальная конкретизация  деятельности хозсубъекта на рынке.

Обычно виды тактического маркетинга сводятся: к модернизации и модификации стандартизированных  товаров; к усилению рекламных мер  для падающего спроса и уменьшению цен для стимулирования сбыта; к  расширению ассортимента услуг со стороны  сервисных служб для привлечения  дополнительных покупателей; к конструктивному  улучшению товаров в соответствии с требованиями конкурентного рынка; к расширению номенклатуры экспорта и стимулированию персонала; к повышению ответственности за эффективность коммерческих сделок и заключению выгодных контрактов [6, с. 91].

Важное значение здесь имеет активное формирование потребительского спроса за счет знания того, что хотят потребители и на этой основе формировать свой ассортимент продуманного и справедливого установления цен и информирования об этом потребителей; предложения товаров, которые, по мнению маркетологов предприятия, должны приобрести потребители. При чем, здесь очень важно знать не только что произвести, но и для кого, сколько и по какой цене предлагать товары, чтобы проникнуть вглубь рынка и отстоять свою долю, каким образом доставить их до потребителя и как убедить купить именно этот товар.

Как правило, цели фирмы  определяют ее экономическую политику, то есть задачи на будущие и выбор  соответствующей оргструктуры, отвечающей требованиям внешней среды. Экономическая политика фирмы представляет собой подход к решению производственно-сбытовых проблем, то есть это мир цен и зарплаты, объемов производства и реализации, инвестиций и процентных ставок, страхования и кредитования, доходов и налогов. Она очень сложна и требует много усилий, знания и опыта руководителей, и является по сути дела руководством для действий и принятия решений, которые облегчают достижения целей и задач фирмы. Говоря по-другому, экономическая политика - это Кодекс внутрифирменный законов фирмы, определяющих направления действий и сроков исполнения, процедур и правил сохранения постоянства целей, направлений принятия решений.

Сформированные высшим руководством фирмы политические решения, ориентируют будущие действия персонала  на реализацию альтернатив, благоприятных  для достижения целевых установок и формирование внутрифирменных ценностей. Внутрифирменные ценности представляют собой совокупность взглядов и убеждений персонала, образ жизни и культуры фирмы, обычаи и традиции, закрепленные в своеобразном внутрифирменном Кодексе законов, стандартизированных указаний и правил поведения, которые направлены на обеспечение равных возможностей в бизнесе, лучшего использования трудовых и материальных ресурсов, хорошее обслуживание покупателей, справедливое распределение доходов фирмы и социальные гарантии работников [16, с. 31].

Эти Кодексы определяют направления действий и сроки  их выполнения, намечают пути достижения целей, обеспечивают их сохранность  и постоянство, предупреждают персонал от принятия ошибочных решений в  будущем, ограничивая в определенных пределах свободу действий персонала  фирмы. Новые устоявшиеся внутрифирменные ценности дают возможность: по новому взглянуть на проблемы, выделить причины возникновения внутрифирменных угроз и отклонений от первоначальных ценностей и определить разрыв в теоретической и практической деятельности фирмы; получить ответы на вопрос: каково было бы идеальное состояние фирмы, если бы мы улучшили свой фирменный потенциал, обеспечивающий устойчивое рыночное положение фирмы и получение желаемой величины прибыли. Роль внутрифирменных ценностей столь велика, что многие руководители бизнеса 80% своего рабочего времени тратят на из разработку.

3. Проблемы управления  человеческими ресурсами в предпринимательских  структурах

Современная школа  менеджмента строится на принципах  соединения теории социального управления с решением конкретных задач, возникающих  как на микро-, так и на макроуровне.

На современном  этапе происходит адаптация отечественной  теории и практики управления к становлению  механизма смешанной экономики  России, а также интеграция ее с  зарубежным менеджментом. В настоящее  время еще не синтезированы все  направления и сферы приложения менеджмента как в России, так и за рубежом, не сформулирована проблематика интегрированной теории современного менеджмента.

Многообразие форм собственности, акцент на развитие деловых  контактов, необходимость повышать управленческую культуру и экономическую  компетентность предъявляют новые  требования к работе с кадрами. В условиях рыночной экономики одной из ключевых проблем являются подготовка и переподготовка специалистов и руководящих кадров, соответствующие современным международным образовательным стандартам и требованиям гибкой и динамичной рыночной экономики.

Управление по-новому - исключительно сложная проблема, и далеко не все смогут выдержать  этот экзамен системы управления. В Китае, например, когда началось внедрение новой системы управления, около 40% управляющих были уволены  или сами ушли со своих постов - не могли справиться.

Для проведения коренной перестройки системы управления нужны не просто исполнители, а добровольные и сознательные единомышленники. Поэтому  «социальная база» реорганизации  в лице наиболее компетентных и современно мыслящих менеджеров и специалистов расширяется медленно.

Борьба с внутрифирменным  бюрократизмом, подчиняющим развитие производства и управление своим  целям, рассматривается как серьезная  задача руководителей-новаторов. У  руководителей часто просто не хватает времени приспособить структуру к новым целям организации. Среди главных источников бюрократического противодействия переменам можно назвать инертность и консерватизм персонала. Нежелание, неготовность людей к переменам отмечались западными специалистами как в сравнительно благополучных организациях, так и в компаниях, стоявших на грани краха. 

Субъект и объект управления не существуют сами по себе, а образуют единый организм - управленческую систему; первый играет в ней роль управляющей подсистемы, а второй - управляемой. Взаимодействие этих подсистем  осуществляется в основном в форме  обмена информацией с помощью  прямых или косвенных сигналов материального  или нематериального характера. 

Информация о работе Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах