Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:10, реферат
Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.
Введение
1. Современный менеджмент и проблемы российского управления
2. Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий
3. Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах
Заключение
Библиографический список
Как правило, цели фирмы
диктуются изменениями внешних
условий и внутрифирменных
В общем случае все цели фирмы можно объединить в две большие группы - стратегические и тактические, которые отличаются масштабами и качеством решения внутрифирменных проблем [19, с. 81].
Стратегические цели любого предприятия ориентированы на решение крупномасштабных проблем и по сути дела заключаются в борьбе за все, что сулит успех в будущем. Борьба конкурирующих между собой хозсубъектов обычно разворачивается: за ограниченные ресурсы общества, включая деньги, покупателей и клиентов; за место на данном рынке и экономическую власть; за преимущество на рынке и новые возможности, включая привилегии и льготы государства, процентные ставки и кредиты банков; за новые прибыльные рынки сбыта; за репутацию товаров и фирмы в глазах покупателей, конкурентов и партеров по бизнесу; за вытеснение конкурентов и получение максимальной прибыли в будущем за счет производства конкурентоспособных высококачественных товаров и услуг; за создание будущего управленческого и экономического потенциала роста фирмы за счет гибкой реакции на изменения внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в производстве продукции, технологии, маркетинга, снижения риска потерь, стимулирования спроса и т.д.
Стратегическими целями предприятия могут быть: полное удовлетворение потребностей покупателей в перспективном периоде; сохранение рабочих мест и экологического нейтралитета фирмы; разрешение производственных и социальных конфликтов на предприятии; увеличение объема продаж и долгосрочное завоевание определенной рыночной доли; рост активов предприятия и изменение структуры основных и оборотных средств; повышение рентабельности и занятие лидирующего положения на рынке; оптимизация территорий и каналов сбыта или сегментов рынка; подавление конкурентов и занятие господствующего положения на рынке; обеспечение запланированной прибыли или получение максимального эффекта в долгосрочном периоде независимо от степени риска; минимизация риска без возможного получения большого эффекта от деятельности фирмы; формирование благоприятного образа товара и фирмы в сознании покупателей; выявление запросов рынка и воздействие на их формирование и т.д.
Для практической реализации долгосрочных целей фирмы, необходимо разрабатывать соответствующие планы и программы действий. Причем, в зависимости от отраслевой принадлежности фирмы концепции построения планов могут отличаться по длительности, функциям и специальным мерам.
В основе разработки
таких планов лежат: изучение изменений
внешней среды, оценка конъюнктуры
товарных рынков и поведение участников
рыночных отношений, анализ экономико-политических
и социально-демографических
Элементами стратегического плана фирмы с рыночной ориентацией являются: глобальная идея (миссия) фирмы, которая дает ответ на фундаментальные вопросы ее существования, вытекающие из основополагающей концепции деятельности фирмы. Определяя свою миссию, фирма выбирает свой базовый рынок, на котором она будет вести конкурентную борьбу; осуществляет внешний аудит, то есть изучение макро- и микроокружения фирмы, неподвластного фирме, с точки зрения силы и слабости фирмы, угроз и новых возможностей; проводит внутрифирменный аудит, то есть изучение внутренних факторов, подконтрольных фирме, исследование внутренних ресурсов и обстоятельств для определения ее сильных и слабых сторон, естественных преимуществ, выражающихся в качестве товаров, которых невозможно скопировать или подделать, в цене, в продвижении и размещении товаров в местах, недоступных конкурентам и т.д.
Тактические цели любой
фирмы ориентированы на решение
текущих проблем: получение постоянной
прибыли за счет базовых изделий
и рациональною использования производственных
ресурсов, повышения производительности
труда и бездефектного
По традиции главной целью хозсубъекта считается достижение максимальной прибыльности и доходности от производственно-коммерческой деятельности вне зависимости от других факторов. Однако практика показывает, что величина прибыли и вероятность ее получения находятся в обратной зависимости, так как рентабельность производства товаров зависит не только от структуры себестоимости и цены на продукцию, но и скорости оборота капитала и ценовой эластичности товара.
В целом тактические цели производственно-коммерческой деятельности фирмы сводятся к определению и выяснению основных факторов:
- сколько и какой
продукции (старой, новой) нужно
производить, чтобы
- соответствует ли продукция фирмы отечественным и мировым стандартам качества и как приспособить ее к потребностям рынка;
- где и в каком
регионе наиболее выгодно
- чем угрожают
предприятию конкуренты на
- зон деятельности,
где у фирмы есть ключевые
преимущества в цене, в качестве
обслуживания по отношению к
вероятным конкурентам,
- как сформировать рынок для нового продукта фирмы и т.д.
В основе формирования и реализации целевых установок на каждом рынке конкретного товара в краткосрочном периоде лежит: разработка маркетинговых стратегий действий на основе учета местных условий и знаний поведения потребителей, их запросов и нужд; оценка текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктуры рынка и индекса цен, обострения конкурентной борьбы, сезонного падения спроса, уменьшение интересов покупателей к товарам фирмы и т.д.; высокая теоретическая и практическая подготовка работников маркетинга, детальная конкретизация деятельности хозсубъекта на рынке.
Обычно виды тактического
маркетинга сводятся: к модернизации
и модификации
Важное значение здесь имеет активное формирование потребительского спроса за счет знания того, что хотят потребители и на этой основе формировать свой ассортимент продуманного и справедливого установления цен и информирования об этом потребителей; предложения товаров, которые, по мнению маркетологов предприятия, должны приобрести потребители. При чем, здесь очень важно знать не только что произвести, но и для кого, сколько и по какой цене предлагать товары, чтобы проникнуть вглубь рынка и отстоять свою долю, каким образом доставить их до потребителя и как убедить купить именно этот товар.
Как правило, цели фирмы определяют ее экономическую политику, то есть задачи на будущие и выбор соответствующей оргструктуры, отвечающей требованиям внешней среды. Экономическая политика фирмы представляет собой подход к решению производственно-сбытовых проблем, то есть это мир цен и зарплаты, объемов производства и реализации, инвестиций и процентных ставок, страхования и кредитования, доходов и налогов. Она очень сложна и требует много усилий, знания и опыта руководителей, и является по сути дела руководством для действий и принятия решений, которые облегчают достижения целей и задач фирмы. Говоря по-другому, экономическая политика - это Кодекс внутрифирменный законов фирмы, определяющих направления действий и сроков исполнения, процедур и правил сохранения постоянства целей, направлений принятия решений.
Сформированные высшим руководством фирмы политические решения, ориентируют будущие действия персонала на реализацию альтернатив, благоприятных для достижения целевых установок и формирование внутрифирменных ценностей. Внутрифирменные ценности представляют собой совокупность взглядов и убеждений персонала, образ жизни и культуры фирмы, обычаи и традиции, закрепленные в своеобразном внутрифирменном Кодексе законов, стандартизированных указаний и правил поведения, которые направлены на обеспечение равных возможностей в бизнесе, лучшего использования трудовых и материальных ресурсов, хорошее обслуживание покупателей, справедливое распределение доходов фирмы и социальные гарантии работников [16, с. 31].
Эти Кодексы определяют направления действий и сроки их выполнения, намечают пути достижения целей, обеспечивают их сохранность и постоянство, предупреждают персонал от принятия ошибочных решений в будущем, ограничивая в определенных пределах свободу действий персонала фирмы. Новые устоявшиеся внутрифирменные ценности дают возможность: по новому взглянуть на проблемы, выделить причины возникновения внутрифирменных угроз и отклонений от первоначальных ценностей и определить разрыв в теоретической и практической деятельности фирмы; получить ответы на вопрос: каково было бы идеальное состояние фирмы, если бы мы улучшили свой фирменный потенциал, обеспечивающий устойчивое рыночное положение фирмы и получение желаемой величины прибыли. Роль внутрифирменных ценностей столь велика, что многие руководители бизнеса 80% своего рабочего времени тратят на из разработку.
3. Проблемы управления
человеческими ресурсами в
Современная школа менеджмента строится на принципах соединения теории социального управления с решением конкретных задач, возникающих как на микро-, так и на макроуровне.
На современном этапе происходит адаптация отечественной теории и практики управления к становлению механизма смешанной экономики России, а также интеграция ее с зарубежным менеджментом. В настоящее время еще не синтезированы все направления и сферы приложения менеджмента как в России, так и за рубежом, не сформулирована проблематика интегрированной теории современного менеджмента.
Многообразие форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость повышать управленческую культуру и экономическую компетентность предъявляют новые требования к работе с кадрами. В условиях рыночной экономики одной из ключевых проблем являются подготовка и переподготовка специалистов и руководящих кадров, соответствующие современным международным образовательным стандартам и требованиям гибкой и динамичной рыночной экономики.
Управление по-новому
- исключительно сложная
Для проведения коренной
перестройки системы управления
нужны не просто исполнители, а добровольные
и сознательные единомышленники. Поэтому
«социальная база»
Борьба с внутрифирменным
бюрократизмом, подчиняющим развитие
производства и управление своим
целям, рассматривается как серьезная
задача руководителей-новаторов. У
руководителей часто просто не хватает
времени приспособить структуру к новым
целям организации. Среди главных источников
бюрократического противодействия переменам
можно назвать инертность и консерватизм
персонала. Нежелание, неготовность людей
к переменам отмечались западными специалистами
как в сравнительно благополучных организациях,
так и в компаниях, стоявших на грани краха.
Субъект и объект
управления не существуют сами по себе,
а образуют единый организм - управленческую
систему; первый играет в ней роль
управляющей подсистемы, а второй
- управляемой. Взаимодействие этих подсистем
осуществляется в основном в форме
обмена информацией с помощью
прямых или косвенных сигналов материального
или нематериального характера.
Информация о работе Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах