Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:10, реферат

Описание работы

Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

Содержание

Введение
1. Современный менеджмент и проблемы российского управления
2. Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий
3. Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

стр менеджмент и опыт.docx

— 41.03 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

1. Современный менеджмент  и проблемы российского управления 

2. Отсутствие стратегического  управления как важнейшая проблема  менеджмента российских предприятий 

3. Проблемы управления  человеческими ресурсами в предпринимательских  структурах 

Заключение 

Библиографический список

Введение

В отличие от западного  мира, российский опыт менеджмента  современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан  на творческой переработке и синтезе  зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры  экономики. Поскольку экономические  законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих  ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль.

Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом  развитии последних двух десятилетий  связаны не только с ценой на нефть  на мировом рынке, с неопределенностью  стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой  менеджмента, особенно на уровне высшего  звена. В настоящее время важно  не «слепое» копирование зарубежного  опыта, а творческая переработка  и учет специфики позиций современной  России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

Современное социально-экономическое  состояние характеризуется глобальным кризисом, экономический источник которого - банковская система США. Поскольку  США определяет объем мировой  валюты, контролирует до 40% мирового потребления  энергетических ресурсов, то менеджмент других стран, в том числе и  в России, в большой степени  зависит от современного неформального  экономического лидера. Это означает, что эффективность российского  менеджмента, в особенности топ  менеджмента, в современных условиях зависит двух факторов:

- предсказание будущего  развития мирового кризиса

- учета российских  особенностей менеджмента.

Последний пункт  показывает важность и актуальность поставленной темы курсовой работы.

В теоретической  части данной курсовой работы рассматриваются  проблемы менеджмента, спроектированные на российские условия, что особенно актуально в условиях глобального  кризиса, когда на ошибочные решения  нет ни времени, ни свободных средств. Данный анализ поможет находить сценарии развития и наилучшие решения  в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической  жизни, характерной для сегодняшней  России.

В данной курсовой работе выделены особенности российского  менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой:

- качество российского  менеджмента;

- коррумпированный  фон российской экономики на  всех уровнях управления;

- избыточность государственного  управленческого персонала, влияние  государства на политику развития  крупнейших компаний;

- недостаток квалифицированных  топ - менеджеров и менеджеров  среднего звена новой формации;

- взаимодействие  менеджеров - стратегов и владельцев  компаний.

Отмечается, что глобальный кризис сильно изменил цели и управление компаниями. Увеличил будущую неопределенность рынков, что требует нового подхода  к определению стратегий развития и планов.

В настоящее время  не выработаны основные теоретические  и методологические позиции по использованию  менеджмента в практической деятельности вывода экономики из кризиса. Это  относится не только к России, но и к ведущим зарубежным странам. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых  конкретных и реальных путей устойчивого  развития в условиях кризиса.

1. Современный менеджмент  и проблемы российского управления

Первая главная  проблема российского менеджмента - проблема качества управленческих кадров.

Хотя это специальность  появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано  с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. В то же время общепризнано, что  менеджмент - это и наука и искусство, и что овладение знаниями в  этой области невозможно без получения  соответствующих практических навыков  Естественно, что основная часть  слушателей имеет незначительный жизненный  и еще меньший управленческий опыт.

Вторая главная  проблема российского менеджмента - коррумпированность современной экономики  РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить  менеджеров в государственных экономических  структурах и менеджеров частных  компаний. В западных странах государственные  управленцы, чиновники, в большей степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике [24, с. 4].

Третья проблема - избыточная численность государственных  управленцев, непрерывно возрастающего  числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что  самый эффективный и доходный бизнес в России - управление государственными ресурсами. При этом наблюдается  острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента - большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

Некоторые оценки ученых говорят, что «критическая масса» руководителей, менеджеров, способных преобразовать  облик нашей экономики и наших  предприятий в соответствие с  современными требованиями, должна составить  не менее 3,0 млн. специалистов. Однако это  оценка сомнительна, поскольку ее приводят специалисты, заинтересованные в учебном  процессе - увеличении количества студентов  по данной специальности. В тоже время, исторический опыт показывает, что  численное увеличение управления в  России приводит к обратным результатам [24, с. 5].

В частности, российские руководители весьма неэффективно распоряжаются  своим рабочим временем. Это зависит  от типа деятельности, уровня управления, и прочее. В среднем хронометрия рабочего времени представлена на рис. 1

Рис. 1 Статистическая проекция распоряжения рабочим временем для менеджера 

Особенность российской экономики - частые конфликты между  владельцами компаний и топ-менеджерами, что приводит к замене последних. Результат - владелец теряет ценного специалиста, что отражается на эффективности работы компании. Эксперты утверждают, что в основном причины развалившихся рабочих отношений лежат в разном понимании стратегического управления компанией. Это обстоятельство также объясняет, почему карьерные амбиции менеджеров не реализуются. 

Суть разногласий  заключается в том, что собственник  хочет получения прибыли на каждом этапе, а менеджер высокой квалификации настроен на стратегические цели. Классический менеджер - это управленец, который  работает по заданному четко разработанному направлению. Во многих российских компаниях, замечают эксперты, оно фактически отсутствует. Вместо этого компания функционирует по принципу «предпринимателя», то есть меняет направление своих  усилий в зависимости от изменений  на нестабильном рынке, также компании вынуждены подстраиваться под изменения  в законодательной базе, смены  политического курса и т.п. Таким  образом, у средней компании нет жесткой стратегии. В этих условиях менеджер - управленец не знает будущего и не может разрабатывать планы своих действий по заданной «генеральной линией» компании, поскольку она просто отсутствует. Управленец в компании работает по принципу: появилась проблема - решили. В этих условиях менеджер должен быть предпринимателем - в каждый момент приспосабливаться к внешним условиям, а не строить стратегических планов [15, с. 16]. 

В западных странах  компании существуют по-другому. Есть разработанная стратегия, учтены основные параметры - возможные риски, динамика цен и т.д. Незначительные вариации на рынке в сторону «быстрых денег», не являются причиной делать «резкие  повороты», так как коммерческая выгода компании основывается на стратегическом поведении для достижения конкретной цели - достижения стратегических заранее  выставленных параметров. Это говорит  о том, что выгоднее стратегические приобретения, незначительные потери возможной «быстрой» выгоды окупаются  приверженностью выбранному основному  направлению. В такой компании менеджер чувствует себя комфортно, его действия ясны, прогнозируемы, ожидания оправдываются.  

В классическом понимании  менеджмента управление бизнесом построено  на следовании стратегии. Предпринимательский  подход - это российская специфика, которая естественным образом сформировалась в 90-тые годы и по инерции продолжает существовать. В те времена умение ориентироваться на обширном бизнес-пространстве, принимать смелые и быстрые решения, быть предпринимателем, было главным в экономике страны и в процветании бизнесмена. Сейчас это время проходит, российским компаниям, чтобы иметь возможность общаться со своими зарубежными партнерами, российским компаниям нужно перенимать западный опыт управления, соответствующий современному развитию российской экономики. 

Копирование формы, внешних атрибутов (штат управленцев, название должностей) российские компании переняли, реальные способы управления в целом остаются прежними по аналогии с 90-тыми годами. Это особенность  среднего бизнеса России. Специалист, который получил образование  классического управленца и сам  тяготеет именно к такой работе, в стратегическом плане проиграет  управленцу - стратегу.  

Однако современный  менеджер часто вступает в конфликт с собственником компании. Кажется, что сиюминутная прибыль важнее стратегического планирования. Эксперты относят это на счет общую невысокую  культуру управления в России. За рубежом  такая ситуация невозможна по определению. Там выбор менеджера - сложная  процедура с целью оценки его  стратегической культуры. Он проходит многоуровневое собеседование, встречается  с сотрудниками компании смежных  направлений, с руководством. Детали будущей работы обсуждаются как  можно более подробно, потом компания и потенциальный менеджер принимают  решение о совместной стратегической работе. Оговаривают мельчайшие нюансы его деятельности. Этот процесс приема оправдан, поскольку сотрудник топ-уровня приходит в компанию минимум на пять лет. Он должен «вписаться» в систему, его работа и система подготовки дорога и длительна, он разделяет корпоративную культуру большой, часто гигантской, компании. Его замена или его сбои по работе - дорогое удовольствие для корпорации.  

Теперь еще о  российских особенностях. У собственника компании или генерального директора  не всегда есть четкие цели и планы  развития компании. Стратегия постоянно  меняется, что исключает возможность  общего планирования, отсутствует прозрачное планирование финансовых потоков предприятия и они связаны с теневым рынком. Из-за этого невозможно достичь результатов, которых требует собственник. Нередко менеджер имеет высокую степень ответственности, но не имеет ключевых полномочий, серьезно зависит от решений руководства по текущим вопросам оперативного управления. Еще одной причиной может стать отсутствие взаимопонимания среди членов управленческой команды, когда, например, в состав входят «люди директора», которые выполняют функцию дополнительного контроля бизнеса, при этом конкретных управленческих решений не выполняют [13, с. 56]. 

В России при этом существует дефицит на рынке топ-менеджеров, спрос превышает предложение. Это в первую очередь административный директор, директор по информационным системам, по продажам, по развитию бизнеса, главный бухгалтер, региональный менеджер по продажам. Это при том, что топ-менеджеры имеют значительные заработные платы (до 250 тысяч рублей в месяц - данные по рынку труда Санкт-Петербурга).

2. Отсутствие стратегического  управления как важнейшая проблема  менеджмента российских предприятий

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи  между внешней и внутренней средой предприятия. На макроэкономическом уровне управление должно учитывать, глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы  и обострением противоречий с  окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль  и т.п.) приходят в противоречие с  требованиями сбалансированного с  окружающей средой развития экономики  и самого человека. Смена парадигмы  управления на макроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне предприятий. Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой [24, с. 16].

Информация о работе Проблемы управления человеческими ресурсами в предпринимательских структурах