Проблемы регулирования тарифов ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении проблем государственного регулирования тарифов в сфере ЖКХ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить нормативно-правовую основу деятельности в сфере регулирования тарифов ЖКХ;
Рассмотреть федеральный орган исполнительной власти и его роль в сфере регулирования тарифов ЖКХ;
Рассмотреть орган исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов ЖКХ;
Изучить проблемы регулирования тарифов на федеральном и региональном уровне в последние годы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовая основа деятельности в сфере регулирования тарифов ЖКХ 6
Глава 2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере регулирования тарифов ЖКХ 9
Глава 3. Орган исполнительной власти Челябинской области в сфере государственного регулирования тарифов ЖКХ 17
Глава 4. Проблемы регулирования тарифов ЖКХ 27
4.1 Анализ роста тарифов в 2011 году в субъектах Р Ф 30
4.2. Анализ роста тарифов на водоснабжение и водоотведение в г. Челябинске 34
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

кр Тарифы.docx

— 83.08 Кб (Скачать)

49-2) устанавливает  цены и тарифы на платные  услуги по перечню, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, оказываемые Филиалом Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Челябинской области организациям, учреждениям и населению на территории Челябинской области;

50) осуществляет  иные функции, установленные законодательством  Российской Федерации и Челябинской области.8

Структура Службы.

ГК "ЕТО Челябинской области" возглавляет Председатель государственного комитета.

В состав ГК "ЕТО Челябинской области" входят следующие отделы:

- Отдел государственного  регулирования цен (тарифов) в  сфере локальных монополий;

- Отдел государственного  регулирования тарифов на электрическую  и тепловую энергию;

- Отдел государственного  регулирования цен (тарифов), не входящих в сферу локальных монополий;

- Отдел мониторинга,  нормирования потребления коммунальных  услуг и толивно - энергетических ресурсов;

- Отдел по индексированию  стоимости строительно-монтажных  работ;

- Отдел государственного  контроля и надзора;

- Экспертный отдел;

- Отдел информационных  технологий и программного обеспечения;

- Отдел по взаимодействию  с федеральными органами государственной  власти, регулирования тарифов на  услуги по передаче электрической.  тепловой энергии и газа;

- Отдел государственной  гражданской службы и кадров;

- Отдел правового обеспечения тарифо-образования с муниципальными образованиями.

 

  1. Проблемы регулирования тарифов ЖКХ

 

Основой для расчета  предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса служит мониторинг информации, связанной с утвержденными тарифами организаций коммунального комплекса в субъектах Российской Федерации, проведенный ФСТ России в январе — апреле 2010 года. По результатам мониторинга была сформирована база данных по 16 162 организациям коммунального комплекса 84 субъектов Российской Федерации.

Расчет указанных предельных индексов основывается на методологии  индексации затрат организаций коммунального комплекса, запланированных и принятых при утверждении тарифов на 2010 год, с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, разработанного Минэкономразвития России и одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2010 года.

Прогнозом рост регулируемых тарифов  на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2011 году в среднем по Российской Федерации определен на уровне 118—120 %.

Утвержденный ФСТ России предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, учитывает рост затрат на покупную электроэнергию в размере 115 % (в соответствии с параметрами Прогноза), и прежде всего обусловлен существенным ростом эксплуатационных издержек при обеспечении достаточных средств на проведение ремонтных работ по поддержанию инфраструктуры и выхода организаций коммунального комплекса на безубыточный уровень деятельности.9

Минимальный рост затрат на оплату труда  принят на 2011 год в соответствии с прогнозом потребительской инфляции на уровне 107,9 %. Вместе с тем ФСТ России по результатам совещаний с руководителями профсоюза «Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения», ОООР «Союз коммунальных предприятий» и региональных организаций профсоюзов на основании расчетных материалов органов регулирования субъектов Российской Федерации учтены дополнительные средства в целях устранения фактов несоблюдения Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ в отдельных субъектах Российской Федерации.

Также при установлении на 2011 год предельных индексов максимально  возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса учтено увеличение суммы отчислений на социальные нужды до 34 % с 2011 года с учетом вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, регламентирующего размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Следует отметить, что  в период аномальных природных явлений, связанных с несвойственной для отдельных регионов Российской Федерации высокой температурой воздуха в июне-июле 2010 года, у организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод существенно возросли затраты на содержание и эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры:

  • увеличение расходов на покупную электрическую энергию (подключение дополнительных воздуходувок очистных сооружений, кондиционирование, вентиляция);
  • повышенный расход химических реагентов (хлор, гипохлорид), так как в период жары наблюдается массовое цветение водоемов (конец июля-август), на обеззараживание воды из источника доза хлора может быть увеличена по необходимости на 5—15 %;
  • увеличение расхода воды и ее потерь, в частности, связанных с несанкционированным разбором воды с водоразборных колонок в ночное время и поливом приусадебных участков;
  • увеличение потребления воды приводит к росту расходов и увеличению аварийности сетей и утечек, но не приводит к увеличению доходов, так как оплата воды потребителями (населением) в основном осуществляется по нормативам.

Указанные факторы являются причиной существенного увеличения выпадающих расходов организаций коммунального комплекса в 2010 году, которые во избежание повышения аварийности должны быть компенсированы за счет тарифов 2011 года.

На 2011 год в расчет предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включены финансовые средства в размере 6 744,37 млн руб. по 38 субъектам Российской Федерации, необходимые для реализации порядка 161 инвестиционной программы.

С учетом перечисленных  факторов предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по каждому из субъектов Российской Федерации не превышают верхней границы роста тарифов, определенной Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в размере 120 %. При этом в среднем по Российской Федерации рост тарифов не превысит 118 %. 

4.1  Анализ роста тарифов в 2011 году в субъектах Р Ф

 

 

В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации Д. А. Медведева по вопросу урегулирования ситуации, связанной с ростом размера платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2010 году, Федеральная служба по тарифам совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации провели ряд мероприятий.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 25.03.2010 № 184 внесены изменения в Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, согласно которым Федеральная служба по тарифам наделена полномочиями по осуществлению мониторинга размеров платежей граждан за коммунальные услуги.

Федеральной службой по тарифам в максимально сжатые сроки был проведен мониторинг ситуации, связанной с фактической стоимостью коммунальных услуг для конечного  потребителя в 2010 году, в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

По данным этого мониторинга, по состоянию на 26 марта 2010 года прирост  платы граждан за коммунальные услуги более чем на 25 % был зафиксирован в 45 субъектах Российской Федерации (в 1046 муниципальных образованиях).

В результате уточнения  информации о фактическом уровне платы за коммунальные услуги, связанной  с корректировкой методологии, которая предусматривает исключение из данного числа тех муниципальных образований, в которых рост связан с изменением объемов потребления по приборам учета и набора представляемых услуг, количество муниципальных образований, в которых рост платы превысил 125 %, сократилось до 432 муниципальных образований в 33 субъектах Российской Федерации.

Мониторинг также выявил случаи превышения по 147 муниципальным образованиям предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  было поручено в недельный срок провести мониторинг (аудит) принятия решений по установлению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг на 2010 год и оценить последствия таких решений. В случаях выявления фактов необоснованного роста размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, превышения предельных индексов, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также во всех случаях прироста совокупного фактического размера платежа гражданина за жилое помещение и коммунальные услуги более чем на 25 % (независимо от оснований такого превышения), обеспечить устранение таких фактов.

Перечень муниципальных  образований, в которых был отмечен  наибольший (свыше 25 %), а также необоснованный рост размера платы граждан за коммунальные услуги, был направлен ФСТ России в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу с целью более детального анализа финансовых операций организаций жилищно-коммунального комплекса, указанных в перечне муниципальных организаций, и при выявлении признаков правонарушений при совершении таких операций передачи соответствующих материалов в правоохранительные органы.

Вместе с тем необходимо отметить, что принятые меры по мониторингу  платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, а также рекомендации по ограничению прироста платежей уровнем 25 % являются экстренными и одномоментными и позволяют, поняв источник возникновения проблемы, принять оперативные меры. При этом для комплексного решения данной проблемы требуется принятие решений системного характера.10

В этой связи Правительством Российской Федерации дан ряд  поручений федеральным органам  исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, направленных на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Прежде всего необходимо создать условия для повышения  информированности граждан путем активизации разъяснительной работы среди населения по вопросам механизмов формирования платы за жилищно-коммунальные услуги, причин ее изменения, а также условий и порядка предоставления мер социальной поддержки.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  было дано поручение активизировать разъяснительную работу с населением по указанным вопросам, обеспечить контроль за своевременным предоставлением гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и предусмотреть возможность обратной связи для граждан с уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги по телефонам «горячей линии» с привлечением к данной работе государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации в рамках исполнения указанного поручения организованы работа «интернет-приемных» и проведение прямого эфира по вопросам формирования платы за жилищно-коммунальные услуги, ведется разъяснительная работа на сайтах органов регулирования и в средствах массовой информации, осуществляется проведение семинаров (в том числе выездных).

Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, направленные на передачу субъектам Российской Федерации полномочий по определению нормативов потребления коммунальных услуг.

Также внесены изменения  в части закрепления полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с возможностью передачи таких полномочий на уровень органов местного самоуправления.

В целях исключения возможности  повторения ситуации с резким ростом платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, сложившейся в начале 2010 года, Правительством Российской Федерации  принято решение об установлении Федеральной службой по тарифам до 1 ноября 2010 года предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 1802-э).

Данные индексы утверждены приказом ФСТ России от 28.10.2010 № 267-э/2. При этом в среднем по Российской Федерации предельный индекс не превышает 118%.

В совокупности с ранее принятыми  решениями по установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию на уровне 114 % (в среднем по Российской Федерации), электрическую энергию, поставляемую населению на уровне ПО %, а также роста регулируемых тарифов на газ для населения с 1 января 2011 года на 105 % с доиндексацией с 1 апреля 2011 года на 109,5 % это позволит решить поставленный на особый контроль вопрос ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году на уровне 115 % с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий.

 

 

4.2.  Анализ роста тарифов на водоснабжение и водоотведение в г. Челябинске

 

 

Регулирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» потребителям города Челябинска, осуществляется на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года №  210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон №  210-ФЗ). Указанным законом установлено, что период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (к которым относится МУП «ПОВВ», как юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых для обеспечения водоснабжения и водоотведения) не может быть менее одного года (пункт 3 статьи 13). Однако Федеральным законом №  210-ФЗ установлены нормы о возможности досрочного пересмотра тарифов по основаниям, предусмотренным статьей 14 данного закона.

Информация о работе Проблемы регулирования тарифов ЖКХ