Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.
Задачи исследования:
• составить общую характеристику понятий «руководство» и «лидерство»
• выявить свойства и отличительные особенности данных понятий
• сопоставить понятия «руководство» и «лидерство», найти их сходства и различия
• проанализировать основные подходы к пониманию руководства как лидерства
• рассмотреть классификацию подходов
2) интеграция ориентации руководителя на выполнение производственных задач и ориентации на развитие социальных отношений и тем самым – обеспечение их взаимопроникновения;
3) интеграция всех стилей руководства в систему способов и методов, которыми должен овладеть конкретный руководитель, и тем самым – ликвидация перегородок между стилями.
Во
всех указанных аспектах интегративный
подход предполагает разрешение объективно
существующих противоречий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Руководство как лидерство есть особая форма управленческой власти, соответствующая такой форме отношений управления как синергетическое сотрудничество и такому типу экономических отношений, который предполагает постэкономическое принуждение (экономическую добровольность).
Исходя из этой позиции, используется понятие 'лидерство'' для проведения различия между этой формой управленческой власти и другой ее формой, которой соответствуют компромиссное сотрудничество и экономическое принуждение, - для этой формы больше подходит понятие "руководство".
Такое понятийное различение оправдано, поскольку содержание понятий ''лидерство'', ''лидер'' включает идею о "ведущем", о ''первом среди равных'', в то время как понятия ''руководство'', ''руководитель'' столь явно этой идеи не содержат, ограничиваясь идеей направления деятельности других людей.
Однако, более общепринятой в отечественной управленческой литературе является точка зрения, рассматривающая руководство и лидерство как синонимичные понятия. О.С.Виханский и А.И.Наумов указывают: ''В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер''. Вместе с тем они подчеркивают, что не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
В широком смысле слова возможно считать ''руководство'' и ''лидерство'' синонимичными понятиями, поскольку они выражают формы отношений управления, характеризуемые не подавлением, а согласованием интересов.
В узком же смысле слова используются понятия ''лидерство'', ''лидер'' для обозначения особой формы управленческой власти, особого типа руководства, исторически востребованного в отношениях управления на пороге третьего тысячелетия. Его отличие в том, что это – особая форма согласования интересов, а именно – их согласования посредством взаимореализации.
В управленческой литературе для выяснения сущности лидерства применяется такой подход как противопоставление понятий ''лидер'' и ''менеджер'', что позволяет описать характеристики, присущие именно лидерскому типу управления.
Первый аспект состоит в том, что при сопоставлении ''лидера'' и ''менеджера'' подчеркивается: менеджерами становятся в результате назначения на руководящую должность и делегирования должностных полномочий, но не каждый менеджер становится лидером. Так, Джек У. Дункан указывает: ''Лидерство – это искусство, которое должно развиваться. Менеджерам никогда не следует обманываться, полагая, что раз уж они занимают руководящие посты, то автоматически становятся лидерами. Эффективное руководство как лидерство представляет уникальную смесь служебного положения и стиля поведения. Почетных лидеров не бывает. Эффективное лидерство можно заслужить тяжелым трудом благодаря энтузиазму и приверженности поставленным целям''.
Итак, менеджерами назначают, а лидерами становятся. В этом смысле менеджер, управляющий – это синоним начальника, синоним должностной власти. Лидер же – это тот, кто умело использует и личностную основу власти, кто не ограничивается формальными функциями.
Второй аспект связан с тем, что практически все авторы опираются на подход П.Дракера и У.Бенниса, выраженный в их известном афоризме: ''Менеджмент – это совершение действий правильно; лидерство – это совершение правильных действий''. Отсюда лидерство связывают со стратегией управле-ния, с тем, что нужно делать, а менеджмент – с технологией управления, с тем, как это нужно делать. С. Кови утверждает: ''Менеджмент – это эффективность в восхождении по лестнице успеха; лидерство же определяет, к верной ли стене приставлена лестница''.
Руководитель как лидер обладает ясным ''видением'' будущего и того, что нужно делать для его достижения. Без этого менеджерские усилия могут оказаться напрасными. Лидер действует на основе им же выработанных концепций и целей, в то время как менеджер организует дело в рамках уже установленных целей.
Итак, руководство как лидерство отличается от менеджмента (понимаемого в данном случае в качестве управленческого процесса, технологии управления) тем, что лидер не просто реализует функции управления, а предвидит результаты, ясно представляет цели и пути их достижения, творчески мыслит и действует. В этом смысле лидер – это действительно ''ведущий'', ''вперед смотрящий'' в отличие от менеджера, управленца, который с этой точки зрения – исполнитель, ''аппаратный'' руководитель.
Третий аспект состоит в том, что лидерство предполагает не подчиненных, а ''последователей'' и замену принуждения побуждением и воодушевлением людей. К лидерству относят способность оказывать влияние на членов группы или организации либо же процесс такого влияния для достижения поставленных целей.
Причем лидер сам дает импульс движению, поддерживает энтузиазм в последователях, опирается не только на управленческие знания, то и на интуицию, ценностные подходы и эмоции.
Итак, руководство как лидерство лежит в иной плоскости, чем собственно осуществление управленческих функций. Лидер в этом смысле – инноватор в отличие от менеджера, который только добросовестный администратор. Лидер – творец, причем он творит не только в области достижения организационных целей, но и области социальных отношений.
Указанные
аспекты представляют лидерство
как сложное явление, не тождественное
менеджменту как
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т.В. Бендас. – М.: Вопросы психологии, 2000. – 365 с.
2. Бендер, П. Лидерство изнутри / П. Бендер, Э. Хеллман. - М.: Попурри, 2005. - 303 с.
3. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.
4. Гандапас, Р. Лидерство / Р. Гандапас. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 264 с.
5. Горбунов, А.П. Основы социального менеджмента / А.П. Горбунов. – Пятигорск, издательство "Кавказская здравница", 1999. – 788 с.
6. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство : Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. - М.: Альпина, 2005. - 301 с.
7. Зуб, А.Т. Лидерство в менеджменте / А.Т. Зуб, С.Г. Смирнов. - М.: Феникс, 2009. - 212 с.
8. Карделл, Ф. Психотерапия и лидерство / Ф. Карделл. - СПб.: Речь, 2000. - 234 с.
9. Кипнис, М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. - М.: Ось-89, 2004. - 144 с.
10. Кови, С. Семь навыков лидера / С. Кови. – М.: ЭКСМО, 2006. - 448 с.
11. Крестов, Б.И. Типология лидерства / Б.И. Крестов. – М.: Высшая школа, 2000. – 335 с.
12. Лоуб, М. Лидерство для "чайников" / М. Лоуб, С. Киндел. - М.: Диалектика, 2005. - 385 с.
13. Максвелл, Д. Лидерство. 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми / Д. Максвелл. – СПб: Попурри, 2006. - 368 с.
14. Менегетти, А. Психология лидера / А. Менегетти. - М.: Онтопсихология, 2002. - 208 с.
15. Орлов, А.И. Менеджмент / А.И. Орлов. - М.: Изумруд, 2003. – 420 с.
16. Пишулин, Н. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. Часть 1 / Н. Пишулин. – М.: Сокол, 2003. – 241 с.
17. Розанова, В. А. Психология управления / В.А. Розанова. – М.: Высшая школа, 2000. – 354 с.
18. Трейси, Б. Личность лидера / Б. Трейси, Ф.М. Шеелен. - М.: Попурри, 2002. - 288 с.
19. Чалдини, Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы / Р. Чалдини. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 256 с.
20. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн. - СПб.: Питер, 2002. – 258 с.
Информация о работе Проблемы лидерства и руководства в менеджменте