Проблемы лидерства и руководства в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.

Задачи исследования:

• составить общую характеристику понятий «руководство» и «лидерство»

• выявить свойства и отличительные особенности данных понятий

• сопоставить понятия «руководство» и «лидерство», найти их сходства и различия

• проанализировать основные подходы к пониманию руководства как лидерства

• рассмотреть классификацию подходов

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

       Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, руководители концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей  решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

       Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального  и формального лидера. Процесс  влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

       Формальный  лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных  полномочий и обычно действует в  отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается  за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

       На  практике, как правило, не наблюдается  идеального соблюдения этих двух типов  отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

       Формирование  социально-психологической структуры  коллектива связано с выдвижением  лидеров в неформальных малых  группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

       ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ  К ПОНИМАНИЮ РУКОВОДСТВА  КАК ЛИДЕРСТВА 

2.1. Психологический и социальный аспекты руководства 
 

       Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство - это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

       Формальный  лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

       На  практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

       Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется  в разной форме.

       Выделяют  три типа лидеров:

       · Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом.

       · Лидер (в узком смысле слова) - менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему приходится мотивировать поведение членов группы личным примером; как правило, влияет только на часть членов группы.

       · Ситуативный лидер - обладает личностными  качествами, имеющими значение только в какой то, вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, поход, спортивное мероприятие и т.д.

       Лидеры  есть в любом коллективе, они заслуживают  особого внимания, т.к. активно влияют на морально - психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов и именно они составляют резерв на выдвижение кадров. Лидеры бывают: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, позитивные и негативные. Официальный руководитель обязан иметь представление о неформальной структуре своего коллектива, чтобы своевременно предотвращать конфликтные ситуации; иметь четкое представление кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление об авторитетности своих заместителей и других сотрудников11.

       В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих  организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

       Почему  человек становится лидером? Согласно концепции “черт”, лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

       Однако  анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

       В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный  лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).                               

       Таким образом, лидером группы может стать  только тот, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых  ситуаций, проблем, задач, кто несет  в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе12. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

       С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

       1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

        2) социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

       3) политический тип лидерства (государственные,  общественные деятели).

       Существует  несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

       Структура механизмов воздействия лидеров  на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

     Слабые  навыки руководства: 

       · не принимает во внимание того, что  лежит в основе поведения подчиненных;

       · избегает действий, связанных с наказанием;

       · следует устаревшему стилю руководства;

       · не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей  роли;

       · вызывает отрицательное отношение  окружающих;

       · не стремится к ясности;

       · пускает работу подчиненных на самотек;

       · терпит посредственность;

       · недостаточно системно подходит к анализу  работы;

       · мало делегирует полномочия;

       · обладает излишне негативным стилем;

       · пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;

       · часто не справляется с «трудными» людьми;

       · не защищает собственную группу;

       · терпит минимальный вклад в работу;

       · не способен установить критерий успеха.

Высокие навыки руководства: 

       · принимает во внимание поведение  подчиненных;

       · устанавливает дисциплину, если это  требуется;

       · приспосабливает стиль руководства  к переменам;

       · понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;

       · развивает добрые отношения с  окружающими;

       · дает четкие указания;

       · регулярно анализирует работу подчиненных;

       · поощряет наилучшие примеры;

       · системно подходит к анализу работы;

       · квалифицированно передает полномочия;

       · избегает слишком частого применения негативного подкрепления;

       · создает позитивную обратную связь;

       · устанавливает приемлемые отношения  с «трудными» людьми;

       · защищает свою группу, если возникает  угроза;

       · ищет способы максимизации вклада в  работу сотрудников;

       · устанавливает критерии успеха.

       Основная  цель деятельности руководителя — интеграция усилий работников аппарата управления для принятия и реализации решений, воздействие через аппарат на весь коллектив предприятия с тем, чтобы выполнить поставленные задачи. Это требует от руководителя умения определять ключевые, стратегические, перспективные участки, «узкие места» производства и уделять им особое внимание.

       В деятельности руководителя необходимо органическое соответствие выполняемых  им функций, прав, полномочий и ответственности. Важно на всех уровнях управления четко определить соотношение прав и ответственности. Большие права при малой ответственности создают условия для административного произвола, субъективизма, необдуманных решений. При большой же ответственности и малых правах даже самый старательный работник нередко оказывается бессильным и спросить с него в полной мере за порученное дело трудно.

       Труд  руководителя включает решение служебных, социальных, воспитательных и организационно-управленческих вопросов. Руководитель организует работу управленческого аппарата, с его помощью — деятельность коллектива и, естественно, свой собственный труд.

Информация о работе Проблемы лидерства и руководства в менеджменте