Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.
Задачи исследования:
• составить общую характеристику понятий «руководство» и «лидерство»
• выявить свойства и отличительные особенности данных понятий
• сопоставить понятия «руководство» и «лидерство», найти их сходства и различия
• проанализировать основные подходы к пониманию руководства как лидерства
• рассмотреть классификацию подходов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Также это один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Часто под руководством мы подразумеваем, управление в целом, но это распространённое мнение ошибочно, потому что управление делится на две полярные категории: руководство и лидерство. В свою очередь эти категории распадаются ещё на несколько подкатегорий. Так руководство бывает: директивное, демократическое и либеральное, а лидерство - формальное и неформальное.
Но сказать однозначно, что лидерство и руководство несовместимы, нельзя. Лидерство это скорее состояние души человека и совокупность его личностных качеств, а отличие от руководства - руководящий пост может занимать любой человек независимо от его характера и настроя. Так лидер может иметь большее влияние на сотрудников, чем непосредственный руководитель.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство
отличается от руководства, которое
предполагает достаточно жесткую и
формализованную систему
Поскольку однозначного решения не существует, то следует разобраться, что такое лидерство и что такое руководство, чем они похожи и чем различны.
Степень разработанности проблемы. Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций, что говорит о высокой степени разработанности проблемы.
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте.
Задачи исследования:
• составить общую характеристику понятий «руководство» и «лидерство»
• выявить свойства и отличительные особенности данных понятий
• сопоставить понятия «руководство» и «лидерство», найти их сходства и различия
• проанализировать основные подходы к пониманию руководства как лидерства
• рассмотреть классификацию подходов
Объектом исследования являются понятия «лидерство» и «руководство».
Предмет - сходство и различие понятий и сферы их применения.
Теоретико-
Методологической основой настоящего исследования является общенаучная методология и вытекающие из нее частнонаучные методы познания: логический, системный, метод сравнения и анализа и т.д. При работе использовались методы анализа источников: выявление, отбор, критика содержания источника.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение руководства как лидерства представляет значительный научный интерес, так как именно лидерство и руководство являются основополагающими понятиями, с которыми связано эффективное управление организациями.
Структура
работы. Данная курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Главы содержат по два параграфа. Общий
объем работы составляет 37 страниц.
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОНЯТИЙ «РУКОВОДСТВО»
И «ЛИДЕРСТВО»
Управление - это целенаправленная деятельность по достижению поставленных целей организации.
Руководство - это организация процесса управления, включающая координацию действий. Руководитель должен осуществлять регулирование официальных отношений в силу своих обязанностей.
Лидерство - это психологический феномен; лидер осуществляет регулирование межличностных отношений в группе.
Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.
Это
способность влиять на поведение
группы людей или отдельных
Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.
Конечно можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.
Для
того, чтобы сложная фирма эффективно
выполняла свои задачи, необходимо
задействовать все функции
Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.
Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть 1.
В
сфере новой философии
Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.
Вот
почему понятие руководства имеет
огромное значение. Раньше можно было
назначить работника
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам2:
-выдача директив относительно того, что нужно сделать;
-налаживание сотрудничества между людьми;
-обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.
Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы3.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.
Сознание
людей подготавливается, учитывается
и настраивается при принятии
важных управленческих решений. Желательно,
чтобы эффективность
Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:
требования (разумные, реальные);
контроль (обязательно личный);
поощрения, наказания (быть справедливым);
организация общественного мнения.
Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.
Влияние и власть в равной мере зависят от трех факторов:
• личности, на которую оказывается влияние;
• сложившейся конкретной ситуации;
• способностей руководителя.
В силу этих причин абсолютной реальной власти не существует. Подчиненные в любой организации обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение.
Формы власти достаточно разнообразны. Их исследованием занимались Дж. Фрэнч, Б. Рэйвен, К. Хейлс и др. Они выделяли следующие основные формы власти4:
• основанную на принуждении (исполнитель верит в то, что влияющий имеет возможность наказывать подчиненного. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено);
• основанную на вознаграждении (исполнитель верит, что влияющий может удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие);
• законную (исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что долг исполнителя - подчиняться им. Законную власть очень часто называют традиционной властью);
Информация о работе Проблемы лидерства и руководства в менеджменте